Понятие "грамотность чтения" имеет широкий смысл: это не техника чтения как таковая, но прежде всего способность к пониманию разных видов текста и рефлексии на основе прочитанного. В рамках своих возрастных и психофизиологических особенностей учащийся должен уметь размышлять над содержанием текста, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном, использовать его в жизненных ситуациях. Таким образом, грамотность чтения не является неделимой единицей, а выступает как постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, в условиях школы называемая общеучебными знаниями, умениями и навыками.
С учебным текстом (текстом из учебника в научном/научно-популярном стиле) учащиеся школы сталкиваются ежедневно: работа с текстом используется как в урочной деятельности, так и при выполнении домашних заданий. В широком смысле умение учащихся работать с текстом является основой получения качественных знаний, поэтому постоянная диагностика сформированности грамотности чтения позволит педагогу вовремя вносить коррективы в учебный процесс.
Цель контрольной работы: на основе учебного научно-публицистического текста определить уровень сформированность грамотности чтения.
Задачи контрольной работы:
• выявить уровень ОУУН (понимание прочитанного, умение выделять главное, делать вывод, сопоставлять понятия, адекватно пользоваться словарным запасом, внимание, память), актуализируемых в процессе работы над учебным научно-популярным текстом,
• изучить характер трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.
Грамотность чтения (контрольная работа для
учащихся 5-х классов)
Понятие "грамотность чтения" имеет широкий смысл: это не техника чтения как таковая, но прежде всего
способность к пониманию разных видов текста и рефлексии на основе прочитанного. В рамках своих возрастных
и психофизиологических особенностей учащийся должен уметь размышлять над содержанием текста,
оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном, использовать его в жизненных ситуациях.
Таким образом, грамотность чтения не является неделимой единицей, а выступает как постоянно
развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, в условиях школы называемая общеучебными
знаниями, умениями и навыками.
С учебным текстом (текстом из учебника в научном/научнопопулярном стиле) учащиеся школы сталкиваются
ежедневно: работа с текстом используется как в урочной деятельности, так и при выполнении домашних
заданий. В широком смысле умение учащихся работать с текстом является основой получения качественных
знаний, поэтому постоянная диагностика сформированности грамотности чтения позволит педагогу вовремя
вносить коррективы в учебный процесс.
Цель контрольной работы: на основе учебного научнопублицистического текста определить уровень
сформированность грамотности чтения.
Задачи контрольной работы:
выявить уровень ОУУН (понимание прочитанного, умение выделять главное, делать вывод, сопоставлять
понятия, адекватно пользоваться словарным запасом, внимание, память), актуализируемых в процессе
работы над учебным научнопопулярным текстом,
изучить характер трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся.
Данная контрольная работа является диагностической по цели, тестовой по форме и развивающей по
характеру.
Прочитай внимательно текст.
Ход урока
Молоко это настоящее чудо природы. О целительной силе молока известно издревле и во всех уголках нашей
планеты. В большинстве стран мира принято использовать в пищу коровье молоко, а там, где не разводят коров
или погодные условия суровы, в пищу используется оленье, козье молоко, а также кумыс (кобылье молоко).
Молоко основа огромного количества молочных, молочнокислых и молокосодержащих продуктов питания:
сыров, творога, простокваши, ряженки, кефира, мороженого, молочных коктейлей, детских смесей. Молоко
единственный в природе пищевой продукт, в котором есть всё необходимое для пропитания человека, недаром
его называют универсальной пищей. Особенно полезно молоко детям, потому что оно богато кальцием и
фосфором, а они полезны для роста костей, а также витамином А, который полезен для зрения. В прошлые века
молоко активно использовалось как лекарственное средство от туберкулёза, так как молочные белки способны
убивать вредоносные бактерии. Да и сегодня рабочим вредных цехов полагается бесплатное молоко.
1. Подчеркни название, наиболее полно отражающее содержание текста. Как бы ты озаглавил этот текст?
Напиши своё название в последней строчке.
Молоко.
Полезные свойства молока.
Молоко самая древняя пища человека.
Молоко настоящее чудо природы.
2. Сопоставь левые и правые строки таблицы. Поставь между ними знак =, если левая и правая строки говорят
об одном и том же, но поразному.
издревле
с незапамятныхвремён
полностью состоит из
молокосодержащий
молока
полезный для здоровья
целительный
много десятилетий
издревле
содержит немного молока
молокосодержащий
3. Объясни кратко, почему жители Свердловской области не употребляют в пищу кумыс и оленье молоко?
4. Используя текст и таблицу, выведи краткое определение, что значит молокосодержащие продукты.
Молочные
продукты
Молоко
Сгущённое молоко
Сливки
Кумыс
Молочнокислые
продукты
Молокосодержащие
продукты
Кефир
Ряженка
Творог
"Снежок"
Мороженое
"Растишка"
"Киндерсюрприз"
Молочный коктейль
Молочный суп
Молокосодержащие продукты
5. Опираясь на текст, объясни своими словами, что означает универсальная пища.
6. Объясни, почему молоко особенно полезно для маленьких детей.
Этапы выполнения контрольной работы:
Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) 40 мин.
Сдача листа с выполненными заданиями учителю
Заполнение анкеты (лист 2) 5 мин.
Оценка результатов:
Список Задан
ие 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание5
Задание 6
Общ
ееУмение
выделят
ь
главное
в тексте
Умение
сопоставл
ять
понятия;
словарный
запас
учащихся
Умение
ориентироват
ься в тексте,
рассуждать;
логика,
доказательно
сть
Умение
рассужда
ть, делать
выводы,
выделять
нужную
информац
ию
Умение
рассуждать,
делать выводы,
выделять
нужную
информацию;
терминологичес
кая грамотность
Умение
преобразовыв
ать текст по
заданным
параметрам,
строить
связное
высказывание;
логика
рассуждения
1 2 б.
1 2 3 б.
1 2 3 б.
1 2 3 б.
1 2 3 б.
1 2 3 б.
кол
во
балл
ов
0
17 б.Общее
колво
баллов