ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В инновационных процессах современной школы очень важно определить роль гражданской позиции учителя. Во все времена существовали очень строгие требования к профессиональному и нравственному облику педагогов. Прошли десятилетия, но изменился ли профессиональный и гражданский облик учителя? Попытаемся ответить на этот вопрос.В инновационных процессах современной школы очень важно определить роль гражданской позиции учителя.
Иконка файла материала гражданская позиция.doc
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.   Гражданская позиция ­ одна из важнейших характеристик   педагогической профессии. Она   проявляется   не   только   в   работе   педагога   с   учащимися,   в   выполнении государственного заказа на выпускников школы, но и в деятельности педагога как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, способам деятельности, учит   принимать   нравственные   решения   и   нести   за   них   личную   ответственность   перед собой, перед близкими, перед Родиной.  Гражданская позиция учителя формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не стоит пополнять и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». В первую очередь, наша   позиция   как   гражданина   нужна   детям,   а   они   не   терпят   славословия   и   остро чувствуют   бессмысленность   пафоса.   Гражданская   позиция,   прежде   всего,   — нравственная.   Какие   бы   прекрасные   учебники     не   издавали,   какие   бы   замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель, оратор, друг. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или   будет   так   хитроумно   перевернута   и   извращена,   что   результат   окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами. Нельзя   считать     школу   местом,   не   совсем   достойным   применения   собственных выдающихся способностей, местом, куда  как бы сослали. Школа не нуждается в ничьем снисхождении. Да, она  ждет людей новых, с новыми мечтами, идеями, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, у нее есть свое достоинство, которое не зависит от размеров подушевого финансирования.  И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение. Не надо думать, что школе все должно государство,   государство   не   место   раздачи   подачек.   В   США,   например,   каждый налогоплательщик   участвует   в   обсуждении     бюджета   школы   на   своем   микроучастке. Докажешь, что школа достойна составленного бюджета – получишь, не докажешь – сиди без денег. Школа – это место творчества, твори, радуй окружающих, и тогда получишь прибыль – не денежную, более дорогую – моральное и нравственное удовлетворение от того, что дети, которые были с тобой – стали настоящими людьми – гражданами, равными партнерами в сообществе, успешными и счастливыми.  Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания,   особенно   на   первых   порах.   Гражданин   –   это   как   раз   проявление уникальности,   но   в   дружном   союзе   единомышленников.   Могу   привести   собственный пример: мы являемся участниками движения общественно­активных школ. Это не просто игра, это деятельность, полезная и нам, и детям, и окружающему сообществу. Мы учимся решать   проблемы   взрослого   окружения,   применяя   детские   хитрости   и   новейшие технологии, мы как бы играем, но в то же время – делаем полезные дела. Поэтому,     если   учитель   —   только   учитель,   это   скучно.   Учитель   должен   быть интересен детям, но это не получится, если он будет сосредоточен только на самом себе. Кроме   обязательной   программы,   у   него,   как   у   мастера­фигуриста,   должна   быть великолепная   произвольная   программа.   Уроки   на   самом   деле   мало   чему   учат,   кроме знаний, умений и навыков. Не смотря на громкие технологии и компетентностный подход, большая часть уроков – та же указка, унылый учебник, стандарты программы и ЕГЭ, накоторые   работает   и   среднестатистический   учитель   и   выпускник.   Только   живая деятельность   –   будь   то   детская   организация,   помощь   ветеранам,   проекты   по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей микрорайона – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего либо нового, своего дела, ­ только   эти   настоящие   шаги   помогут   нам   воспитать   человека   неравнодушного   к проблемам   общества.   А   как   дети   радуются,   воспринимая   учителя   вне   школьной обстановки,   как   друга,   товарища,   равного   участника   детских   проектов?   Пусть   это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества! Характер учительского труда комплексный. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя   тоже   хороши.   Все   имеет   значение,   все   нужно:   и   эрудиция,   и   методика,   и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.  И   конечно,   учитель   должен   быть   оптимистом.     Ужасно,   когда   учитель   не   видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес.   Оптимизм   учителя   передается   детям,   а   значит,   порождает   заведомо   будущее счастливое общество. Кто­ то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным   и   благополучным   государство,   несчастливые   люди   живут   в   государстве рабов!   Честность   и   правдивость   также   составляют   немаловажную   часть   гражданской позиции учителя.   Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка в глазах детей. Гражданин   –   это   звучит   гордо,   но   гражданин   это   определенная   позиция:   умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще   это   огромная   любовь   к   родине,  к   семье,  к   друзьям   и   желание   сделать   их   жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз   в   том,   чтобы   научить   детей,   показать   собственным   примером   в   совместной деятельности как это сделать. Джон Кеннеди говорил: « Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, ­ спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

Посмотрите также