Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
ОБЗР +1
Взрослым
14.02.2018
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, как младших школьников, так и старшеклассников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре своего народа.
В качестве форм гражданско-патриотического воспитания используются:
- классные часы: «Государственные символы России », «Моя семья в военные годы», «Что значит, Родину любить?», «Жить – Родине служить», «Сталинградская битва в военных фотографиях» и др.;
- диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О подвигах пионеров-героев в ВО войне.», «Юные защитники Сталинграда», «Обычаи и традиции нашего края и народа», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наш город» и др.
- уроки мужества: «Они ковали победу», «Пусть всегда будет солнце», «О героях Сталинградской битвы»
- творческие конкурсы сочинений, рисунков, поделок на темы: «Мой любимый край», «Наша Армия сильная, смелая!»), «Что я больше всего хотел бы для своей Родины?», «Под крышей дома моего» и др.
доклад Пахомовой Ю.В..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Гражданскопатриотическое воспитание школьников во внеурочной
деятельности
Выполнила:
учитель I кв. категории
Пахомова Юлия Владимировна Гражданскопатриотическое воспитание школьников во внеурочной
деятельности
О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий
русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм — не только
важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: “Как нет
человека без самолюбия,– так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
Идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных
школьников приобрела государственное значение т.к. в последние десятилетия в
России произошли экономические и политические изменения, которые привели
к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, гражданско
патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления
образования.
Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет
патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и
солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё
Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность,
где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к
служению Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и
сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без
уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения
нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться
сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими
предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины,
людей, отстоявших свободу, историю своей семьи. Понятие «внеурочная деятельность» подразумевает любую
самостоятельно организованную учителем или учащимся деятельность
школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности
участников с целью развития как в образовательном, так и духовно–
нравственном плане.
Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности решает
такие задачи:
– освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и
здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
– воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства
уважения к героическому наследию России;
– развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по
предотвращению актов терроризма, потребности ведения здорового образа
жизни;
– овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья,
действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной
и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Различают два направления внеурочной деятельности по ОБЖ:
– работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного
материала, т.е. дополнительные занятия по ОБЖ;
– работа с учащимися, проявляющими интерес к ОБЖ.
Но можно выделить ещё и третье направление: работа с учащимися по
развитию интереса в изучении ОБЖ.
Основной целью первого направления является ликвидация пробелов и
предупреждение неуспеваемости. Цели второго направления внеурочной деятельности по ОБЖ могут быть очень разнообразны и зависят от того, что
интересно и что хотят узнать нового ученики так, например:
– развитие и углубление знаний по программному материалу;
– привитие учащимся навыков исследовательской работы;
– развитие представлений о практическом применении знаний по ОБЖ;
– способствование выбору будущей профессии.
Внеурочная
деятельность по безопасности жизнедеятельности
рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса
школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и
получить специальные научные и профессиональные знания, навыки и умения,
придать процессу образования творческий характер, создать оптимальные
условия для саморазвития личности.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся
реализуется через организацию различных видов деятельности, как младших
школьников, так и старшеклассников, направленных на освоение знаний об
истории, традициях, культуре своего народа.
В качестве форм гражданскопатриотического воспитания используются:
классные часы: «Государственные символы России », «Моя семья в военные
годы», «Что значит, Родину любить?», «Жить – Родине служить»,
«Сталинградская битва в военных фотографиях» и др.;
диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О подвигах пионеровгероев в
ВО войне.», «Юные защитники Сталинграда», «Обычаи и традиции нашего края
и народа», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наш город»
и др.
уроки мужества: «Они ковали победу», «Пусть всегда будет солнце», «О
героях Сталинградской битвы»
творческие конкурсы сочинений, рисунков, поделок на темы: «Мой любимый
край», «Наша Армия сильная, смелая!»), «Что я больше всего хотел бы для
своей Родины?», «Под крышей дома моего» и др. Работы ребят занимали призовые места в районных конкурсах.
экскурсии к памятникам погибшим воинам ВО войны;
исследовательские работы «Родословная моей семьи», «Наши предки –древние
славяне», «Былина и былинные богатыри», «Армия моей страны»;
встречи с ветеранами войны, вдовами и детьми ветеранов ВОВ
Каждый из представленных выше компонентов включает следующие
направления:
«Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории
своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства
гордости за своих предков;
«Мой край», целью которого является изучение истории своего народа, его
настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
«Моя Родина – Россия» изучение истории,
культуры,
быта,
традиций Отечества, формирование у младших школьников уважительного
отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.
Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в
общешкольных мероприятиях:
уроках мужества,
Днях воинской славы,
встречаются с ветеранами войны и воинами запаса,
участвуют в военноспортивных состязаниях и других мероприятиях по
военнопатриотическому воспитанию,
месячнике военно – патриотической работы, посвященного Дню защитника
Отечества,
вахте памяти 9 мая в День Победы «Вечный огонь Великой Победы»,
акции «Спасибо деду за победу», «Ветеран живет рядом» оформление тематических стендов в классном уголке на тему: «9 мая День
Победы!», «Поклонимся и павшим и живым» «23 февраля День Защитника
Отечества», «Сталинградская битва».
Вся работа, проводимая по военнопатриотическому воспитанию, дает
свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это,
пожалуй, радует больше всего.
В преддверии годовщины победы в Великой Отечественной войне, ученик
5 класса Пахомов Кирилл Константинович, занял II место в III Всероссийской
заочной научнопрактической конференции "THE ERUDITE 2015" с поисково
исследовательской работой: "Семья Пахомовых в годы Великой Отечественной
войны". Кирилл был награжден дипломом, медалью и памятными подарками,
которые ему вручили на школьной линейке. Учащиеся старших классов
участвовали во II Всероссийском конкурсе творческих работ имени Ю.М.
Иконникова. Ими были представлены конкурсные работы по следующим темам:
Хузин Ильдар 11 класс: "Чтоб не распалась связь времен…", Карпов Владислав
11 класс: "Погибшим и пропавшим без вести землякам посвящается", Хасанов 11
класс: "История поискового движения в субъекте Российской Федерации",
Логунова Яна 9 класс: "Героям Бугульминцам посвящается". В этом учебном
году ученик 6 класса Пахомов Кирилл Константинович, занял II место в IV
Всероссийской заочной научнопрактической конференции "THE ERUDITE
2016" с поисковоисследовательской работой: "События одного дня войны".
Кирилл был награжден дипломом, медалью и памятными подарками.
В период проведения акции «Ветеран живет рядом» посещали ветеранов
войны и труда, вдов ветеранов войны.
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому
Родины, своего народа, его обычаям и традициям, за ее будущее, способности
проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуются
также на материале учебников и учебных пособий, литературных
произведений в урочной деятельности. Показателями эффективности внеурочной деятельности по безопасности
жизнедеятельности может служить повышение качества обучения учащихся
безопасности жизнедеятельности, достижения учащихся в различных видах
внеурочной деятельности, удовлетворённость учащихся, родителей и
преподавателя–организатора ОБЖ организацией внеурочной деятельности.
Для того, чтобы внеурочная деятельность была всегда интересной и
полезной, удовлетворяла потребности учащихся и запросы их родителей и при
этом была результативной необходимо регулярно проводить работу по освоению
преподавателями–организаторами ОБЖ современных и продуктивных
подходов, форм, приёмов и методов планирования, организации и анализа
внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности
Описанный выше опыт патриотического воспитания школьников не
является исчерпывающим содержание проделанной нами работы. Применение в
воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных
организационнопедагогических условий позволили обеспечить повышение
эффективности патриотического воспитания учащихся.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из
приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и
поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой
для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего
поколения.
Понимая всю сложность вопроса гражданскопатриотического
воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную
нагрузку по гражданскопатриотическому воспитанию подрастающего
поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины.
Гражданскопатриотическое сознание наших граждан остается
важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть
готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,
безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и
добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно
наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.