"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа
Оценка 4.6

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
МХК
9 кл
03.11.2019
"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа
Данная научно - практическая работа посвящена изучению возникновения очагов локальных войн и отношение участников этих событий через творчество. Актуальность: Тема локальных войн достаточно новая для русской литературы. Крупных монографических исследований в этой области на сегодняшний день нет. К тому же очень интересна сама форма творческого изложения взглядов авторов на все произошедшее с ними во время военных действий. Объектом данного научного исследования являются стихи и проза последних двух десятилетий 20 века о боевых действиях в Афганистане и Чеченской республике.
исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 22» Секция «Современная литература» Научно­практическая работа «Грозовые ворота» нашей души. (Тема войны в лирике участников локальных войн). Содержание I. Введение. II. Двадцатый век…(экскурс в историю). III. Слова «война» и «мир» (по страницам толкового словаря). IV. Песни, рожденные на земле Афганистана. 1.Своеобразие афганских стихов и песен. 2.Родина, мир, любовь в стихах афганцев. 3.Поэт Виктор Тарасов. 4.Мира и счастья тебе, Афганистан. 5.Творчество чеченских поэтов V. Практическая часть VI. Вывод. Самое главное – мир! Библиографический список 3 5 7 9 10 14 17 19 21 23 24 25 I. Введение. 2 Данная   научно   ­   практическая   работа   посвящена   изучению возникновения   очагов   локальных   войн   и   отношение   участников   этих событий через творчество. Актуальность: Тема локальных войн достаточно новая для русской литературы. Крупных монографических исследований в этой области на сегодняшний день нет. К тому же очень интересна сама форма творческого изложения взглядов авторов на все произошедшее с ними во время военных действий. Объектом  данного научного исследования являются стихи и проза последних двух десятилетий 20 века о боевых действиях в Афганистане и Чеченской республике. Афганская   война   ­   это   десятилетнее   (1979­1989)   вооружённое политическое противостояние просоветского режима Бабрака Кармаля и Мухаммеда   Наджибулы   при   военной   поддержке   Ограниченного контингента   советских   войск   в   Афганистане   с   одной   стороны   и моджахедов Исламской партии Афганистана при поддержке зарубежных стран (США, стран исламского мира) с другой стороны. Вооружённый   конфликт   в   Северо­Кавказском   федеральном   округе развивался в несколько этапов, начиная с 1994 года, но у него очень долгая предыстория: первые столкновения русских с горцами относятся ещё к 18 столетию. Конфликт до сих пор не исчерпан, и сегодня в этом регионе неспокойно.   Боевые   действия   велись   между   вооружёнными   силами Российской Федерации и боевиками непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия. Обе военные локальные кампании вошли в историю как жестокие и кровопролитные:   в   Афганистане   погибло   свыше   15   тысяч   советских солдат,  во   время   чеченской   кампании   лишилось   жизни   около   25  тысяч российских солдат, офицеров и милиционеров. 3 Совершенно   ясно,   что   военные   впечатления   и   воспоминания очевидцев   об   этом   жестоком   времени   не   могли   не   проникнуть   в современную отечественную словесность.  Предметом научного исследования являются: ­специфика авторского восприятия войны; ­образ современного молодого человека на войне. Целью  исследования   является   изучение   художественных   особенностей военной лирики, восприятие военных действий современным поколением. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1.Выявить типологические черты в лирических произведениях о войне; 2.Описать жанровую природу лирических произведений о войне; 3.Исследовать   способы   создания   образа   войны   в   литературном произведении. 4.Исследовать   общественное   мнение   о   локальных   войнах   и   выявить отношение к ним. Гипотеза:  Сейчас   в   нашей   стране   много   говорят   о   патриотизме, чувстве любви к Родине, ощущении кровной связи с ней. В последние годы в нашей стране резко усилился интерес  к истории родного края, своей семьи,   фактам   биографии   родных.   Действительно   ли,   в   нашем современном   обществе   нет   места   патриотическим   идеям?  Угасает   ли   у нынешней молодёжи чувство патриотизма? Нужно ли уделять проблеме отсутствия   патриотизма   столько   сил   и   времени?   На   эти   вопросы постараюсь найти ответ. Методолигическая   основа  работы   представляет   собой биографический,   психологический,   исторический   методы.   Так,   при помощи   биографического   метода   описывается   связь   стихотворений   с биографией   авторов,   психологический   подход   позволяет   лучше   понять внутренний мир участников локальных войн.  4 II. Двадцатый век…(экскурс в историю). Давно замечено, что неологизмы «афганец» и «чеченец» приобрели в нашем   национальном   сознании   особое   значение.   Эти   слова   –   отклик общества на трагические события декабря 1979­го и 1994 годов. Тогда правители бывшего Советского Союза и президент России отдали приказ о начале военных действий  советских войск в Афганистане и российских вооруженных сил на территории Чеченской республики. С этого времени в повседневном   обиходе   словами   «афганец»   и   «чеченец»   наше   население стало называть участников войн в Афганистане и Чечне. Этими словами люди как бы сразу поставили в особый ряд «афганцев» и «чеченцев» и отделили их от настоящих фронтовиков ­ защитников Родины ­ участников Великой  Отечественной  войны 1941­1945 гг.  Говорят, что  народ всегда прав.  И в данной ситуации, наверное, эта истина еще раз подтверждает коллективную   мудрость   людей.   Две   войны,   афганская   и   чеченская, разделены   временем,   но   имеют   очень   много   схожего.   Эта   схожесть особенно прослеживается на судьбах «афганцев» и «чеченцев».  Вспомним   1979   год.   Было   ли   советское   общество,   отвыкшее   за десятилетия   от   войн,   готово   к   принятию   трагедии,   выплеснувшейся впоследствии   большим   числом   жертв   и   увечий?   Психологически   нет. Общество   практически   не   отреагировало   на   начало   войны.   И   только небольшая, в количестве пяти человек, московская хельсинкская группа, а также   академик   А.   Д.   Сахаров   резко   высказались   против   участия Советского   Союза   в   войне   в   Афганистане.   Остальные   делали   вид,   что 5 Афганистан не более чем локальный конфликт. Такой оценке на первых порах   способствовали   и   средства   массовой   информации.   Журналисты живописно   рассказывали   об   участии   советских   солдат   в   массовых субботниках по посадке деревьев, строительстве школ, больниц и мечетей для афганцев, о митингах, после которых неграмотные и забитые дехкане прозревали и спешили записаться в госкооперативы. Банды мятежников, как их тогда называли, одна за другой переходили на сторону новой власти. Многие в СССР верили этому. Хотели верить. Тем временем на городских и сельских кладбищах нашей необъятной страны появлялось все больше и больше могил воинов,   доставленных из Афганистана в цинковых гробах. "Афганцы", возвратившиеся домой, разносили во все уголки Советского Союза правду об этой войне. Страшная была эта правда. Об «афганцах» заговорили,   их   стали   опасаться.   На   улицах   ­   прохожие,   в   кабинетах   ­ должностные лица. «Афганец» избивает «панка», ненавидя его философию и   образ   жизни.   «Афганец»   требует   справедливости   в   производственном конфликте. Наше общество не захотело понять «афганцев», отличить их от другой   молодежи.   Неудивительно,   что   «афганцев»   стали   задвигать подальше со всеми их болями и проблемами. У многих еще бытует: ну воевали, ну, вернулись. Так пусть будут, как все. Слова   «афганец»   и   «чеченец»   ­   это   не   только   наше   отношение   к войнам.   Это   прежде   всего   оценка   состояния   нашего   общества.   Умение людей противостоять злу и насилию, умение сострадать. Тридцать шесть лет назад для нас началась афганская война, двадцать один год назад ­ чеченская. Но эти войны для наших людей не стали последними. До сей поры гибнут россияне. Гибнут наши солдаты. Может быть, хватит горьких судеб  «афганцев»  и «чеченцев»? Можно  и  даже  нужно  подвести  черту, сделать надлежащие выводы, нужно сделать так, чтобы эти уроки никуда не   ушли,   а   остались   с   нами   вечно,   как   напоминание   о   совершенных 6 ошибках   и   предостережение   от   их   повторения.  Это   память   народа,  его опыт и он не должен уйти, кануть в лету, ибо без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. III. Слова «война» и «мир» (по страницам толкового словаря) О, человек, сколько же ты вынес на своих плечах, сколько выстрадал и пережил. А всему виной война! Заглянем в толковый словарь. «Война» ­ вооруженная   борьба   между   государствами,   общественными   классами, племенами.» Какие   сухие   слова.   Люди,   пережившие   этот   ад,   наверное,   не согласны с таким определением. И вообще полное значение этого слова нельзя воспроизвести в словах, его можно понять, только увидев это. Но почему­то хочется, чтобы люди никогда не видели и не знали войны. Пусть это   слово   навсегда   исчезнет   из   наших   словарей,   перейдет   в   разряд устаревших.   А   на   его   место   пусть   встанет   его   антоним   ­   светлое   и радостное слово «мир». Проходят годы, меняется и лексика, может быть, в будущем   эти   мечты   и   свершаться.   Но   пока   нас   ожидает   суровая реальность. Каждый день, включая телевизор, мы задаемся вопросом: « Что день прошедший нам принес? Что день грядущий нам готовит?» Мы  открываем одну из газет и читаем: «Новые жертвы обстрелов в Донбассе», «прогремел очередной   взрыв   в   Харькове»,   «идёт   братоубийственная   война   на Украине…» «очередной захват заложников Турции», « 50  человек погибли от рук убийц, провозглашающих себя «Исламским Государством...», « 700 человек   погибли   и   337  получили   ранения   в   феврале   нынешнего   года   в 7 Ливане...», «за минувшие сутки в столице Венесуэлы произошли   новые вооруженные   столкновения...»   Пробегая   глазами   эти   строки,   невольно вырывается возглас; « Ну, сколько можно! давно пора остановиться, пора понять, что война ­ это плохо!» В последнее время стали мелькать публикации о мирных договорах, подписанных теми или иными должностными лицами, но, по­моему, судьба мира должна быть не на бумаге, не в соглашениях, которых подписано и так не мало, а в наших душах. Нужно  просто  уничтожить  все  накопленное  оружие. Как  хочется, чтобы в средствах массовой информации скорее появились такие фразы «Сегодня на планете Земля истреблена последняя ядерная боеголовка...» В свое время М.Шолохов говорил: « Мы видели и смертное горе, которое несла опустошительная война; мы видели и родную землю, залитую кровью близких нам людей… Пора, в конце концов, раз и навсегда покончить с тем, что является смертельным стыдом для человечества, ­ варварскими бомбежками сел и городов, массовым истреблением ни в чем не повинных людей». Давайте   вспомним,   какие   темы   в   последнее   время   больше   всего поднимают   средства   массовой   информации?  Несомненно,  тема   войны   и мира. Взглянув   на   фотографию   скорбящей   матери   у   гроба   сыну.  Не спешите отводить взгляд. Это не май сорок пятого, это произошло в наше время, рядом  с  нами. И  значит в нашей судьбе, в нашей  жизни. "Горе, непереносимее которого не может быть. Горе матери, потерявшей сына... Он погиб на афганской земле, далеко от родного дома, там, где мать не могла уберечь его. Не опускайте глаз. Мы слишком долго прятали их и жили так, будто рядом с нами ничего не происходит. Мы слишком долго говорили вполголоса о тех, кто сражался и погиб там. Мы молчали, словно 8 не   видели   молодых   парней,   датой   смерти   которых   стало   наше   время. Сейчас   эта   боль   уже   касается   каждого   гражданина.   Каждый   уже задумывается о том, как мы оказались там, кому и зачем были принесены те многочисленные жертвы. Об этом говорят стихи воинов:  За Родину, за дырочку в мундире, за звездочку над холмиком могилы. По чьей­то милости мы на чужой войне. IV. Песни, рожденные на земле Афганистана. 1.  Тема   Афганистана   вообще   рождает   много   вопросов.   Действия СМИ   в   районе   боевых   действий   контролируются,   отчего   население получает   ограниченную   и   нередко   искажённую   информацию.   В   свою очередь, следствием этого является то, что участники локальных войн и конфликтов во время боевых действий не получают ожидаемой моральной и идеологической поддержки, а по возвращении – достойного отношения к себе со стороны окружающих. И тогда духовную нишу, которую не смогли или не захотели заполнить профессиональные поэты и писатели, занимает творчество   самих   участников   боевых   действий.  Начало   этому   процессу положили   непрофессиональные   писатели   и   поэты,   служившие   на   земле Афганистана.Вот и бытует самодельный фольклор воюющих ребят… Впрочем,   у   самодеятельного   творчества   есть   свои   неоспоримые преимущества. Например, в отличие от профессионального искусства оно неподцензурно,   а   потому   разные   по   своим   эстетическим   достоинствам произведения непосредственных участников событий в совокупности дают достаточно верную картину если не самой войны, то морального состояния 9 участвующих в ней людей, их представления о том, что с ними происходит. Недаром   В.Г.Белинский   отмечал,   что   содержание   солдатских   песен «оригинально   по   русско­простонародному   пониманию   европейских вещей».   Их стихи помогают правильно понять ушедшее в историю событие. Песенный   репертуар,   созданный   в   Афганистане   ­   это   музыкально   ­ поэтическая летопись подвига советского воина.  В нем свои герои, свой фольклор, напоминающий казачьи песни про «родную сторону», невесту, «злую пулю»; своя лексика: «бэтээр»­ вместо коня,   акаэм   ­вместо   сабли,   «ребята­мусульмане»   не   как   соотнесение   с религией,   а   в   качестве   названия   народов   Востока.   Оборвать   песню   не смогли ни внезапные набеги душманов, ни тяготы воинской жизни.   Многие уже, наверное, знакомы с творчеством поэтов­афганцев. Да, на   горячей   земле   рождались   поэты­интернационалисты.   Почему   так? Может быть, потому, что в экстремальных условиях, ходя и живя бок о бок со смертью, человек нуждается в большом количестве духовной пищи, у него появляется потребность в чистом, красивом. И, наверное, поэтому все стихи, рожденные на афганской земле, имеют свою глубокую тему, обладают   своим   неповторимым   языком,   который   особенно   понятен ребятам,   прошедшим   школу   Афганистана,   поэтому   эти   стихи   легко ложатся на музыку и многие из них доходят до нас в виде песен, часто исполняемых   авторами.   Для   тех,   кто   выжил   в   этой   войне,   песни становились чем­то вроде пароля, помогали отличать «своих» от «чужих»: Мне не так уж важно Откуда этот парень, Мне важно, что оттуда, Мне важно, что был там. Не пройду я мимо 10 А лишь скажу тихонько единственное слово,  Пароль один: Афган. Мы поймем друг друга, Нам лишних слов не надо Глаза его засветятся особенным огнем.  Ребят своих мы вспомним и вспомним наши горы.  А после наши песни негромко пропоем..." Так писал о будущей встрече однополчан один из известных авторов­ исполнителей   Юрий   Слатов   в   песне   с   характерным   названием   «Пароль «Афган». Но для фольклористов эта словесно­опознавательная функция солдатской песни хорошо известна. В   отрывке   из   песни   обозначена   ещё   одна   очень   важная   функция солдатских   песен   ­   мемориальная.   В   песнях   звучат   не   только   слова верности «афганскому братству», но еще и знак продолжения традиций отцов­победителей в Великой Отечественной войне. Авторы­афганцы   вкладывают   в   свои   песни   душу.   Они   близки   и понятны многим. И пусть они писались непрофессиональным почерком, но в   них   не   потеряно   главное:   искренность,   правдивость   и   откровенность. Именно   в   этом   секрет   популярности   афганских   песен.   Они   не   могут забываться. Они постоянно бередят душу, возвращают память в дни боев. Песня   «Афганская»   написана   на   основе   «Баксанской»,   получившей известность в годы Великой Отечественной войны. В ней звучат суровость и доброта, интернационалистская позиция и готовность прийти на помощь, попавшим в беду: Знайте же, ребята­ мусульмане,  Ваша сила в том, что мы за вас. И не надо лишних воздыхании. В бой ходить нам не в последний раз. 11 ( Ю.Ушаков). Если   составить   частотный   словарь   лексики   «афганских»   песен, среди первых там будут слова «опять» и «снова». «Опять тревога, опять мы ночью вступаем в бой…», «И вот опять идём мы в горы…», «И вот опять   летим   мы   на   задание…».   Лирическим   героем   стал   трудяга коллективный герой, часто скрывающийся за коллективным местоимением «мы».   Даже   понятие   «подвиг»   стало   иным.   Когда   спрашиваешь   у «афганцев», что это такое, то слышишь в ответ: « Это хорошо сделанная работа». Герои песен ­ воины­интернационалисты ­ личности разносторонние с   широким   политическим   кругозором.   Они   осознают   связь   поколений, боевых традиции. Это особенно ярко звучит в стихотворении «Над горами отдаленными»: Слава Фрунзе и Панфилова С нами следует в строю. Посмотри, Отчизна милая, ты На гвардию свою. ( А. Савин).    Кто авторы этих песен? Чаще всего это простые ребята с чистым, добрым,   героическим   сердцем.   Они   не   пройдут   мимо   любой несправедливости,  как   некоторые   из   нас.  Их   не   оставит   равнодушными чужая боль. И все свои чувства они вкладывают в свои песни. Стихи и песни Афгана ­ это особый жанр, сплав музыки и стихов, его нельзя   сравнить   ни   с   современной   мировой   поэзией,   ни,   тем   белее,   с современной   музыкой.  Автор­исполнитель   «афганской   песни»   Валерий Потеряев   особую   известность   приобрёл   благодаря   своей   песне   «Будем здравствовать и любить». Толчком для её создания стал подвиг старшего лейтенанта   Николая   Шурникова,   подорвавшего   себя   гранатой   вместе   с 12 маджохедами.   Исполнитель   песни,   отождествляя   себя   с   лирическим героем,   как   бы   проживает   вместе   со   слушателями   эти   последние мнгновения короткой солдатской жизни. Много   у   афганцев   песен­репортажей   («Песня   водителя», «Медицинские   сестры»,   «Колонна»),   в   них   детали   солдатского   быта, приметы   военных   биографии,   повествование   о   невероятно   трудных дорогах   войны   («Афганская   дорожная»,   «Наш   батальон   уходит   на задание», «Опять тревога»). Самодеятельная   песня   воинов­интернационалистов   отражает стойкость силу духа советских воинов: Вновь пули играют на нервах, Зловеще свистят на лету. Нам надо пройти самым первым И надо занять высоту. Меня не прельщают награды, Я просто стать трусом боюсь, Пройду сквозь любые преграды и снова живым возвращусь. (Опять иду я на заданье.) Человеку   отводится   целая   жизнь   для   того,   чтобы   узнать   цену дружбы. В Афганистане иногда хватает на это нескольких минут: Если слезы не лил от обиды и зла, Если с горя не плакал ни разу, Значит, ты не любил никого никогда, Принимая любовь за красивую фразу. Если кожу ты с рук никогда не срывал, Если ссадин и крови не видел на теле, Значит, ты не боролся, не рисковал, Сам себя не познал на рискованном деле. 13 Если прожил ты жизнь для себя самого, Сохранясь от невзгоды в уютной квартире, Жизнь ты прожил, не поняв ничего, Значит, ты и не жил в этом сказочном мире. (В.Тарасов). 2.  В   своих   произведениях   поэты­афганцы   поднимают   различные темы.  Главенствующими  же  в  них являются  тема  Родины  и тема мира. Легко понять, почему тема Родины так близка афганцам. У человека, хоть раз покидавшего Родину, любовь к ней во много раз больше, тем более у тех,   кто   покинул   ее   по   ее   приказу.   Так   в   песне   «Кабул   далекий   и безжизненная   степь»   страстно   звучит   готовность   к   подвигу   во   имя   выполнения   интернационального   долга. безопасности   Отчизны, Самодеятельный поэт обращается непосредственно к Родине, к родным и близким, что придает тексту проникновенный характер:  Мы, Родина, покинули тебя, Нам совесть путь­дорогу указала. Иди и выполняй святой приказ, Чтоб Родина спокойно засыпала. В этой песне не только преданность Родине, но и жажда любым пу­ тем обеспечить ей мир. В каждой песне можно найти строки, выражающие тоску солдата по Родине. Наверное, больше всего это проявилось в самой популярной в Афгане песне, ставшей народной, «Кукушка». Текст ее, в котором   переплетены   надежда   и   грусть,   написан   в   предельном приближении к разговорной речи. Сделано это мастерски:  Снится мне ночами дом родной И в рябинах тихая опушка. Тридцать, девяносто, может сто, Что­то ты расщедрилась, кукушка. 14 Так что ты, кукушка, погоди мне дарить Чужую долю чью­то, У солдата вечность впереди, Ты ее со старостью не путай. Слушая песни, листая блокноты поэтов­афганцев, видишь, как много своих творений они посвящают борьбе за мир. Они, которые каждый день берут в руки автоматы и отправляются по дорогам войны:  И вот опять идем мы в горы, Мы знаем ­ некуда спешить. Ведь басмачи поймут не скоро, Что с нами лучше в мире жить. Да, это так, так распорядилась жизнь. Они должны стрелять в одних, даря жизнь и свободу другим. Душа их не черствеет, когда мушка автомата ищет   новую   жертву,   не   умирает,   опаленная   войной.   Они   еще   острее понимают необходимость мира, и не только на многострадальной земле Афганистана. Они, видевшие смерть в двух шагах от себя, видевшие, как падал от пули товарищ, видевшие кровь, они навсегда научились ценить жизнь. Убедительно звучит этот мотив в песне: Скоро трап нам подадут: Здесь сдружились мы на век, Словно братья фронтовые, Не забыть нам никогда эти будни боевые. Слова мир, Родина, любовь сливаются в сознании афганцев в одно целое.   Существует   такое   утверждение:   «Когда   говорят   пушки,   музы молчат». Афган это не подтверждает. Музы в Афгане говорят, говорят в полный голос, можно сказать, кричат. Кричат о мечтах, чаяниях солдат. А все их мечтания устремлены к Родине. Они мечтают поскорее подарить мир и свободу этой и так много вынесшей стране и поскорее вернуться к 15 своим матерям и любимым. Но и тут, на мирной Родине, они не оставят свои мечты, ведь есть еще на планете горячие точки. И в их душах эти войны будут отзываться горестным набатом. Это они, эти молодые парни, поняли   полное   значение   этого   страшного   слова   «война».   И   мы   можем только судить об итогах этого познания. Человеческая жизнь ­ умеренная ли это плата за такие уроки? Память о тех, кто сложил свои головы за свободу и мир увековечивается в стихах и песнях. Сохранить память о тех, кто   погиб   в   бою,   смертью   смерть   поправ,   ­   вот   лейтмотив   солдатской песни В Шенданде. Заканчивается она прямым обращением к потомкам: Поклянемся ,друзья, Не забудем парней, Тех, кто жизни отдал На афганской земле. Память в сердце о них сохраним навсегда, Если только самим жизнь подарят судьба. Отдавали свои жизни и поэты. Они писали, жили, любили и умирали вместе со всеми. Определить автора той или иной песни порой трудно, чаще   всего   они   ­   результат   коллективного   творчества.   Воин­ интернационалист   Николай   Фотиев   вспоминает:   «Приходили   из   рейсов измотанные, огрубевшие, и так хотелось связно, без крика говорить о чем­ то простом и понятном каждому, о том, что болело в нас. Кто­то брал гитару, кто­то писал нехитрые стихи... Так рождались наши песни.» 16 3. Поэт Виктор Тарасов  Но   есть   среди   самодеятельных   поэтов   наиболее   талантливые,   чье творчество отличается особой поэтичностью, художественностью. Среди них был Виктор Тарасов. Жизнь   его   оказалась   очень   короткой:   после   восьмого   класса поступил в кинотехникум, родители болели, хотелось побыстрее  помогать 17 им. Мечтал служить в десантных войсках. До последнего дня десантник скрывал от родителей, что служит в Афганистане, боясь беспокоить их. Это был человек с редкой душевной щедростью, одаренный чутким и зрячим сердцем. Виктор погиб в Мараварском ущелье 21   апреля   1985   года,   когда   десантная   разведгруппа,   попав   в   засаду, приняла   неравный   бой.   Теперь,   когда   наши   войска   вышли   из   Афгана хочется, чтобы они вернулись к нам все. В том числе и те, кто никогда не откроет   двери   своего   родного   дома.   Они   должны   возвратиться   в   нашу память и сердца . Стихи В. Тарасова лирические, обращенные к конкретному человеку, в них личные чувства переплетены с гражданскими. Обращение к матери волнует своей искренностью:  Догорели, исчезли ночные огни, Как иссякли твои материнские слезы. Ты рукою своей, грубоватой от дел, Как ребенка меня уж не будешь ласкать. Видно это и есть материнский удел – Повзрослевших сынов в дальний путь провожать. Видно это и есть материнский удел ­ Быть бессмертием в детях своих. В   лирических   строчках   Тарасова   передаются   и   самые   заветные чувства, сокровенные мысли воинов о женах, подругах. В них звучат и грусть, и раздумья, тоска по мирной жизни: Я хотел бы обнять твои плечи. Прикоснуться устами к устам. Но не видно сквозь годы той встречи, И не скоро увидеться нам. Как   много   говорят   строки   этого   сдержанного   повествования. 18 Сложный мир человеческих чувств, философские раздумья открываются во многих песнях Тарасова:  Кто я такой? Что я средь вас такое?­ Понять мне трудно самого себя Чего хочу я, борьбы или покоя? Жить без любви иль умереть любя? Тема верности, ожидания солдата раскрывается во многих песнях афганцев   («Нам   в   Ташкенте   предложили»,   «Письмо»,   «По   дорогам крутым»,   «Звезды   над   Кабулом»).   У   Тарасова   эта   тема   отражена   в следующих строках: Как мы различны все, неповторимы, У каждого свой образ и судьба. То радостью, то горестью томимы, В одних глазах огонь, в других ­ мольба. О   Викторе   Тарасове   и   других   поэтах­афганцах   будут   вечно напоминать строки их стихов: Горит звезда над городом Кабулом. Горит звезда прощальная моя. Как я хотел, чтоб Родина вздохнула Когда на снег упал в атаке я... 4.  Мечтали поэты о мире для Афгана, мечтали увидеть родных. И вот   наши   солдаты   покинули   эту   страну,   страну,   с   которой   у   нас   уже столько общего. Интернационалисты   покинули   ее,   а   война   продолжается, 19 продолжают гибнуть люди, рушиться города. Пятнадцатого февраля наш последний солдат оставил Афганистан. Но в душе нет радости, нет еще четкого ответа истории на вопрос, нужна  ли была там наша помощь и в той ли мере? Мира до сих пор нет, люди продолжают гибнуть. Так зачем, зачем целых девять лет там бились девятнадцатилетние   мальчишки,   во   имя   чего   теряли   матери   своих сыновей? Кто сможет объяснить, кому нужна была афганская история?! Всем, кто остался жить, необходимо знать об этом. Этот   вопрос   задает   Е.   Евтушенко   в   стихотворении   «Афганский Муравей»: Почему ты явился с оружием к нам, Здесь впервые услышавший слово «ислам»? Что ты дашь нашей родине ­ нищей, босой, Если в собственной ­очередь за колбасой? Разве мало убитых вам, Чтобы опять к двадцати миллионам еще прибавлять? В его словах чувствуется осуждение тех, кто послал наших солдат воевать на чужую землю. Сейчас   афганцы   обняли   своих   матерей,   вернулись   домой.   У   них беспокойные сны, но страшное уже в прошлом: Защищать покой страны, Нет на свете выше права, До свидания, прощай, Заграничная застава. Вот и подведены итоги этой войны. Заставляют задуматься такие ужасные цифры! 15000 человек убито, 37000 искалечено... Слезы, потери и боль   скрылись   за   сухими   словами   и   цифрами.   Страдания   афганцев   ­ общенародная боль. 20 Мы   не   в   силах   помочь   Афгану   ,   но   все­таки   хочется   пожелать многострадальному народу поскорее обрести мир и свободу, найти свое счастье. Об этом заявляют сегодня матери погибших: «Пусть больше никто из матерей не оплакивает в мирное время единственного сына» (Джамиля Искандерова,   Ташкент).   Об   этом   оповещает   православная   церковь: «...война в Афганистане представляется мне крупнейшей ошибкой, когда советские   люди   были   втянуты   в   войну   помимо   своей   воли».. (Г.Логвиненко, священник) Об этом заявил певец Валерий Леонтьев: « Говорить и писать надо не только о том, какая это была война, но и о том, как храбро сражались наши ребята, как выручали друг друга от пули, какие песни сложили там.» О мире   мечтают   сами   афганцы.   Правительство   Афганистана   пытается остановить   войну   путем   национального   примирения.   Афганский   народ благодарен Советскому правительству за его честность, выразившуюся в точном соблюдении женевских соглашений. «Последний солдат покинет нашу землю. Хочу сказать ему на прощанье: « Спасибо, шурави!» 21 5.  Творчество   чеченских   поэтов,   мирных   жителей   Чечни   о   войне мало   чем   отличаются   от   стихотворений   солдат.   Только   здесь   боль   за родную землю, истерзанную войной: О, ужас! И конца не видно вдалеке, Мы точно сорвались на проклятом витке. И мчимся вниз…как хочется забыться И спрятаться. Как в детстве. В сундуке… И   здесь   же   хочется   привести   отрывок   из   стихотворения   Умара (Шарип Цуруев, поэт, публицист) Яричева «Песня девочки»: Пыль и зной. Июль в Урус­Мартане… У дощатых стареньких ворот, Рот прикрыв ладошкой, словно рану, Маленькая девочка поёт: ­Вай, как много в небе самолётов, Что не мил порою белый свет. Вай, как много в этих самолётах Бомб и пулемётов и ракет… В обоих стихотворениях передана военная действительность. Только в первом случае она проецируется на белый лист бумаги сквозь призму мудрого,   усталого   человека,   а   во   втором   случае   ­   поэт   всего   лишь созерцатель,   фиксирующий   ужасные   детали   войны,   затем   уводящий читателя от детали к пронзительным высотам античной трагедии: Я стоял, опустошённый духом. От певуньи той невдалеке… Словно перешёптывались глухо Две монетки у меня в руке. Там, где спор за жизнь со смертью 22 Девочке, открывшей в вечность дверь, Я­то знал, что ничего не значат Миллиарды долларов теперь. Девочке поверившей упрямо, Что бывают в мире чудеса, Я солгал: «К тебе вернётся мама», Но не солгала моя слеза… Неизвестная   читателю,   но   действительно   существующая   девочка, ставшая прообразом трагической героини стихотворения, потому близка и понятна поэту, что их объединило общее горе потери близкого человека. 23 V.  Практическая часть Для   того,   чтобы   говорить   о   локальных   войнах,   в   которых участвовали наши солдаты, я провёл небольшой опрос среди обучающихся 9­10 классов. В опросе участвовало 50 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы: 1.Какой смысл вы вкладываете в выражение «патриотизм»? 2.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и…? 3.Как вы относитесь к службе в армии? 4.Знакомы ли вы с творчеством участников локальных войн?  Результаты опроса показали, что: .Какой смысл вы вкладываете в выражение «патриотизм»? 10класс:Тот, кто любит свою Родину; •Человек, осознающий себя частью страны;   •Человек,   сильно   любящий   Родину,   соблюдающий   законы государства;   •Кто   готов   рисковать   жизнью   ради   Родины;   •Защитник Родины;   •Гражданское   сознание   основано   на   любви,   совести,   вере, верности; •Тот, у кого есть гражданство. 9 класс:• Тот, кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда; •Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины; •Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда; •Человек с активной жизненной позицией; •Тот, кто изучает все о своей стране; •Тот, кто гордится своей Родиной Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и…? Не   позорить   Родину     ­   68%;   Умом   смекалкой   и   хитростью   –   8%; Переговорами (дипломатическими отношениями)­ 3%; Соблюдать законы нашей  страны­  6%;  С верой  в  душе    и  Бога­2%;  Соблюдая  культуру  и традиции своей страны ­3%; Не знаю – 10% Как вы относитесь к службе в армии? 4 человека критически относятся к службе в армии; Знакомы ли вы с творчеством участников локальных войн?  2 человека знают фамилии участников боевых действий; Никто   из   опрошенных   не   знаком   с   творчеством   участников локальных войн; 24 Таким образом, сверстники понимают, что о локальных войнах знают недостаточно   и   большая   часть   из   них   хотела   бы   познакомиться   с творчеством военных лет. VI. Вывод. Самое главное – мир Абсолютно все авторы воспринимают войну как нечто трагическое и безжалостное,   уносящее   за   собою   сотни   тысяч   молодых   жизней.   Война предстаёт бессмысленной, кровавой и жестокой стихией. Многие поэты словно хотят предостеречь будущее поколение от ошибок своих отцов и дедов, но каждый из них понимает, что всё это тщетно: закончится одна война,   настанет   временная   передышка   и   всё   начнётся   сначала: человечеству   никогда   не   надоест   с   непревзойдённой   извращённостью   и мастерством истреблять друг друга. И всё же я не устаю повторять: Мир сейчас ­ самое главное! Все наши чаяния обращены к нему. Все мы   живем   на   планете,   начиненной   ядерным   оружием,   которого   сейчас столько,   что   хватит   несколько   раз   уничтожить   планету.   Зачем   это супервооружение?   По­моему,   чем   жить   в   постоянном   страхе,   лучше вообще отказаться от оружия, Я не знаю, кто сможет сделать этот роковой шаг, нажать на кнопку, чтобы целые города взлетели через мгновение в воздух. Тем более, что сейчас все знают, что защищенными в этой войне не окажется никто. И пока существует угроза войны, новые солдаты будут вставать в строй. «Я солдат, мама», торопится написать новичок, только что надевший военную форму. И это можно считать его первой клятвой на верность воинскому долгу, на верность Родине, потому что слова «мать» и «Родина» неразделимы. В этих строках обещание быть хорошим солдатом, верно охранять сон своей мирной страны. 25 Библиографический список 1. Б.Тедере. В настоящем, прошедшем и грядущем. «Смена,» 1988, 19, С.II. 2. М.И.Пахмутова, А.В.Текучева, М.Н.Шанский. 1981, с. 63. 3. М.Шолохов. от всего сердца", И.1955. 4. М.М.Кизилов. «Скорбь и память», 2000,№ 19, с.6­7. 5. Ю.В.Килимник. «Сражающаяся муза». «Русский язык и литература» 2008, №12. 6. П.Дкаченко. "Голос совести слышу в себе..." Комсомольская правда, №38, 15 февраля,2013. 7. Ю.В.Килимник.   Сражающаяся   муза.   "Русский   язык   и   литература" 2009, № 12, с. 60. 8. По материалам газеты "Комсомльская правда" за 15.2.1989. 9. Толковый словарь русского языка, №., 1961, с. 63 10.Интернет­ссылки: 11.http://moldovanov.ucoz.net/index/ja_ubit_na_chechenskoj_vojne_pesni_i _stikh  12.http://litsait.ru/stihi/stihi­pro­voinu/pesnja­yeho­afganskoi­chechenskoi­ voiny.html i_o 13.http://russhanson.ru/forum/viewtopic.php?t=18902 _chechenskoj_vojne/0­4 26

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души". Исследовательская работа

"Грозовые ворота нашей души".  Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019