Тема: « Гражданско-патриотическое воспитание в начальной шолке»
Кратная аннотация: Статья посвящена формированию у младших школьников гражданско-патриотического сознания, бережного отношения к историческому прошлому своей страны, воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Содержание:
1. Введение
2. Гражданско-патриотическое воспитание в свете ФГОС второго поколения.
3. Система работы в начальной школе для реализации гражданско-патриотического воспитания.
4. Список использованных источников литературы.
1. Введение.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.
С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание в школе? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу пристальное внимание? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме? Если задуматься, какой станет наша жизнь, если из истории, русского языка, нашего лексикона исчезнут такие понятия, как «патриотизм», «Родина», «Отчизна», «духовность», «долг».
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и патриотическое
воспитание в рамках внедрения ФГОС второго поколения. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского и духовного становления.
На первой ступени, в начальной школе, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Но гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности. Поэтому основа для формирования гражданско-патриотического сознания закладывается в начальной школе.
В настоящее время в России выделяют пять моделей патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
ü предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
ü межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
ü институциональная, представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
ü проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
ü диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся
Целью патриотического воспитания является - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь, внеклассные мероприятия и занятия в системе дополнительного образования, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
· формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
· развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
· создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
· развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Задачи патриотического воспитания:
·
разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию
патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных
сферах жизни и отношений;
·
развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую
направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
·
формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей
среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина,
ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
·
создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и
готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих
конкурсах.
Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания:
· у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
2.Гражданско-патриотическое воспитание в свете ФГОС второго поколения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от октября 2009 г. N2 3 73 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2014 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик ученика начальной школы : любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Оно осуществляется по следующим направлениям:
ü Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
ü Любовь к России, своему народу, своему краю; и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны; служение Отечеству;
3. Система работы в начальной школе для реализации гражданско-патриотического воспитания.
Важную роль в реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся играют разделы предмета «Окружающий мир » (обществознание) 4 класс, предмет «История и культура Санкт-Петербурга», «Литературное чтение», тематические классные часы и внеклассные мероприятия.
Данные предметы способствуют раскрытию исторического пути, пройденного российским государством, становлению и развитию идей патриотизма и общественного служения, в обращении к конкретным примерам гражданственности россиян в разные исторические эпохи. При этом очевидно, что знание глубоких исторических корней и традиций, государственной символики, лежащих в основе современного российского общества, должно дополняться эмоциональным восприятием устремлений и деяний исторических личностей – от выдающихся деятелей истории до рядовых участников событий, создававших историю нашего государства, защищавших и укреплявших его.
Огромный потенциал для решения задач патриотического воспитания заложен в учебных программах, предмет Окружающий мир (обществознание).
Раздел обществознания «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания
школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне.
При изучении темы «Великая Отечественная война» ребята делают сообщения о ветеранах и участниках тех героических лет, знаменитых сражений ВОВ ( Сталинградская битва, битва за Москву, освобождение Ленинграда от вражеской блокады и др.) Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
На уроках, посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе используются информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Использование местного материала способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико-правовой культуры.
В рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения ведутся часы краеведения.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, посещая музеи, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города. Школьники учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Учащиеся получают поисковые задания краеведческой направленности. Работы учащихся превращаются в исследовательские проекты, сопровождающиеся презентацией и последующей защитой.
Особое место во внеурочной деятельности отводится памятным датам нашей истории. «27 января - День полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады», «27 мая- День рождение Санкт-Петербурга»и др.
Во внеклассной работе уделяется огромное внимание формированию чувства патриотизма у учащихся.
Учащиеся принимают активное участие в городских мероприятиях, посвященных 9 Мая, Дню города, различных акциях, соревнованиях, проектах, посвящённых памятным датам нашей истории.
Участие школьников 1 «а» - 4 «а» класса ГБОУ гимназия № 524 в
различных мероприятиях гражданско-патриотического характера.
Монумент героическим защитникам Ленинграда.
Петропавловская крепость.
Эрмитаж.
Лицей (город Пушкин)
Игра «Зарница» село Приютино. (Ленинградская область)
Тема: « Корабль Полтава» ( первый линейный корабль)
Тема : «Ленинградский зоопарк»
Тема : « Мои дедушки и бабушки во время ВОВ»
3. Классные часы.
Классный час посвященный полному освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
Классный час : «4 ноября – День народного единства»
Классный час: « 70 лет великой Победы»
Уроки мужества. «Семья Тани Савичевой»
Участие в акции «Письмо ветеранам»,посвященной 70-летию Победы
Участие в возложение цветов в Московском парке Победы.
Изготовление поздравительных листков для жителей Санкт-Петербурга ко Дню 70 –летия Победы
Участие во всероссийском творческом конкурсе, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Этих дней не смолкнет слава»
4. Список использованных источников литературы.
http://минобрнауки.рф/922
http://izo-project.jimdo.com/2012-2013
http://vk.com/video25168_168789864
http://гимназия524-спб.рф/den-pisma/
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина « Я – гражданин России» 1-4 классы, классные часы, Москва, 2008 год
М.Н. Зуева «История России» пособие для поступающих в вузы, Москва, 1998 год
И.В. Синова « Конституция основной закон России» ,справочник школьника, Санкт-Петербург, 2007 год
Т.А. Фалькович, Т.А. Шупина «По законам добра», Москва, 2007 год.
Е.В. Дмитриева «Сант-Петербург . Пособие по истории города», 2007 год
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.