Конспект урока "Обособленные члены предложения"
Оценка 4.8

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
29.05.2019
Конспект урока "Обособленные члены предложения"
конспект урока русского языка по теме: "Обособленные члены предложения." Тип урока- обобщение и систематизация знаний. Студенты работают как в группах., так и индивидуально. Обучающиеся выполняют тренировочные упражнения, пишут словарный и объяснительный диктант, составляют кластер, работают с учебником. Развивают навыки обособления приложений.
урок к 14.04.16.docx
Обособленные члены предложения Цель. 1. 2. 3. Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений. Развивать навыки обособления приложений. Воспитывать культуру речи. Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест,  тренировочные упражнения. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Вид: урок­практикум Ход урока 1.Орг. момент 2. Словарная работа Выходят к доске по одному: Бутерброд, фейхоа, рафинад, багет, баклажан, официант, винегрет,   кастрюля,   шеф­повар,   бармен,   кондитерский,   грейпфрут,   кока­кола,   компот, дрожжи, боржоми, зразы, имбирь, желе, драже, ботвинья, кисломолочный, малосольный, всеядный, рассольник, макаронник.. Проверка домашнего задания. (каждый читает свои предложения) Тема   урока   «Обособленные   члены   предложения»   Подберите   синонимы   к   термину обособленный. (Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный) ­Как подбор синонимов и выполнение морфемного разбора помогли нам в определении понятия «обособленные члены предложения»? (Обособленные члены предложения –это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты,   приобретают   некоторую   синтаксическую   самостоятельность   в   составе предложения.   На   письме   обособленные   члены   предложения   выделяются   запятыми   или тире)   ­Какие члены предложения могут быть обособленными? (Выделяться   знаками   препинания   могут   разные   второстепенные   члены   предложения: согласованные   и   несогласованные   определения,   приложения,   дополнения,   приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение) ­Могут ли выделяться подлежащее и сказуемое? Почему? (Нет,   так   как   подлежащее   и   сказуемое   –   грамматическая   основа   предложения,   а обособленные члены предложения имеют значение добавочного сообщения, пояснение и уточнения)   ­Обособленные члены предложения ­ сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века Александр Матвеевич Пешковский (1878­1933) в своем труде «Русский   синтаксис   в   научном   освещении»   (1914).   Интонацию,   сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал «обособляющей»   ­Каковы характерные признаки «обособляющей интонации»? (Паузы, логические ударения, ритм – особая мелодика, мелодический рисунок)   3. Повторение сведений о приложении.  ­ Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений ­ Какие особенности обособления приложений вам известны? ­ Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого? Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составляется на уроке  (по учебнику) Приложения –   это   определение,   выраженное   существительным,   согласованным   с определяемым   словом   в   падеже,   например:   Не   забудет   народ­победитель   беззаветных героев своих. Обособляются Не обособляются 1.Приложения, которые относятся к личному  местоимению. Человек дела, он всегда дорожил временем. 1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский  везде был принят как жених. 2.Распространённые приложения, стоящие после  определяемого слова. Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем. 3.Приложения, имеющие причинное значение. Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. 4. Согласованные приложения, стоящие после  определяемого существительного собственного. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим  Михайлович,фельдфебель. 5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок  причинности. Её, как южанку, страшно пугали полярные холода  Якутской области. 6. Приложения, присоединяющиеся словами по  прозвищу, по имени, по фамилии и пр. Собачка эта, по кличке Чибис, была  прелюбопытнейшим созданием. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от  определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких  заморозков. Запись примеров: 1) Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере. 2) Вечером на огонек зашел Василий Петрович, сосед. 3) В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино. 4) Соловья­разбойника победил Илья Муромец. Отметим, что обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные (пример 2), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (пример 4) — слияние приложения   с   именем   собственным   по   смыслу   и   в   произношении. 2. Повторение.   Случаи   употребления   сравнительного   оборота   с   союзом   как. — Какова роль сравнительного оборота с союзом как в предложениях:  Небо как черная тушь. Небо черное, как тушь. (В первом случае сравнительный оборот     втором   —     во сказуемым, является обстоятельством.) 3.   Рассмотрим   случаи,   когда   союз   как   выступает   в   другой   роли. 1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение   обособляется:   Ему,   как   хорошему   шахматисту,   легко   удалось   победить соперников.   (Ему   удалось   победить   соперников,   так   как   он   хороший   шахматист.) 2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется: В. И.   Даль   известен   как   выдающийся   лексикограф.   (В.   И.   Даль   известен   в   качестве выдающегося лексикографа.) В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф. 3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть   их   значение,   обозначить   более   длительную   паузу.   Чаще   всего   это распространенные приложения:  Нагнулся   старый   атаман   и   стал   отыскивать   в   траве   люльку   с   табаком   —   неотлучную сопутницу на морях, на суше, и в походах, и дома. 4. Закрепление (Запись на доске) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте  обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания  (запятыми и тире). Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. Санкт­Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались. Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения  выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить  приложение? 5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1  вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант  выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы  проверяются друг у друга по ключу. 1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью  дефиса? 1. 2. 3. 4. 5. Мальчик пастух заиграл на жалейке. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик. Течёт Волга река почти через всю страну. Сумерки, но мы дети ещё на улице. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид. Ключ 1,3,5 2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение. 1. 2. 3. 4. 5. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и  неслыханно скромный. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой. Ключ 1,2, 5 6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как. Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё  самому. Он работал как простой каменщик. 7. Выполнение упр. (Работа с  учебником) комментированное выполнение. 8. Составление кластера на тему «Обособленные приложения» 9. Индивидуальные задания 1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными  приложениями. Берёзка – любимое дерево русского народа. В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина. Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России. 2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его  после определяемого слова, затем запишите предложения. Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне. В Спасском­Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось. Норка разводится в питомниках. 3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении  приложений. 1. 2. 3. 4. Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку. Все знают Александра Блока, как гениального поэта 4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать. 5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после  слова Миша поставить тире. От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина. Подводим итоги урока. Озвучим составленный вами кластер. Домашнее задание. Упр.65,67 Допзадания 1)   Низенький   и   коренастый,   он   обладал   страшною   силой   в   руках.   2) Поглощенный   его   словами,   я   не   мог   думать   над   этой   загадкой.   3) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее, спокойную и сильную, как большая полноводная река, приятно. 5) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)   согласованные   определения   (распространенные   и Общее   условие: нераспространенные)   относятся   к   личным   местоимениям,   поэтому   во   всех предложениях обособляются. 1        Закрепление изученного материала Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы   и   знаки   препинания.   Графически   обозначьте определяемые   слова   и   распространенные   определения.   (Ребята   выполняют   это упражнение так: один учащийся выходит к доске, остальные записывают предложение в тетради; затем учащийся у доски объясняет орфограммы и пунктограммы). 1) Синее спокойное озеро в голубой раме гор, окрыленных вечным снегом, темное   кружево   садов   пышными   складками   опускается   к   воде.   2)   Из двери   белого   дома   домика,   захлестнутого   виноградниками,   выходит навстречу   солнцу   древний   старец.   3)   В   священной   тишине   восходит солнце и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким   запахом   золотых   цветов.   4)   Раздираемое   молниями   небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в   холодный,   тяжелый   и   тесный   мрак,   страшно   суживавший   ее.   5) Закованные   в   гранит   волны   моря   подавлены   громадными   тяжестями скользящими   по   его   хребтам.   6)   По   обеим   сторонам   камина   стоят фикусы, нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма вилась в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. 8) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. 9) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей   с   реки.   10)   Трава,   сгибаемая   ударами   ветра   и   дождя, ложилась на землю.

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"

Конспект урока "Обособленные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019