ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Оценка 4.6

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
история +1
Взрослым
10.03.2018
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В инновационных процессах современной школы очень важно определить роль гражданской позиции учителя. Во все времена существовали очень строгие требования к профессиональному и нравственному облику педагогов. Прошли десятилетия, но изменился ли профессиональный и гражданский облик учителя? Попытаемся ответить на этот вопрос.В инновационных процессах современной школы очень важно определить роль гражданской позиции учителя.
гражданская позиция.doc
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.   Гражданская позиция ­ одна из важнейших характеристик   педагогической профессии. Она   проявляется   не   только   в   работе   педагога   с   учащимися,   в   выполнении государственного заказа на выпускников школы, но и в деятельности педагога как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, способам деятельности, учит   принимать   нравственные   решения   и   нести   за   них   личную   ответственность   перед собой, перед близкими, перед Родиной.  Гражданская позиция учителя формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не стоит пополнять и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». В первую очередь, наша   позиция   как   гражданина   нужна   детям,   а   они   не   терпят   славословия   и   остро чувствуют   бессмысленность   пафоса.   Гражданская   позиция,   прежде   всего,   — нравственная.   Какие   бы   прекрасные   учебники     не   издавали,   какие   бы   замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель, оратор, друг. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или   будет   так   хитроумно   перевернута   и   извращена,   что   результат   окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами. Нельзя   считать     школу   местом,   не   совсем   достойным   применения   собственных выдающихся способностей, местом, куда  как бы сослали. Школа не нуждается в ничьем снисхождении. Да, она  ждет людей новых, с новыми мечтами, идеями, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, у нее есть свое достоинство, которое не зависит от размеров подушевого финансирования.  И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение. Не надо думать, что школе все должно государство,   государство   не   место   раздачи   подачек.   В   США,   например,   каждый налогоплательщик   участвует   в   обсуждении     бюджета   школы   на   своем   микроучастке. Докажешь, что школа достойна составленного бюджета – получишь, не докажешь – сиди без денег. Школа – это место творчества, твори, радуй окружающих, и тогда получишь прибыль – не денежную, более дорогую – моральное и нравственное удовлетворение от того, что дети, которые были с тобой – стали настоящими людьми – гражданами, равными партнерами в сообществе, успешными и счастливыми.  Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания,   особенно   на   первых   порах.   Гражданин   –   это   как   раз   проявление уникальности,   но   в   дружном   союзе   единомышленников.   Могу   привести   собственный пример: мы являемся участниками движения общественно­активных школ. Это не просто игра, это деятельность, полезная и нам, и детям, и окружающему сообществу. Мы учимся решать   проблемы   взрослого   окружения,   применяя   детские   хитрости   и   новейшие технологии, мы как бы играем, но в то же время – делаем полезные дела. Поэтому,     если   учитель   —   только   учитель,   это   скучно.   Учитель   должен   быть интересен детям, но это не получится, если он будет сосредоточен только на самом себе. Кроме   обязательной   программы,   у   него,   как   у   мастера­фигуриста,   должна   быть великолепная   произвольная   программа.   Уроки   на   самом   деле   мало   чему   учат,   кроме знаний, умений и навыков. Не смотря на громкие технологии и компетентностный подход, большая часть уроков – та же указка, унылый учебник, стандарты программы и ЕГЭ, на которые   работает   и   среднестатистический   учитель   и   выпускник.   Только   живая деятельность   –   будь   то   детская   организация,   помощь   ветеранам,   проекты   по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей микрорайона – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего либо нового, своего дела, ­ только   эти   настоящие   шаги   помогут   нам   воспитать   человека   неравнодушного   к проблемам   общества.   А   как   дети   радуются,   воспринимая   учителя   вне   школьной обстановки,   как   друга,   товарища,   равного   участника   детских   проектов?   Пусть   это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества! Характер учительского труда комплексный. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя   тоже   хороши.   Все   имеет   значение,   все   нужно:   и   эрудиция,   и   методика,   и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.  И   конечно,   учитель   должен   быть   оптимистом.     Ужасно,   когда   учитель   не   видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес.   Оптимизм   учителя   передается   детям,   а   значит,   порождает   заведомо   будущее счастливое общество. Кто­ то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным   и   благополучным   государство,   несчастливые   люди   живут   в   государстве рабов!   Честность   и   правдивость   также   составляют   немаловажную   часть   гражданской позиции учителя.   Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка в глазах детей. Гражданин   –   это   звучит   гордо,   но   гражданин   это   определенная   позиция:   умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще   это   огромная   любовь   к   родине,  к   семье,  к   друзьям   и   желание   сделать   их   жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз   в   том,   чтобы   научить   детей,   показать   собственным   примером   в   совместной деятельности как это сделать. Джон Кеннеди говорил: « Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, ­ спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018