ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Документация +1
docx
воспитание
3 кл—4 кл
02.05.2022
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предлагается программа «Я-патриот».
Статья Головская.docx

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                      Головская Светлана Дмитриевна

                             учитель начальных классов

МБОУ г. Керчи РК «Школа-гимназия №1»

Аннотация. В статье предлагается программа «Я-патриот». Настоящая программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Её содержание опирается на Государственную Программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.». Именно данный курс  позволяет обобщить весь накопленный опыт и привести в систему мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Программа «Я-патриот» актуальна, т.к. направлена на формирование активной гражданской  позиции средствами патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, активная гражданская позиция, духовно-нравственное развитие.

Проблема патриотического воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан, особенно у молодежи, характерные и тревожащие особенности современного государства. Поэтому на сегодня необходимо создание современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить  целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем Российской Федерации.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном  возрасте, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется  низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания  у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко   образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину,  обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность  - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что:

-  поможет  повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-  раскрывает понимание  истинного значения интернационализма;

- не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

-  проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных  Силах  Российской Федерации.

Новизна  программы заключается в самом содержании, в  стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.        

Цель программы: создание условий для формирования личности  гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1. Повышение качества действия системы гражданскопатриотического воспитания.

2. Развитие форм и методов гражданскопатриотического воспитания на основе новых информационных технологий.

3. Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

4. Формирование чувства гражданского долга; чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Структура и содержание программы «Я-патриот»

Программа построена на материале Отечественной истории, дети знакомятся с  культурой России через сказания, предания, былины, а затем  переходят к изучению истории России через конкретные исторические личности. Учатся любить и уважать предков, чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

Направление 3. Закон и правопорядок, правовое государство, гражданское обществ.

Направление 4. Свобода личная и национальная

Принципы реализации Программы

1. Совместная деятельность педагога, школьников и общественности

Гражданскопатриотическое развитие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых через проблемн-оценностное общение, труд, игры, спорт, социальное творчество и проектную деятельность. Совместная деятельность позволяет педагогу создать благоприятные условия для приобретения детьми социально-значимого опыта.

2. Системный подход в осуществлении программы

Этот принцип не позволяет проводить мероприятия фрагментарно, исключается возможность проведения разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Таким образом, принцип предполагает системный и поэтапный подход к организации жизнедеятельности учащихся, позволяющий обеспечить целостность становления личности воспитанника.

3. Гуманистическая и патриотическая направленность воспитания

Данный принцип подчёркивает самоценность человека через его понимания своего значения в созидании и процветании Родины. Утверждается признание прав человека на обеспечение его защиты от всего того, что представляет опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья. Кроме того, участник программы осознаёт важность реализации мероприятий и проектов как личностный рост.

5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников

Реализация принципа предполагает использование особых форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, устремлений всех участников программы.

6. Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, традиции в быту и семейных отношениях, учебе и подходах к труду, творческих начинаниях.

7. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе и т. д.

 

Программа «Я-патриот» составлена с учётом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ, и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  сотрудничестве с родителями. Уроки должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках важна активность школьника, его уча­стие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка любовь к Родине, к её народным героям, развить в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывать в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.

          Связь содержания программы с учебными предметами.  

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,   ИЗО, музыкой, технологией).

 

 Особенностью данной программы является системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом максимально используется педагогический потенциал социального окружения, чтобы помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт и выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа представляет систему развивающих занятий внеурочной деятельности для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется по 6 направлениям: « Я – Человек - Личность», « Я и моё здоровье», «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Моё Отечество и Я», «Я и культура моей страны».

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации моих учеников в условиях ФГОС являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: наш ученик видит в нас идеального человека. Поэтому, я с полной уверенностью могу сказать, какие есть во мне нравственные качества, такие я могу сформировать в своих учениках. В педагогике и психологии бытует такое мнение, что привязываются не к нам, а к той роли, которую мы играем в жизни. Поэтому хочется пожелать всем педагогам, воспитателям чтобы они сыграли не в массовке и не в эпизодах, а, непременно, главную роль в жизни каждого своего ученика.

 

Список литературы

1.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. – 248 с.

2. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост. Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.– Москва: Глобус, 2006. – 224 с.

3. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.

4. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. [Текст]: учебное пособие / Сост. Т. И. Тюляева. – М.: ООО Изд-во Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 158 c.

 


 

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим…

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим…

Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими

Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими

Родине, к её народным героям, развить в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывать в нем стремление сделать мир лучше, счастливее

Родине, к её народным героям, развить в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывать в нем стремление сделать мир лучше, счастливее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2022