Групповая и индивидуальная профориентационная работа с подростками из замещающих семей.

  • docx
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профориентация.docx

 

I.                  Актуальность программы

 

Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

В возрасте 11 – 17 лет закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Замещающим родителям очень трудно самостоятельно определить склонности, объективно оценить способности приемного ребенка, а потому зачатую они не могут дать совет или оценить профессиональный выбор ребенка.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека:

- адекватной оценки собственных возможностей;

- знаний как о своих сильных, так и своих старых сторонах личности.

Индивидуальная профориентация поможет:

- определить способности и интересы ребенка;

- определить профессиональную сферу, в которой будущий студент сможет максимально реализовать свои способности и получить максимальное удовольствие от своей будущей профессии;

- мотивировать ребенка самостоятельно сделать выбор направления и уровня образования;

- достигнуть понимания между родителями и ребенком относительно его дальнейшего образования

 - узнать о личностных свойствах и качествах, стрессоустойчивости;

- узнать об уровне развития у ребенка разных типов мышления, уровне интеллекта;

- узнать о творческом потенциале ребенка.

Программа рассчитана и на замещающих родителей для того, чтобы они не ошиблись при принятии одного из важнейших решений в жизни своего приемного ребенка – выбора будущей профессии. Скольких ненужных волнений можно избежать, понимая особенности ребенка, зная его задатки. Это и вопрос выбора  школы, дополнительных секций, углубленных программ, и спокойная целенаправленная подготовка в СУЗ или ВУЗ.

 

II.              Цель и задачи программы

Цели программы:

1.      Актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет получения знаний о себе, и о мире профессий;

2.      Сформировать готовность к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей и возможностей.

Задачи программы:

1.                  Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.                 Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

3.                 Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений;

4.                 Изучение и осознание личностных особенностей, интересов и склонностей; получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;

5.                 Получение информации о правилах выбора профессии, об  обстоятельствах (факторах), которые необходимо учитывать при выборе профессии; о типичных ошибках и затруднениях при выборе профессии;

6.                 Выработка навыков анализа условий для достижения целей, критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели;

7.                 Расширение и углубление представления о различных профессиях

8.                 Знакомство с возможными вариантами выбора образовательного маршрута

 

III.           Содержание и структура программы

          Информирование о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

В ходе знакомства с профессиональными предпочтениями ребенка и замещающих родителей необходимо определить три слагаемых правильного выбора профессии.

- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

- Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

- В-третьих, это профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека не пересекаются, это означает: человек хочет делать то, чего делать не может. Таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они не знают об этом.

Если «надо» и «могу» пересекаются. Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий получить достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Вопросы для обсуждения:

- Насколько близки сегодня Ваши МОГУ, ХОЧУ, НАДО?

- Как вы думаете, на что вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?

- Подумайте, чем можно дополнить эту схему? Схему можно дополнить элементом ЕСТЬ. ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми Вы располагаете уже сегодня. Это Ваш стартовый капитал.

Знакомство с образовательными услугами города, области можно осуществить посредством существующей в отделе информационной папки «Сведения об образовательных учреждениях Ростовской области».

Проводится всесторонняя диагностика профессиональных предпочтений и интересов, личностных особенностей, интеллектуальных способностей, уровня познавательных способностей и т.п.

 Также в рамках реализации программы можно рекомендовать замещающей семье просмотр тематического фильма «Дороги,которые мы выбираем» с его последующим обсуждением.

Тематический план

Тема занятии

Количество часов

1. Определение типа будущей профессии

1

2. Интересы и склонности в выборе профессии

1

3. Профессия и здоровье

1

4. Ошибки в выборе профессии

1

5. Мой выбор

1

6. Тематические консультации детей 

4

 Знакомство с образовательными услугами города, области

 Технология поиска работы

 Возможности трудоустройства в каникулярное время для детей старше 14 лет

Индивидуальное консультирование по запросу

7. Тематические консультации замещающих родителей

4

Развитие ребенка и дополнительное образование.

Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны замещающих родителей.

 Льготы и социальные гарантии приемных детей в сфере реализации права на образование. Образовательные услуги, предоставляемые городом, областью. Особенности запроса города и области на профессии.

Индивидуальное консультирование по запросу родителей

Всего

12

 

 

IV.           Методические рекомендации по реализации программы

 

Целевая группа: подростки 11-17 лет, замещающие родители

Программа рассчитана на 12 ак.часов.

Требования к помещению: занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа должна длиться не более 30 минут. В процессе индивидуального консультирования клиент может получить подробную информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Индивидуальные консультации в рамках программы проводятся и с детьми, и с замещающими родителями.

При реализации программы используются методические материалы: буклеты, информационные материалы.  

Методики:

  • “Определение типа будущей профессии” (методика Е.А.Климова)
  • “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А. Голомштока)
  • “Тип мышления” (методика в модификации Г. Резапкиной)

·          Методика “Мое здоровье

  •  Онлайн – тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Оценка эффективности программы

 

Критерии оценки эффективности программы:

1)Своевременность профессионального выбора;

2)Осознанность выбора;

3)Реалистичность выбора;

4)Согласованность или непротиворечивость профессионального выбора.

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом и хорошо просматриваются в анкете профессионального самоопределения, которую целесообразно проводить в начале работы и после занятий программы.

 

VI.Список использованной литературы

1.     Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.

2.     Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1-2. СПБ.: Речь, 2005

3.     Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.1991.

4.     Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: Вако, 2005.

5.     Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М. “Генезис” -2006.

6.     Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. М. “Генезис” -2006 г.

7.     Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

8.     Резапкина Г. В. “Отбор в профильные классы”.- М.: Генезис, 2005

9.     Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М. 2003.

10. Система воспитательной работы по подготовке детей к профессиональному самоопределению.(из опыта работы) Под редакцией Максимовой Н.М., Вологда – 2003.

11. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Владос – пресс, 2001.

12. Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur

13. Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов http://azps.ru/training/2/trn158.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru