Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова"
МОСКОВСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
|
Доклад подготовлен Чернышовой Л.А.
для заседания ЦМК Гуманитарная.
Февраль 2017 года
|
Современный урок– это такой урок, когда обучающийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности обучающегося, в ходе которой происходит раздел функций между обучающимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, преподавателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого студента с тем, чтобы в группе были обучающиеся с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке:
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Что положительного дает групповая форма работы обучающихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревнования, раскованности, что повышает заинтересованность обучающихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль преподавателя, который не дает готовых истин, а организует деятельность обучающихся так, что они самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность обучающегося в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность обучающихся позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Студенты обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь. Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.
Вот примеры некоторых интерактивных упражнений:
Использование таблицы-бабочки социо-игрового стиля обучения, герменевтические процедуры создают возможность для ситуационно-деловых открытий обучающихся на любом уроке (блуждание по тексту, поиск новых слов, их значения, установление взаимосвязи понятий). Герменевтические приемы способствуют формированию главных и второстепенных учебных компетенций через такие методические средства как кластер, спайдограмма, синквейн, сравнительные таблицы. «Составление кластера»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть приема
Суть этого приема –
Ø выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
Ø выделить главную смысловую единицу (тема);
Ø выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Ø Конкретизировать фактами и мнениями.
Кластеры
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые.
Ø В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Ø Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
Ø Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Ø Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Последовательность действий при составлении кластера
Последовательность действий проста и логична:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Present Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Ø Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Ø Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Ø Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Все техники могут «работать » на разных этапах урока.
Этап урока |
% врем. |
Методическая цель |
Примерные методики |
I. Мотивация |
5% |
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. |
«Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» |
II. Оглашение темы задач |
5% |
Обеспечить понимание обучающегося их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. |
Через эпиграф Через слово Через название
|
III. Получение необходимой информации |
5% |
Инструктаж обучающегося для выполнения задания. |
Мини-лекция Ознакомление с раздаточным материалом Презентация домашнего задания |
III. Получение необходимой информации |
5% |
Инструктаж обучающегося для выполнения задания. |
Мини-лекция Ознакомление с раздаточным материалом Презентация домашнего задания |
IV. Интерактивное задание |
60% |
Практическое усвоение материала. |
Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум» |
V. Подведение итогов |
25% |
Обсуждение с целью закрепления материала. |
«Большой круг», «ПРЕСС», «Неожиданное предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» |
Разновидности групповых занятий.
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Ответы обучающегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта.Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися.
Групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом». Большими возможностями для развития познавательной активности обучающихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Для активизации мыслительной деятельности обучающегося , возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д. Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний. Ситуация инсайта «мозгового штурма» это такое условие, которое помогает обучающемуся взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям. Инсайт – внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Специфика состояния в инсайте – это буквальное превращение сознания в абсолютное мышлении. Человек склонен в жёстких условиях «мозгового штурма» абстрагироваться от внешнего и «превратиться в мысль». В этом случае мысль – это целостное состояние, охватывающее всё сознание до такой степени, что становится жизнью, и человек живёт посредством мысли. Такова задача урока – семинара, основанного на инсайтных заданиях.Такие уроки требуют большой подготовки. Группа делится на 9 микрогрупп (идеально по 3 человека в каждой). Микрогруппы расположены в 3 линии ступени. Для более эффективного зрелищного представления урока ступени лучше называть лабораториями. Группы первой ступени – лаборатория монолога. Группы второй ступени – лаборатория «Эврика». Группы третьей ступени – лаборатория творчества. Группы получают задания одновременно. Преподаватель на начальном этапе работает с лабораторией монолога. Группам первой ступени выдаются задания. На подготовку даётся 3-5 минут. В течение этого времени группы вырабатывают обобщающий ответ. Далее начинаются поочерёдные монологические обобщения групп 1 ступени. Обобщение 1 группы слушают 2 и 3, а затем отвечают на вопросы 1. Преподаватель, прослушав ответы (заносит результаты в таблицу оценивания) , предупреждает обучающихся, что через 3 -4 минуты будут выполнять спецзадание. Пока группы выполняют это задание, преподаватель проверяет работу лаборатории «Эврика» и выставляет оценки, а также консультирует выполняющих творческое задание лабораторию третьей ступени. Затем преподаватель возвращается к работе к группам первой ступени, и они выполняют спецзадание. Задания групп второй ступени, носят сугубо эвристический характер. В них отражён смысл инсайтного подхода. Так как всё содержание заданий направлено на переживание мыслительной работы. Специальные зашифрованные тексты, знаки и символы эпох, которые необходимо разгадывать, тексты документов с ошибками, полустёртые ландшафты стран и материков, которые необходимо дорисовать. Получив свои оценки и исправив вместе с преподавателем, если это необходимо, ошибки, участники групп второй ступени выходят к доске и предлагают решить свои эвристические «головоломки» группам первой ступени. Наступает время работы групп третьей ступени, это лаборатория «творчества». Задания достаточно трудные, требующие логической сосредоточенности, эмоциональной утончённости, а также актуализации режиссёрских и актёрских возможностей участников. Решив свои творческие задания, группы третьей ступени представляют их на суд групп первой и второй ступени. Участники просмотра получают таблицы оценивания. Перед завершением урока подсчитываются баллы, выставляются оценки
.Нетрадиционные уроки. К групповым формам
организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых
имеет место разделение группы на микрогруппы. Урок – путешествие. Такие
уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала
очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю
задачу.1. Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного
путешествия на «машине времени». 2. Внутри группы распределяются роли
(картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания.
(Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать
на общий результат). Каждому из участников задание представляется письменно.
Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым
обучающимся в отдельности. Обучающиеся заносят в тетрадь необходимую для себя
информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других
групп дополняют, опровергают. В ходе работы возможно и другое продолжение.
Каждый из «специалистов» должен передать информацию своим товарищам. Форму
передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого обучающегося
заведена учетная карточка, в которой расписывается как обучающий, так и
обучаемый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.