Гражданско-патриотическое воспитание в работе социального педагога
Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
Формирование патриотизма и гражданственности происходит в процессе получения знаний своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядам, семье. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций.
Какого члена российского общества можно считать настоящим гражданином? Гражданин - это человек, обладающий определенной суммой знаний и умений, сформированной системой нравственных ценностей и ценностей демократического общества, проявляющий желание и готовность участвовать в общественной жизни. Эта задача необычайно актуальна, и ее реализация ложится в первую очередь на преподавателей истории и обществознания, которые, в сущности, решают ее на каждом уроке. Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что воспитание гражданина – задача не только актуальная, но и необычайно сложная. Для меня наиболее сложной и труднорешаемой в гражданском воспитании является проблема оторванности теоретических знаний большинства студентов от их социальной практики, от реальной жизни. К сожалению, лишь немногих увлекает изучение политической сферы жизнедеятельности общества, ценности демократии кажутся умозрительными, далеко не все понимают пользу от личного участия в общественной жизни колледжа, города, страны. Поэтому на первый план выдвигается поиск эффективных средств и методов, позволяющих сформировать устойчивое гражданское самосознание, выпустить из колледжа ответственных и законопослушных граждан, готовых активно участвовать в политической и общественной жизни и способных много сделать для своего Отечества. Я поделюсь своим опытом в решении этой задачи.
Конечно, в своей деятельности я широко использую традиционные формы работы: рассказ, работа с текстом учебника, документами, постановка и решение проблемных задач. Прекрасный методический аппарат, по моему мнению, содержат учебники по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова, которые я использую в своей работе. Но наилучшие результаты в решении обозначенной ранее проблемы дают все-таки активные формы работы, в частности, использование различных вариантов деловых игр.
Приведу пример урока, проводимого мной на 2 курсе с использованием этой технологии.
Тема: Политическая элита и политическое лидерство.
Цели: 1) Закрепление теоретических знаний по теме.
2) Развитие умения использовать полученные знания в социальной практике.
3)Воспитание гражданского самосознания, интереса к политической деятельности, доброжелательного и корректного отношения друг к другу.
Ход урока. В кратком вступительном слове (1 – 3 минуты) я сообщаю о том, что в ходе урока ребятам представится возможность не только показать свои знания по интересной и актуальной теме, но и почувствовать себя в роли профессионального политика и представителя политической элиты.
1 этап. Вопрос: Какой пост в условиях демократии может занимать политический лидер? Я напоминаю о праве граждан РФ на участие в управлении государством и на гипотетическую возможность каждого из студентов данного в будущем занять пост главы государства. Далее ребятам предлагается попробовать себя в роли политологов и политтехнологов и, используя свои знания по теме, решить, у кого из состава каждой группы есть большие шансы сделать политическую карьеру и занять пост Президента страны. Вторая часть задания – защита своего мини-проекта. Время на выполнение задания - 10 минут.
2 этап. Релаксация. На этом этапе дети оценивают выступления друг друга, происходит обсуждение игры и подведение итогов. Обычно такая форма урока очень увлекает подростков: во-первых, они оказываются в активной роли партнеров; во-вторых, появляется чувство сопричастности к жизни страны, у многих пробуждается интерес к политике. В будущем я планирую усовершенствовать этот урок: предоставить возможность кандидатам в Президенты от каждой группы принять участие в небольшой публичной дискуссии по одной из актуальных и знакомых ребятам общественных проблем (по примеру телевизионных ток-шоу). Остальные участники игры, выполняющие на этом этапе роль простых избирателей, должны будут путем голосования определить свои политические предпочтения. Такой вариант будет еще лучше «работать» на решение поставленных целей, кроме того, позволит развить навыки детей в умении вести дискуссию.
Понятие гражданин связано с проявлением гражданской позиции. Когда мы проявляем гражданскую позицию, когда ходим на избирательный участок. Эта тема хорошо поднимается на уроке «Избирательное право». Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве.
Особое внимание на уроках в рамках гражданско – патриотического воспитания уделяется вопросам права и демократии. Лучше всего уроки по наиболее сложным вопросам гражданственности проводить в виде игры. Группа делится на 3-4 подгруппы, каждая группа составляет список основных принципов демократии. После этого студенты должны создать на основе составленных принципов Права человека 21 века. На доске записываем направления, на которые делятся права человека: политические, гражданские, экономические, социальные. Выводами урока являются рассуждения студентов об уровне развития прав в нашем государстве, что зависит от самого человека, а что от государства. Не менее важные вопросы в рамках гражданско – патриотического воспитания – это вопросы толерантности. Нас, обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Нация. Межнациональные отношения», ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия – действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи, всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому – Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача педагога - на конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды. В этом году я провела мероприятие «Экстремизм и терроризм в современном обществе», где в полном объеме раскрываются понимание подростков о том, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Насколько терпимо современные молодые люди относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от них в плане их этносоциального поведения? Кто и как, на каких примерах нужно воспитывать толерантную личность? На эти вопросы студенты ответили в ходе мероприятия.
В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:
- необходимо объединить педагогические усилия семьи, учебного заведения,
органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию подростков, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а невоинствующую непримиримость;
- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей.
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Список использованной литературы:
1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/под редакцией Н.Воскресенской и С. Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч. Уайта. М., фонд «Сивитас», 2005
2. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры/авт.-сост. Н.Ю.Бухарова, Волгоград, 2009
3. Студеникин М.С. Современные технологии преподавания истории в школе М. 2007
4. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания/авт.-сост. О.Н. Журавлева М. Вентана-Граф, 2010
5. http//festival.1september.ru 1)Киреева И.А. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории
2)Сагаланова С.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников путем музейной педагогики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.