ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Головская Светлана Дмитриевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1»
Аннотация. В статье предлагается программа «Я-патриот». Настоящая программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Её содержание опирается на Государственную Программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.». Именно данный курс позволяет обобщить весь накопленный опыт и привести в систему мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа «Я-патриот» актуальна, т.к. направлена на формирование активной гражданской позиции средствами патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, активная гражданская позиция, духовно-нравственное развитие.
Проблема патриотического воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан, особенно у молодежи, характерные и тревожащие особенности современного государства. Поэтому на сегодня необходимо создание современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем Российской Федерации.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что:
- поможет повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрывает понимание истинного значения интернационализма;
- не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
1. Повышение качества действия системы гражданско‐патриотического воспитания.
2. Развитие форм и методов гражданско‐патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
3. Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
4. Формирование чувства гражданского долга; чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Структура и содержание программы «Я-патриот»
Программа построена на материале Отечественной истории, дети знакомятся с культурой России через сказания, предания, былины, а затем переходят к изучению истории России через конкретные исторические личности. Учатся любить и уважать предков, чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими.
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Направление 3. Закон и правопорядок, правовое государство, гражданское обществ.
Направление 4. Свобода личная и национальная
Принципы реализации Программы
1. Совместная деятельность педагога, школьников и общественности
Гражданско‐патриотическое развитие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых через проблемн-оценностное общение, труд, игры, спорт, социальное творчество и проектную деятельность. Совместная деятельность позволяет педагогу создать благоприятные условия для приобретения детьми социально-значимого опыта.
2. Системный подход в осуществлении программы
Этот принцип не позволяет проводить мероприятия фрагментарно, исключается возможность проведения разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Таким образом, принцип предполагает системный и поэтапный подход к организации жизнедеятельности учащихся, позволяющий обеспечить целостность становления личности воспитанника.
3. Гуманистическая и патриотическая направленность воспитания
Данный принцип подчёркивает самоценность человека через его понимания своего значения в созидании и процветании Родины. Утверждается признание прав человека на обеспечение его защиты от всего того, что представляет опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья. Кроме того, участник программы осознаёт важность реализации мероприятий и проектов как личностный рост.
5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников
Реализация принципа предполагает использование особых форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, устремлений всех участников программы.
6. Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, традиции в быту и семейных отношениях, учебе и подходах к труду, творческих начинаниях.
7. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе и т. д.
Программа «Я-патриот» составлена с учётом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ, и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Уроки должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка любовь к Родине, к её народным героям, развить в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывать в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).
Особенностью данной программы является системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом максимально используется педагогический потенциал социального окружения, чтобы помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт и выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа представляет систему развивающих занятий внеурочной деятельности для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется по 6 направлениям: « Я – Человек - Личность», « Я и моё здоровье», «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Моё Отечество и Я», «Я и культура моей страны».
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации моих учеников в условиях ФГОС являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: наш ученик видит в нас идеального человека. Поэтому, я с полной уверенностью могу сказать, какие есть во мне нравственные качества, такие я могу сформировать в своих учениках. В педагогике и психологии бытует такое мнение, что привязываются не к нам, а к той роли, которую мы играем в жизни. Поэтому хочется пожелать всем педагогам, воспитателям чтобы они сыграли не в массовке и не в эпизодах, а, непременно, главную роль в жизни каждого своего ученика.
Список литературы
1.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. – 248 с.
2. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост. Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.– Москва: Глобус, 2006. – 224 с.
3. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.
4. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. [Текст]: учебное пособие / Сост. Т. И. Тюляева. – М.: ООО Изд-во Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 158 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.