Граница между добром и злом

  • docx
  • 19.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Граница между добром и злом.docx

Граница между добром и злом

Цель: формирование у учащихся осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

- формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

- повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Планируемые результаты урока:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с основными нормами светской морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Метапредметные:

 Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей

Урок «Граница между добром и злом» предваряет урок «Чем богат духовный мир человека?». Заданием, подводящим к изучению новой темы, является совместный поиск учащихся и их родителей в средствах массовой информации поговорок, пословиц о добре.

Оборудование урока: Компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиосистема, раздаточный материал – текст рассказа «Разве это друг?» (Б. Ганаго); ЭОРы: презентация Power Point, аудиорассказ «Разве это друг?» (Б. Ганаго), видеоролик социальной рекламы «Твори добро», аудиокомпозиция «Дорогою добра»

План урока

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности         - 6 минут

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии                                                                                           - 4 минуты

3. Выявление места и причины затруднения                                - 5 минут

4. Построение проекта выхода из затруднения                             - 8 минут

5. Реализация построенного проекта                                             - 5 минут

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи -3 минуты

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону              -  7 минут

8. Включение в систему знаний и повторение                                - 3 минуты

9. Рефлексия учебной деятельности                                                 - 4 минуты

 

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формирование образного представления о новой теме (воспроизведение аудиокомпозиции «Дорогою добра»), проверка домашнего задания, выявление первоначальных ассоциативных представлений по изучаемой теме.

Прослушивание композиции, вхождение в пространство учебной деятельности. Озвучивание поговорок, пословиц о добре, найденных учащимися и их родителями:

1) Доброе дело и в воде не тонет.

2) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3) Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

4) Добро не умрёт, а зло пропадёт.

5) В ком добра нет, в том и правды мало.

6) Доброе братство дороже богатства.

7) Торопись на доброе дело, а худое и само приспеет.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Организация работы учащихся с текстом учебника (стр. 16); корректировка ответов учащихся. Постановка проблемы: «На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»

Чтение и анализ текста учебника (стр. 16). Сравнительные ответы учащихся о правилах поведения людей, выявление общего мнения.

Примерные ответы учащихся:

1) Поведение людей основано на определённых правилах.

2) Правила поведения людей могут быть основаны на знании, что такое хорошо и что такое плохо.

3) Поведение людей может быть основано на том, имеют ли они представление о добре и зле.

4) Плохого человека от хорошего можно отличить по его поведению.

5) Доброго человека можно узнать по его поступкам.

6) Добрый знает, что можно делать, а что нельзя.

7) Знание добра помогает людям совершать хорошие поступки.

3. Выявление места и причины затруднения

Объяснение значения таких понятий темы, как ценности, идеалы, духовность.

Работа со словарём учебника (стр. 76, 78); фиксирование понятий в тетради.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация работы в группах с целью определения понятий «добро» и «зло», их влиянии на правила поведения.

Работа в группах, чтение и анализ текста учебника (стр. 17).

5. Реализация построенного проекта

Обсуждение ответов учащихся, построение общего результата, работа над ошибками.

Ответы учащихся, запись окончательного варианта решения проблемы в тетрадь.

Примерный ответ учащихся:

Добро – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление помогать другим.

Электронная физкультминутка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Демонстрация видеоролика социальной рекламы «Твори добро».

Работа в парах, определение характера поступка героев видеоролика.

Примерные ответы учащихся:

1) Людей, плохо относящихся к животным, нельзя считать добрыми.

2) Мальчик, подобравший щенка, совершил добрый поступок.

3) В видеоролике мы видели и злых и добрых людей.

4) Врачи, которые помогли мальчику вылечить щенка, отзывчивые, добрые люди.

5) Добро заключается не только в помощи людям, но и животным.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Воспроизведение аудиорассказа Б. Ганаго «Разве это друг?», консультации по работе с раздаточным материалом (текст рассказа Б. Ганаго «Разве это друг?»). Создание ситуации успеха на основе сравнения уже полученного результата с идеями, изложенными в рассказе.

Прослушивание аудиорассказа, чтение текста, сравнение идей рассказа с уже имеющимися знаниями.

Примерный ответ учащихся:

Настоящим другом можно считать того, кто помогает друг другу, кому можно довериться, кто не оставит в трудную минуту, кто откликнется на просьбу о помощи. Такого человека можно по-настоящему считать добрым.

8. Включение в систему знаний и повторение

Демонстрация слайдов с иллюстрациями положительных и отрицательных поступков, коррекция ответов учащихся.

Определение иллюстраций с положительными и отрицательными поступками.

9. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия.  Учащимся предлагается работа в парах «Составь задание партнёру».

Демонстрации (при наличии времени) на слайде с проговариванием памятки учащимся:

Добрые советы:

1) Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

2) Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

3) Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.

4) Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

5) Прощай ошибки другим.

6) Не груби.

7) Не завидуй.

Домашнее задание: составить совместно с родителями кластер на тему «Добро».

Обсуждение домашнего задания. Работа в парах «Составь задание партнёру».

Предполагаемые вопросы учащихся:

1. Что такое добро?

2. Что такое зло?

3. Какого человека мы можем считать добрым?

4. Как отличить хороший поступок от плохого?

5. Нужно ли помогать злому человеку?

6. Как стать добрым? и др.

 

Литература

1. Будникова В. Добрым быть совсем не просто. Классный час для учащихся 4-5 классов // Воспитание школьников. – 2006. - № 8. – с.20-25;

2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёв И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник. – М.: Баллас, 2012. – 80с.;

3. Ганаго Б. Детям о душе. Минск. – 2005. – 69с.;

4. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия (книга для школьников) / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2005. – 321с.;

5. Косарева Т.В. Добро и зло. Причины наших поступков. Занятие для учащихся 4-6 классов // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 1. – 90-95;

6. Сухоносова  О.Н. Если добрый ты – это хорошо! Часы этики для учащихся 4-5 классов // Досуг в школе. – 2008. - № 11. – с.3-20;

7. Чепикова Л.В. Доброта. Разработка урока для учащихся среднего школьного возраста // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – с.18-20.

 


 

Скачано с www.znanio.ru