Урок по обществознанию Гражданин и гражданственность
Цель: Развивать у студентов интерес к проблеме, гносеологическое происхождение понятия, осознание себя как гражданина. Воспитывать культуру дискуссии, умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения, развивать культуру общения.
Оборудование: словари, понятия, вопросы "миру", "городу", "стране", "себе".
Гражданин и гражданственность
Цель: Развивать у студентов интерес к проблеме, гносеологическое происхождение понятия, осознание
себя как гражданина. Воспитывать культуру дискуссии, умение слушать и слышать, умение высказывать
свою точку зрения, развивать культуру общения.
Оборудование: словари, понятия, вопросы "миру", "городу", "стране", "себе".
Ведущий: Поговорим сегодня о человеке гражданине. Кого же мы называем человеком гражданином?
Эта тема актуальна тем, что вам, будущим учителям нужно будет выбрать приоритетные направления в
воспитательном процессе и способы формирования у учащихся гражданских качеств и гражданской
позиции. Поэтому важно установить какие признаки представляют содержание понятия "
гражданственность". При определении его компонентов мы исходим из того, что примерная модель
признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи
признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить в систему, а также
структурировать:
(Работа с понятием "гражданственность")
1. Подбор сходных понятий подбор синонимов (значение одно, а звучит по другому)
Патриотизм
Порядочность
Принципиальность
Какими еще качествами может обладать человек гражданин?
2. Подбор противоположных понятий (антонимы)
Что противоположно этому понятию, качеству?
Если нет такого качества, то, как назвать такого человека?
Почему некоторые люди говорят, что гражданственность является не главным качеством?
3. Определение преимущественных качеств. Выявить положительные стороны.
Чем это качество особенно ценно?
Необходимо ли это качество педагогу?
Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством?
Какие преимущества дает человеку владение этим качеством?
4. Определите недостатки качества.
Есть ли недостатки у этого качества? Какие?
Можешь ли ты попасть в беду изза этого качества?
Существует ли закон, который дает право, ограничения этого качества?
Качества, сформированности которых определяет степень приближения личности к идеалу, гражданина
мы с вами определяли. Давайте, сравним определение с научным понятием "гражданин" в разных
толковых словарях.
Работа со словарями (Ожегова, педагогический, философский) высказывание определений.
Философы, педагоги утверждают, что понятие рождается не из фактов, а из мыслей. Мир безграничен,
значит мыслей тоже. На столе у вас набор карточек афоризмы с разными утверждениями. Выразите
свое отношение к предложенным текстам по четырем пунктам:
это для меня неожиданное суждение
это вызывает согласие и поддержку
об этом хочется поговорить подробнее
у меня на этот счет противоположное мнение
В зависимости от возникшего отношения расположите карточку с текстом на соответствующий стенд.
Работа с цитатами.У известного публициста С.Соловейчик в книге есть слова: "Написал бы ктонибудь книгу. Как научить
детей:.. вот была бы настоящая педагогика" Что бы вы написали на месте пропущенного слова?
Расскажите почему?
Представление вариантов слов. Звучит вариант С.Соловейчика. "Написал бы ктонибудь книгу "как
научить детей.:Задавать вопросы : вот была бы настоящая педагогика ". Почему именно вопросы?
(звучат ответы с места) Вопрос это сомнение. А сомнение никогда не позволит человеку возвыситься
над другим. Настоящее знание начинается с вопроса. Если вопрос не возникает, значит, знания в тебя
насильно вкладывают, а в этом случае и учиться не хочется. Вопрос это беспокойство, которое
проходит, если найден ответ. Попробуйте создать свои вопросы. Каждый вопрос надо будет записать на
отдельной полоске бумаги. Предложите вопрос: стране, городу, миру, себе. (Вопросы записывают,
собирают, читают отвечают).
Конкурс знатоков права.
1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим)
2. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот термин "правовое государство"?
(Кант)
3. Как называется основной закон государства? (Конституция)
4. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы
права, регулирующие область общественных отношений? (Кодекс)
5. В какой известной сказке С.Маршака нарушено правило ребенка на заботу и попечение
родителей? (12 месяцев).
6. В какой сказке Ш.Перо нарушено право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть"?
(Золушка)
7. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать
себя хозяином? (3 поросенка)
8. В какой сказке Х.Андерсана нарушено право ребенка "Ребенок не обязан быть как все"? (Гадкий
утенок)