Групповая консультация по обществознанию на тему "Особенности Российской цивилизации"
Оценка 4.6

Групповая консультация по обществознанию на тему "Особенности Российской цивилизации"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
обществознание
11 кл
17.04.2018
Групповая консультация по обществознанию на тему "Особенности Российской цивилизации"
Групповая консультация проходит в форме диспута. Обучающиеся выясняют, какие факторы определили своеобразие развития России; как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности; какие духовные ценности формировались под влиянием православия. Обучающиеся рассматривают многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе.
Особенности Российской цивилизации.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЕЧЕРНЯЯ  (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»                             

Групповая консультация по обществознанию в 11 классе

«Особенности Российской цивилизации»

Подготовила и провела: учитель истории и обществознания

Рассказова Ольга Александровна

 

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • выяснить, какие факторы определили своеобразие развития России;
  • как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности;
  • как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца, какие духовные ценности формировались под влиянием православия;
  • рассмотреть многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе, каковы позиции исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России;
  • каковы основные черты национального русского характера, особенности российского менталитета.
  • сформировать у учащихся представление как о своеобразии и неповторимости развития российской цивилизации, так и о взаимосвязи и единстве современного мира;
  • закрепить понятия, связанные с темой “цивилизация”: “культурно-исторические типы”, “менталитет”, “ценности” и другие.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его традициям и культуре.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности.

 

            Метод изучения материала: проблемный. В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем. Учащиеся могут задать собственные уточняющие вопросы, высказать мнение по поводу известных им фактов.

Вводное слово учителя:

            В ходе исторического развития на земном шаре формируется ограниченное количество особых историко-культурных типов или локальных цивилизаций. Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие - русско-православной, третьи - евразийской. “Российская цивилизация” - термин наиболее распространенный в современной исторической и философской науке. Российская, как и другие локальные цивилизации, имеет свои особенности. Некоторые из черт российской цивилизации географически заданы, другие формировались по мере того, как она “вызревала”.

 - Вспомнить определения понятия “цивилизация

- Вспомните, какие факторы влияют на формирование цивилизации.

  1. Территориальный.
  2. Природно-климатический.
  3. Этнический.
  4. Конфессиональный.

-  Приведите характерные особенности географического положения, природных условий, особенностей климата, которые повлияли на развитие Российской цивилизации.

1. Территориальный фактор.

            Большая часть населения России живет на территории Восточно-Европейской равнины, что привело к открытости границ государства.

Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться, она как бы сближала и перемешивала их, помогая обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями.

Особенность географического положения России и в удаленности от морских и океанских путей, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы.

Постоянная опасность нападений с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризованным.

Пространства России повлияли и на систему управления, создав сильную централизованную власть.

2. Природно-климатический фактор (почвы, климат, ландшафт, реки, горы, леса).

            Русские люди всегда жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой, холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Половину территории России в течение долгих веков занимал лес. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали на этих “росчистях” пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.

Но вырубить лес в одиночку было невозможно, поэтому долгое время у славян сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных русских черт – коллективизм.

Русь благодаря лесу испокон веков была странной деревянной, в отличие от стран Западной Европы. Русь часто горела, но быстро отстраивалась. Это создавало особый менталитет: зачем особо стараться, если все может пойти прахом?

Россия была и речной страной, что делало ее удобной для водных путей. Природа диктовала свои условия, и на юге, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, а в лесных районах Волги и Оки издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля.

Климатические и природные условия привели к тому, что населению необходимо было прилагать большие трудовые усилия в хозяйстве, затрачивать значительно большую трудовую энергию и активность, чем людям, жившим в странах Запада для получения тех же результатов труда. Это тормозило развитие российской цивилизации по сравнению со странами Западной Европы, где был мягкий климат, теплые моря и плодородные почвы.

В то же время Россия всегда была богата природными ресурсами. Сознание того, что страна “Богата и обильна”, крепило убежденность в неистощимости этих ресурсов.

3. Этнический фактор (из каких этносов складывается культура).

            Русский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере, смешиваясь с фино-уграми, на юге с тюрками у русских людей был минимум расовых (национальных) предрассудков. Сосредоточение различных народов в составе одной страны оказало заметное влияние на хозяйственную деятельность населения, обычаи, культуру, требовало особого отношения к различным народам со стороны центральной власти. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание российского населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.

4. Конфессиональный.

            Российская цивилизация – православная. Возникшее на Западе, в недрах Римской империи, но на ее восточных окраинах, православие соединило в себе культурно-цивилизационные черты “Запада” и “Востока”. Приняв православие, российская цивилизация стала наследницей греко-римской. Эту “богоизбранность”, которую Русь ощутила, приняв идеологическую формулу “Москва – Третий Рим”, страна пронесла через все этапы своего существования. Христианство сыграло огромную роль в культурном взаимодействии. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией.

Церковь содействовала развитию хозяйства страны. Она стала высшим авторитетом по делам семейным, призывала людей к человеколюбию, терпимости. Влияла церковь и на усиление единства Руси, всегда поддерживала защитников Отечества в борьбе с многочисленными захватчиками.

Ф.М. Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. А Вл. Соловьев в статье “Три силы” писал, что две силы – мусульманский Восток и католический Запад исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примеряя в себе обоих”.

Российская цивилизация является периферийной, так как она возникла на “голом месте”, у нее “под ногами” нет древности, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Вместе с тем, она возникла на границах других цивилизаций, которые оказали на нее влияние.

Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.

 

-  Россия – это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия – нечто третье, совершенно самобытное по отношению и к Западу, и к Востоку?

А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.

Ф. Тютчев: Умом Россию не понять.
                    Аршином общим не измерить.
                    У ней особенная стать,
                    В Россию можно только верить.

 “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”.

В.В. Розанов.

Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.

Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России.

  1. Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией “догоняющего развития”.
  2. Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы – сами по себе.

Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день.

Домашнее задание:

Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Характеристика менталитета русского человека”.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Территориальный. Природно-климатический

Территориальный. Природно-климатический

Конфессиональный.

Конфессиональный.

Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день

Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018