Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции
Оценка 4.6

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
русская литература +1
11 кл
29.05.2019
Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции посредством интегрированного урока представляет собой высокую форму воплощения метапредметных связей на качественно новой ступени. Происходящие сегодня изменения, а именно переход на ФГОС, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, так как она ориентирована на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности.
Педчт.19.docx
Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции Аннотация Формирование коммуникативной компетенции посредством интегрированного урока представляет   собой   высокую   форму   воплощения   метапредметных   связей   на   качественно новой   ступени.  Происходящие   сегодня   изменения,   а   именно   переход   на   ФГОС,   требуют повышения   коммуникативной   компетенции   обучающихся,   так   как   она   ориентирована   на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности. Ключевые   слова:   интегрированный   урок,   коммуникативная,   компетенция,   обучающиеся, русский язык, метапредметные результаты Главная и основная задача современной системы образования – создание условий для качественного   обучения.   Система   образования   старается   идти   в   ногу   со   временем   и качественные   изменения   ­   это   требование   современного   информационного   общества. Согласно требованиям ФГОС к образовательной дисциплине русский язык ­  особое внимание должно быть уделено достижению личностных и метапредметных результатов. Мы изучаем очень гибкий предмет. Это не химия, где, если смешаешь неправильные пропорции веществ, всё взорвётся. И не архитектура, где, если неправильно спроектируешь, получишь   вместо  дома   неизвестно  что.  Мы  просто  учим  выражать   свои  мысли,   мы  учим понимать друг друга. На   сегодняшний   день  у   студентов   теряется   интерес   к   учению,   резко   выросла информированность   обучающихся.   Если   раньше   уроки   были   источниками   получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным   фактором   формирования   картины   мира   у   студента,   причем   не   всегда положительной. Современные ребята мало читают, особенно классическую и художественную литературу.   Телевидение,   фильмы,   видео   вытесняют   литературное   чтение.   Отсюда   и трудности   в   обучении,   связанные   с   невозможностью   смыслового   анализа   текстов; несформированностью   внутреннего   плана   действий;   трудностью   логического   мышления   и воображения,   увеличивается   число   ребят,   не   умеющих   работать   самостоятельно.  Как преподаватель,   я   горжусь   результатами   своих   студентов,     их   высоким   уровнем   знаний   в области русского языка, но за годы моей работы, я столкнулась с такой проблемой, что не у всех моих студентов сформированы навыки коммуникативной компетенции.  Возникла   необходимость   повысить   уровень   сформированности   коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка.  Чему же учит техникум, чему учат преподаватели  русского языка в частности? Писать, читать? Да и этому тоже учит техникум. Но   самое   главное  в   области   обучения     языку,  нужно   делать   акцент   на   развитие коммуникативных умений.  Возникает закономерный вопрос: а насколько наши занятия, наши уроки способствуют формированию   данной   компетенции,   или   они   просто   направлены   на   запоминание определенного   количества   грамматического   материала,   лексического   минимума   и   на дальнейшее   его   воспроизведение?   И   что   же   нужно   делать   для   того,   чтобы   научиться общаться? Посредством, каких форм и методов я пытаюсь этого добиться? Как же повысить уровень коммуникативной компетенции, развить мыслительную деятельность обучающихся на уроках   русского   языка?   Я   считаю,   что   в   нашем   повседневном   образовательном,   иногда рутинном процессе, просто необходимо вводить активные формы и методы обучения.   Одна из форм организации активного образовательного процесса – интегрированный урок.  Специфика   нашего   техникума,   безусловно,   это   большое   и   плодотворное   поле   для проведения   интегрированных   уроков,   направленных   на   формирование   коммуникативной компетенции. Формирование   любой   компетенции   начинается   с   мотивации,   а   для   поддержания мотивации   мы   используем   творческие   задания.   Создание   ситуации   успеха   позволяет   нам мотивировать студентов на активную работу в классе во время урока. Необходимость интегрированного подхода к обучению русскому языку обусловлена рядом педагогических, психологических и методических факторов. Согласно   ФГОС,   одной   из   целей   в   процессе   обучения   русскому   языку   является развитие   у   учащихся   коммуникативной   компетенции,   то   есть,   в   частности формирование   умения   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с   условиями коммуникативной   ситуации,   а   также   владение   монологической   и   диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка. Таким   образом,   формирование   коммуникативной   компетенции   посредством интегрированного урока представляет собой высокую форму воплощения метапредметных связей на качественно новой ступени. Происходящие сегодня изменения, а именно переход на ФГОС, требуют повышения коммуникативной   компетенции   обучающихся,   так   как   она   ориентирована   на   достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности. По мнению современных ученых, для достижения метапредметных результатов, нужно опираться   на   формирование   ключевых   компетенций,   которые   способны   обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Переход на ФГОС как раз и позволил нам всем сформировать у студентов целостную картину мира. Я считаю, что все   учебные   предметы   не   должны   существовать   каждый   сам   по   себе.   Таким   образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождает серьезные трудности в   формировании   у   студентов   целостной   картины   мира.   Студенты   часто   не   в   состоянии применить   знания   одной   из   дисциплин   к   знаниям   другой.  Поэтому   необходимо   давать интегрированные уроки периодически, чтобы студенты увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и  поняли, что знания в одной  дисциплине облегчает  понимание процессов, изучаемых   в   других   областях.   Основная   идея   проведения   интегрированных   уроков     ­ повышение   эффективности   образовательного   процесса   и   совершенствование коммуникативной компетенции. Результаты   интеграции   русского   языка   с   другими   образовательными   дисциплинами будут проявляться в: ­умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы; ­ умении самостоятельно организовать деятельность; ­умении работать с разными источниками информации, анализировать и использовать ее. Закономерности интегрированных уроков по формированию коммуникативной компетенции обучающихся: ­ весь урок подчинен авторскому замыслу; ­ урок объединяется основной мыслью; ­ урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; ­отобранный   для   урока   дидактический   материал,   направленный   на   совершенствование навыков коммуникативной компетенции, соответствует замыслу.  Интеграция  способствует формированию целостного взгляда на мир. На интегрированном уроке   обучающиеся   имеют   возможность   получения   глубоких     разносторонних   знаний, используя   информацию   из   различных   предметов,   совершенно   по­другому   осмысливая события   и   явления.   Именно   на   этих   уроках   происходит   формирование   творческой, самостоятельной личности. Используя   интегрированную   модель   обучения   в   образовательном   процессе, расширяются   знания   обучающихся   об   окружающем   мире,   проявляется   интерес   к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать свои знания и творческие способности в олимпиадах и научно ­ практических конференциях.   Используя методику интегрированных уроков, мы тем самым побуждаем студента к самостоятельности, содействуем развитию склонностей во многих предметах, углубляем интерес к знаниям и учению в целом.  Я   считаю,   что   использование   интеграции   возможно   на   разных   этапах   процесса обучения.  Продуктивнее   всего   интегрированные   уроки   используются   как   обобщающие, которые   предоставляют   широкий   выбор   освещения   какой­либо   предметной   области, соответствующей целям урока.  Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного процесса. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Большая часть урока отводится творчеству.  Перед студентами открывается возможность продемонстрировать не только   знания   русского   языка,   но   и   показать   свою   эрудицию,   умения   и   навыки самостоятельной   работы   со   смежными   предметами.   Интегрированные   уроки   снимают утомляемость,   перенапряжение   студентов   за   счет   переключения   на   разнообразные   виды деятельности. Преподаватель должен правильно устанавливать межпредметные связи, умело их использовать и это важно для формирования гибкости ума студента, процесс обучения становится более активным, преподаватель тем самым усиливает процесс обучения. Для меня как для преподавателя очень важно, чтобы студент четко представлял, какие знания   он   получит     сегодня   на   уроке   и   где   он   в   дальнейшем   может   их   применить.   Для успешного   проведения   интегрированных   уроков     необходимо   создать   атмосферу заинтересованности и творчества. Русский язык настолько универсален, что при желании его можно   интегрировать     с   любой   образовательной     дисциплиной.   На   каждом   уроке   можно проследить метапредметную интеграцию. Интегрированные уроки помогают вести студентов от простого к сложному, от элементов игры к элементам исследования. Более подробно мне бы хотелось остановиться на примере интегрированного урока по теме «Правописание причастий».  Это цикл уроков, где интегрируемые дисциплины: русский язык, кулинария. Предметные поля русского языка и кулинарии пересекаются при изучении правописания   слов.   Чтобы   обобщить   обширный   материал   по   этой   теме,   заинтересовать студентов и расширить их знания, была выбрана интегрированная форма урока. Урок был построен с позиции системно­деятельностного подхода. Мотивационный   компонент   урока   заключался   в   опросе:     «Хотели   бы   вы   быть грамотным   поваром?»     У   ребят   сразу   возникли   вопросы:   Как   нам   может   пригодиться русский? Деятельность студентов была  организована через групповую работу. В целом урок вызвал огромный, познавательный интерес у студентов. Урок   был   построен   на   таких   принципах   системно­деятельностного   подхода,   как вариативность (на уроке использовались различные виды деятельности работы: фронтальные, индивидуальные   и   групповые,   а   также   работа   в   парах,   присутствовали   разнообразные источники   информации),   целостность   (у   обучающихся   формируется   разностороннее представление   о   странах),   творчество   (защита   подготовленного   материала   в   результате групповой   работы).   Именно   модель   интегрированного   урока   позволяет   стимулировать речевую   активность   обучающихся,   тем   самым   происходит   формирование   навыков коммуникативной компетенции. Рассматривая первый этап урока, можно наблюдать первое включение обучающихся в коммуникацию. Класс делится на две группы, которые принимают участие   в   беседе,   выполняют   интерактивные   упражнения;   проявляют   умение   слушать собеседника и правильно реагировать на предлагаемые фразы. Все бразды правления на уроке отдаю студентам, они активные и творческие, самостоятельные, мотивированные, а я, только лишь создаю условия для успешной реализации всех этапов урока. Если проведение интегрированных уроков станет достаточно частым процессом, то прогнозы  на  качество  результатов  можно  сделать   уже  сейчас  –  положительный  результат гарантирован.  Главное для студента почувствовать и понять связь между предметами, а для преподавателя главное правильно преподнести выбранный им материал и построить урок так, чтоб цепочка межпредметных связей была непрерывной.  Интегрированный   урок   как   средство   развития   коммуникативной   компетенции   в разрезе ФГОС осуществляет синтез различных образовательных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Наша преподавательская задача ­ идти в ногу со временем, с потребностью молодого поколения.   Разработка   системы   введения   процесса   интеграции   в   учебный   процесс   и   есть способ решения данной задачи. Использованная литература: 1. Гусева Т.К., Маяцкая Н.К. Требования к профессиональной компетентности педагога в свете основных положений ФГОС ВПО нового поколения // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4 – С. 66­68 2. Дзятковская   Е.Н. Образование для устойчивого развития: взаимодействие учебных предметов // Педагогика. – 2014. ­ N6 ­ С.13­21 3. Клепиков   В.Н.   Интеграционные   процессы   в   современном   образовании   //Школьные технологии. 2014.– №5 –С.3­14

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции

Интегрированный урок как средство развития коммуникативной компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019