Тезисы к выпускной квалификационной работе
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством виртуальной экскурсии при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей»
Идогова Дарья Сергеевна
Группа: Ш-46
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: Красавина Мария Андреевна
В настоящее время особую актуальность имеет воспитание ребенка как гражданина и патриота своей страны. Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в России и в мире за последнее время, вызвали необходимость усиления просветительской работы во всех основных сферах духовной жизни обучающихся и всех граждан страны. Наблюдается явная неосведомленность и не информированность исторического опыта своего народа. В связи с этим проблема формирования и развития патриотизма на уровне общества, социальной группы и личности сегодня как никогда актуальна.
Проблема гражданско-патриотического воспитания - одна из самых сложных в педагогике в целом. Принято считать, что процесс воспитания патриотизма нужно начинать с раннего возраста. Его сложность связана, прежде всего, с концепцией патриотического воспитания, с тем содержанием, которое оно содержит в данный период в современном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и определяет методы, средства и формы работы с детьми.
Младший школьный возраст – это период активного формирования личности, ценностных ориентиров и мировоззрения. Именно в это время важно заложить основы гражданственности и патриотизма. Виртуальные экскурсии становятся ценным инструментом в этом процессе, предоставляя ряд преимуществ. Современные технологии делают виртуальные экскурсии интерактивными и увлекательными, что способствует лучшему усвоению информации и повышает мотивацию к изучению истории. Виртуальные экскурсии – это актуальный и эффективный инструмент для гражданско-патриотического воспитания младших школьников, который способствует формированию у них любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, а также развитию ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном мире.
Проблему исследования составляет противоречие между необходимостью гражданско-патриотического воспитания младших школьников в рамках начального школьного образования и разработкой эффективных методических путей использования исторического знания в педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс гражданско-патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Предмет исследования: использование виртуальной экскурсии при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей.
Цель исследования: обосновать значимость жизнедеятельности исторических личностей через использование виртуальной экскурсии как средство гражданско-патриотического воспитания в рамках начальной школы.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить нормативно-правовую, методическую литературу по организации гражданско-патриотического воспитания с обучающимися начальной школы;
2) Раскрыть сущность и особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
3) Рассмотреть роль исторических личностей и их жизнедеятельности в гражданско-патриотическом воспитание младших школьников;
4) Разработать и применить виртуальные экскурсии по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей.
5) Проверить экспериментальным путем развитие гражданско-патриотической воспитанности младших школьников при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей посредством виртуальных экскурсий.
Гипотеза: можно предположить, что знакомство с жизнедеятельностью исторических личностей посредством виртуальной экскурсии, способствует гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
В первой главе мы рассматриваем понятие и особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников, узнаем влияние истории известных личностей на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.
В результате изучения главы теоретического обоснования гражданско-патриотического воспитания обучающихся в начальной школе при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей, можно сделать вывод, что исторические личности оказывают значительное влияние на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, помогая им развить чувство гордости за свою страну, глубокое уважение к истории и культуре своего народа, а также разностороннее мышление, этику, мораль и гражданскую активность.
Во второй главе рассматриваются практическая значимость исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.
Первым этап исследования было проведение диагностики на констатирующем этапе, которая была направленна на выявление уровня гражданско-патриотической воспитанности у младших школьников.
Обобщённые результаты диагностик представлены на рисунке 1.
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Рис. 1. Результаты диагностики, проведенной на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, ученики показали высокий, средний и низкий уровень гражданско-патриотической воспитанности у младших школьников. Ученики в процессе проведения диагностики показали в большей части средний и низкий уровень гражданско-патриотической воспитанности.
Вторым этапом исследования было написание конспектов для внеурочной деятельности, разработка и подборка необходимых виртуальных экскурсий, направленные на знакомство с историей жизнедеятельности исторических личностей.
Третьим этапом было проведение диагностик на контрольном этапе исследования, в этом заключалась работа для проведения исследования. Диагностики проводились те же, что и на констатирующем этапе исследования, в том же классе. Обобщенные результаты диагностик представлены на рисунке 2.
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Рис. 2. Результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе исследования.
Таким образом, ученики показали высокий, средний и низкий уровень гражданско-патриотической воспитанности у младших школьников. После проведения внеурочной деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание с использованием виртуальной экскурсии при знакомстве с жизнедеятельностью исторических личностей, результаты диагностики на контрольном этапе изменились. Повысился высокий уровень и средний уровень гражданско-патриотической воспитанности у младших школьников. Также низкий уровень гражданско-патриотической воспитанности у младших школьников изменился, количество учеников с низким уровнем гражданско-патриотической воспитанности стало меньше.
Следовательно, гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение. Поставленные нами задачи в исследовании решены, цель достигнута.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.