«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
22.01.2018
Данный урок был посвящен обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний обучающихся, и включен в систему уроков по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Урок является естественным продолжением темы «Подготовка к ЕГЭ. Нормы русского языка». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.
Грамотная речь как показатель культуры человека.docx
Пузикова Марина Васильевна
МОУСОШ №1 р.п. Мокроус
Фёдоровского района
Саратовской области
Тема урока:
«Грамотная речь как показатель культуры человека
Подготовка к ЕГЭ»
( 11класс) Данный урок был посвящен обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и
оценкой знаний обучающихся, и включен в систему уроков по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации
в форме единого государственного экзамена.
Урок является естественным продолжением темы «Подготовка к ЕГЭ. Нормы русского языка». Урок универсальный и может быть
проведён учителем, работающим по любой программе.
Цель урока:
совершенствование речевой культуры обучающихся при подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого
государственного экзамена.
Учебные задачи урока:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа
уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Предметные:
представление о роли родного языка в жизни общества;
понимание роли родного языка в образовании в целом;
овладение основными нормами языка (орфоэпическими и лексическими);
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации общения;
понимание коммуникативноэстетических возможностей грамматической и лексической синонимии и использование их в собственной
речевой практике. Метапредметные:
определение общей цели и путей ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
коммутикативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
задания
№
п\
п
1
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной
деятельности
Цель этапа: включение
учащихся
в деятельность.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас
на уроке.
Подготовка класса к работе.
Поговорим?
А знаете о чём?
О разном и о прочем. О том, что хорошо, и
хорошо не очень. Поговорим?
Давайте поздороваемся друг с другом и со мною.
Упражнение «Поздоровайся глазами» это
один из активных приемов.
Поговорим!
О чём?
Поговорим! 2
Прием целеполагания.
Сообщение темы, цели урока.
Цель этапа: обсуждение
затруднений (почему
возникли затруднения, чего
мы ещё не знаем).
Цель – положительный настрой на работу,
установление контакта между учениками. Этот
прием заключается в том, что поздороваюсь не
словами, а молча глазами. При этом прошу
каждого ученика глазами показать, какое у него
сегодня настроение.
Создает проблемную ситуацию
Случилось это на первом уроке. Новенький стоял
возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с
ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы
смотрели на него и радовались, что на урок
остается меньше времени.
Где же ты учился, Сережа Елкин? спросила
Зинаида Антоновна.
Теперя? В этом году?
Ну, разумеется.
Теперя в 35 школе.
А раньше?
Раньше... НачАл в 147, а еще первее в 549.
В классе сделалось совсем тихо.
Садись вон туда. — Зинаида Антоновна кивнула
в сторону Люси Булочкиной.
— Я не хочу сидеть с двоечником, обиженно
заявила Люся...
(По А. Минчковскому)
Почему Люся подумала, что новенький —
двоечник?
Ставят цели, формулируют тему урока.
Ответы учащихся ( Серёжа Елкин нарушил Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа
«Заговори, чтоб я тебя узнал»
Сократ
лексические, грамматические и орфоэпические
нормы речи)
Как вы понимаете слова Сократа?
Как вы считаете, какие виды культуры нужно
формировать?
Отрадно, что в первую очередь вы назвали
культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно
говорить правильно? Исправите ли вы
собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Свой ответ аргументируйте.
Мокроусова Диана провёла собственное
расследование, социологический опрос среди 911
классов. Она искала ответ на вопрос: «Как вы
поступите, услышав ошибку в речи другого
человека?» Что же получилось?
Услышав речь человека, мы можем определить,
культурный он или нет.
Культуру поведения, речи, одежды и п.)
Да, исправлю
Нет
Не нравится, когда
говорят неправильно
Чтобы не
смущать человека
Не надо портить русский
язык
Не обидеть
Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной
речи в жизни современного человека. Именно за
вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша
культура. Вы уже близки к сдаче ЕГЭ. Вы
осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку
отличаются от стандартных тестов, в них охвачен
Чтобы человек больше не
допускал ошибок
Неоказаться
бестактным
Участвовали: 31 учащийся 9х классов
12 учащихся 10Б класса 23 учащихся 11 класса
10% нет
90%да,но считают,что:
60% исправлять надо в зависимости от ситуации
39% надо, но неудобно делать замечания
10%если человеку указать на ошибку, то он
повторно её не допустит
5% мне все равно, как говорят окружающие
весь курс русского языка средней школы. Кроме
проверки орфографической и пунктуационной
грамотности, проверяется владение нормами
литературного языка, теоретические знания и
умение применять их на практике, умение
анализировать текст. Исходя из этого, я
предлагаю Вам провести урок – практикум по
подготовке к ЕГЭ.
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего
урока?
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Молодцы. Продолжим работу.
«Грамотная речь как показатель культуры
человека Подготовка к ЕГЭ.».
(Цель: продолжить работу по культуре речи,
формировать коммуникативную компетенцию,
умение анализировать текст, и, конечно же, самое
главное – разобрать задания тестов, повторить 3
.Актуализация знаний
Подготовка к ЕГЭ
Цель: закрепить полученные
знания
Повторение мать учения
В начале урока мы прочли стихотворение А.
Минчковского,в котором мальчик Серёжа
допустил орфоэпические ошибки.
1)Орфоэпическая разминка
сложные вопросы различных разделов языкознания)
Мозговой штурм
Чему учит нас орфоэпия?
Учитель предлагает обучающимся разбиться на
две группы (первая группа – кто родился летом и
зимой, вторая группа – кто родился весной и
осенью).
Групповая работа
Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую
разминку. В ЕГЭ это задание 4 . На слайде слова,
которые я выбирала из вариантов ЕГЭ.
На столах листы с этими же словами. Ваша
задача: в течение 23 минут расставить ударение в
предложенных словах. Начинайте работу
(учащиеся в теч.23 мин. расставляют ударение).
Поменяйтесь выполненными заданиями.
Проверьте себя. (На проекторе слайд с
правильными ответами). Посчитайте количество
ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с
критериями оценки). Спасибо за работу.
Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации
Грамотный человек должен правильно произносить
слова. Орфоэпия учит нас этому. Орфоэпия – это
раздел лингвистики, который изучает правила
постановки ударения в словах произношение звуков
и звукосочетаний.
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить,
премировать, вероисповедание, водопровод,
избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай,
облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый
(учащиеся в теч.23 мин. расставляют ударение).
(добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,пр
емировАть,вероисповЕдание,
водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завс
егдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивов
ый). Лексикология – раздел лингвистики, который
изучает словарный состав языка.
Паронимы однокоренные слова, близкие по
значению или частично совпадающие в своем
значении.
Выбирают сами вариант.
Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод.
Обсуждение процесс действия по знач. глаг.:
обсуждать, обсудить. Осуждение неодобрение,
порицание.
Надеть чтолибо Одеть коголибо.
Освоить – овладеть, довести до состояния
– 1) делать своим,
годности.
свойственным,
2)Запоминать,
выучивать, осваивать
Проверка. Код ответов: 1, 4, 2
присущим себе.
Усваивать
4
Этап включения изученного в
систему знаний
Цель этапа: включить
полученные знания в систему
знаний о частях речи.
В стихотворении А. Минчковского Серёжа Елкин
допустил лексические ошибки
А что же изучает лексикология?
Чем отличаются данные пары слов? Устно
объясните
лексические значения паронимов.
Выполните тестовые задания
1. НАДЕТЬ ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить
слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь,
придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть
детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно
употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей
среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ
сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В.
Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года
исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. ОСВОИТЬ УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно
употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для 5
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Подготовка к ЕГЭ
Цель этапа: самооценка
учащимися результатов своей
учебной деятельности
посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
ФИЗМИНУТКА
Учитель предлагает обучающимся разбиться на
две группы (первая группа – кто родился с 1по 14
число, вторая группа – кто родилсяс15 по 30
число).
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала
тетрадь нового ученика в классе, которого вы не
знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки.
Определите вид ошибки. Каким вы представили себе
нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой
ответа.
(на проекторе для всех)
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов
2. На примере конкретных примеров покажите
своеобразие чеховского пейзажа
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном
слов, надо много читать
4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.
5. Родители хотели устроить праздник более
пышнее.
Выбирают сами вариант.
Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод.
(употребление лишнего слова).
(употребление рядом однокоренных слов).
( употребление слова в несвойственном ему значении).
(неправильное употребление Д.О.).
(неправильное образование форм прилагательных).
2 группа Грамматические ошибки
Многие чуда техники, не хватает время
Более интереснее, красивше
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы существительного Ихнего пафоса, ихи дети
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися
джазом.
Нужно сделать свою природу более красивую.
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему его люблю.
Читая текст, возникает такое чувство…
4
5
Закрепление материала
Подведение итогов
урока.
Индивидуальная работа.
Выполнение теста № 24 сборника И.Цыбулько
«Готовимся к ЕГЭ»
Учитель предлагает написать синквейн к уроку,
напоминая правила написания синквейна. На
данную работу отводится 12 минуты.
Ошибочное образование формы прилагательного
Ошибочное образование формы числительного
Ошибочное образование формы местоимения
Нарушение согласования
Нарушение управления
Ошибки в построении предложения с однородными
членами
Ошибки в построении предложения с деепричастным
оборотом
Обучающиеся решают тест, заполняя бланки
ответов
Обучающиеся обучающихся пишут синквейн на
отдельных листках.
После написания каждый из участников урока
прикрепляет свой синквейн на магнитную доску,
которая разделена на три части:
7
Рефлексия
Сегодня мы весь урок говорим о понятии
«КУЛЬТУРА».
Можем ли мы нашу речь
соотнести с этим понятием? Каковы для вас
составляющие слова «культура речи»? / Ответы
учащихся/.
1 Урок полезен и познавателен
2
«Мозги кипят»
3 Я равнодушен
Осуществляют оценку урока и самооценку,
соотносят цель и результаты, степень их
соответствия
Отвечают на вопросы: Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв,
учёный – филолог, истинный российский
интеллигент, блестяще владеющий русским
словом, в книге « Письма о добром и
прекрасном» писал: « Неточности языка
происходят прежде всего от неточности мысли.
Поэтому, учёному, инженеру, экономисту –
человеку любой профессии следует заботиться,
когда пишешь, прежде всего о точности мысли.
Строгое соответствие мысли языку и даёт
лёгкость стиля». Давайте сделаем вывод: В ЧЁМ
СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ РЕЧИ?
Затем учитель выводит на проекторе схему
«Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Так надо ли грамотно говорить?
А можно ли научиться грамотной речи?
Что для этого нужно сделать?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Заслушивается высказывание каждого желающего
ответить. В ходе своих высказываний обучающиеся
делают вывод, что говорить и писать грамотно
необходимо, чтобы:
приятно было общаться;
поступить в престижный ВУЗ;
сдать успешно ЕГЭ;
Недаром гласит народная мудрость: «Век живи –
век учись».
сохранить в речи нормы русского языка и др.
Что интересное, полезное извлёк каждый из вас
на этом уроке?
Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.
6
Домашнее задание
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Я похвалил бы себя за…
Какую бы оценку я бы себе поставил?
Домашнее задание: Учитель предлагает домашнее
задание на выбор.
1.Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить
грамотно?»
2. Написать рассказ, использовав одну из
пословиц.
Речисты у милого глаза.
Наговорили, что наварили, глядь – ан нет
ничего.
Каковы свойства, таковы и речи.
Красноплюй заговорит, всех слушателей
переморит.
Красна речь слушаньем.
3.Доказать или опровергнуть высказывание (одно
на выбор)
Берегись изысканного языка.
должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов – писатель, драматург
Язык Восприятие чужих слов, а особливо без
необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков – поэт,
писатель, драматург
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
«Грамотная речь как показатель культуры человека Подготовка к ЕГЭ»( 11 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.