Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.10.2017
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общества. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В статье раскрываются задачи, основные направления гражданско-патриотического воспитания в организациях дополнительного образования. А также перечислены основные методы и формы гражданско-патриотического воспитания в условиях дополнительного образования.
Выступление на ГМО ГПВ.docx
Гражданскопатриотическое воспитание подрастающего поколения
в условиях дополнительного образования
Гражданскопатриотическое воспитание подрастающего поколения
всегда являлось одной из важнейших задач общества. Детство и юность
самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под гражданско–патриотическим воспитанием понимается постепенное
формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности
к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего
места в обществе. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен. Он
включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным
обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных
отношений.
В настоящее время в России происходит духовный кризис.
Относительно подорваны такие понятия как социальная справедливость и
социальные блага, наблюдается снижение уровня моральных ценностей в
обществе.
Современное российское общество нуждается в национальной идее,
которая поможет преодолеть духовный кризис. Неблагоприятная социальная
среда, высокий уровень дифференцированности общества, массовое
отчуждение от гражданских и патриотических идеалов и ценностей,
затрудняют процесс формирования системы гражданскопатриотического
воспитания молодежи на государственном уровне. В настоящее время, этот
процесс идет очень противоречиво и медленно. Очень мало объединений и
людей среди молодежи,
поддерживающих систему гражданско
патриотического воспитания. Данная проблема требует всестороннего
изучения, изменений тенденций и развития, с учетом сложившихся
противоречий и проблем.
Для формирования патриотизма у подрастающего поколения наиболее
благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку
оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы,
способствует творческому развитию, создает необходимые условия для
деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют
формированию патриотического воспитания.
Основными задачами учреждений дополнительного образования по
гражданскопатриотическому воспитанию, являются:
1. Разработка и внедрение эффективные методы и формы работы с
обучающимися, способствующих развитию патриотизма.
2. Развитие национального и гражданского самосознания обучающихся в
ходе разнонаправленной, активной, практической деятельности.
3. Формирование патриотического мировоззрения, направленного на
воспитание гражданинапатриота. 4. Создание условий для проявления патриотических знаний и
способностей.
В настоящее время выделяют пять моделей патриотического
воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
• предметнотематическая, она основана на изучении предметов,
содержание которых специально направлено на освоение основ научных
знаний в сферах политологии,
обществознания,
граждановедения, истории;
прав человека,
• межпредметная, она включает совокупность воспитательных приемов
и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной
работы;
• институциональная представляет собой доминирование в жизни
образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего
ему статус центра общественных и культурных связей;
• проектная связана с разработкой и реализацией различных проектов
общественнополитической, патриотической направленности;
•
диссеминационная
представляет собой внедрение готовых
разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность
воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности,
формированию патриотической позиции обучающихся.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в
учреждениях дополнительного образования можно определить следующие:
Духовнонравственное.
Система мероприятий направленных на осознание обучающимися в
процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и
ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни и
формирование способности руководствоваться ими в процессе своей
деятельности. (Праздничный концерт ко Дню Матери, литературная гостиная
«Открытая книга», фестиваль «Мы все можем»)
Историкокраеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных
на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предков и современников и исторической
ответственности за происходящее в обществе. (Викторина «Символы России,
области, города», игра «Герб, гимн, флаг», конкурс чтецов, посвященный 195
летию Н.А.Некрасова «И России есть чем гордится»)
Гражданскопатриотическое воспитание.
Система мероприятий по формированию правовой культуры и
законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в
обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к
служению своему народу и выполнению конституционного долга. (Праздничная программа ко Дню Конституции России, акция «Мы граждане
России»)
Социальнопатриотическое.
Система мероприятий, направленная на активизацию духовно
нравственной и культурноисторической преемственности поколений,
формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства
и сострадания, заботы о людях пожилого возраста. (Концертные программы
ко Дню пожилого человека, Дню учителя)
Военнопатриотическое.
Ориентировано на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его
вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.
(Концертная программа ко Дню призывника)
Героикопатриотическое.
Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на
пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и
исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим
деяниям предков и их традициям. (Встречи с ветеранами ВОВ, воинами
афганцами)
Спортивнопатриотическое.
Направлено на развитие моральноволевых качеств, воспитание силы,
ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в
процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта
служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Широкие возможности, для гражданскопатриотического воспитания
детей, имеют педагоги, связанные с деятельностью военноспортивных
объединений, музеев боевой славы, объединений по краеведению.
На качество и результат в процессе патриотического воспитания,
оказывают влияние несколько факторов:
индивидуальнопсихологический:
патриотические установки,
мировоззренческие и военноспециальные знания, эмоциональночувственные
переживания, эмоциональноволевая устойчивость;
социальнопсихологический:
моральнопсихологическая
атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность
на достижение высоких результатов в учебновоспитательной деятельности;
материальнотехнический: создание необходимых материально
бытовых условий, учебноматериальной базы, фонда учебнометодической
литературы;
педагогический: уровень педагогической культуры педагогов
реализующих программы гражданско
дополнительного образования,
патриотической направленности.
К методам патриотического воспитания относят:
Убеждение разъяснение, рассказразмышление, убеждение на
собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика
(постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса,
активного субъекта);
Побуждение увлечение делом, творческим поиском; поощрение,
похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости
порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность
обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений,
рекомендаций которые способствуют становлению и развитию
патриотической направленности личности);
Приучение творческое поручение,
творческая игра,
соревнование, личный пример (на основе коллективной творческой
деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности,
формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его
патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Можно выделить следующие формы деятельности:
1. выполнение исследовательских работ по краеведению;
2. организация поисковой работы;
3. волонтерская и «тимуровская» работа;
4. проведение встреч с известными людьми, героями;
5.
изучение и анализ исторических событий в России, истории
Отечества, своего края, рода, семьи;
6. организация детских творческих конкурсов и т д.
К сожалению, не все учреждения дополнительного образования имеют
разрабатывают программы
хорошую материальнотехническую базу,
деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие
предъявляемым требованиям. Так же, отмечается недостаточный уровень
подготовки к такой работе педагогов дополнительного образования.
Сама деятельность, по формированию гражданскопатриотического
воспитания должна иметь более конкретную, определенную структуру. А
новые формы и методы должны стать началом новых принципов и подходов
современного патриотического воспитания, что будет способствовать
самореализации личности, ее обогащению и развитию.
В результате гражданскопатриотического воспитания, ребенок должен
быть сформирован как жизнеспособная, социализированная личность с
активной,
обладающая социально
нравственными, ценностными качествами, с развитыми способностями к
саморазвитию и творческим потенциалом
твердой гражданской позицией,
Воспитание патриота своей Родины во все времена является важной
задачей государства, а в настоящее время требует осмысления и выработки
конкретной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях
дополнительного образования.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.