Групповое логопедическое занятие на тему: «Дикие животные зимой»
Цель занятия: Развитие речевой активности детей посредством речевой деятельности.
Задачи: -обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
-закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, под, над, за, в;
-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
Развивать навыки словообразования;
-воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе;
Оборудование: сюжетные картинки к теме «дикие животные»
Ход занятия
1. Орг. момент.
Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он дрожит, прижавши ушки,
Под ракитовым кустом.
О каком времени года говорится в стихотворении? Как живется диким животным зимой?
2. Объявление темы занятия.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес вместе со Старичком Лесовичком и поговорим о диких животных.
3. Вводная беседа.
Животные
На земле обитает множество разных животных. Они по-разному получают необходимую для жизни пищу. Одни едят растения, другие ради пропитания ловят животных. Звери-охотники вооружены когтями, зубами, и умеют быстро бегать. Есть животные, которые охотятся в одиночку, а есть те, которые добывают добычу совместно.
Место, где живет животное, называется средой обитания. Если её уничтожить, то животное погибнет.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
А теперь вместе с Лесовичком отправляемся в лесное царство. Посмотрите, все звери испугались и спрятались от нас. Только хвостики выглядывают. Давайте попробуем угадать животных, которые спрятались. Посмотрите внимательно и скажите, какое животное где спряталось.
Игра «кто спрятался?» образование притяжательных прилагательных.
Это лисий хвост. За елью прячется лиса.
Это заячий хвост. Под кустом прячется заяц.
Это олений хвост. За сосной спрятался олень.
Это беличий хвост. В дупле прячется белка.
Старичок Лесовичок поговорил со своими друзьями, и они нас больше не боятся. (на доску выставляются изображения диких животных) . Давайте порадуем Лесовичка и расскажем ему, как много мы знаем о диких животных.
Игра «Подбери признак». Подбор имен прилагательных к имени существительному.
Заяц (какой?) –быстрый, трусливый, серый, ловкий. Лиса (какая?) хитрая, рыжая, пушистая, красивая. Белка (какая?) – рыжая, ловкая, быстрая. Волк (какой?) - Злой, голодный, серый, зубастый. Медведь –бурый, косолапый, неуклюжий, лохматый. Ёж –колючий, умный, смелый.
Кого из этих животных мы в лесу зимой не увидим? Ежа и медведя. Почему? Они впадают в спячку.
5. Физ. минутка.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
6. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Кто чем питается?» пополнение словаря по теме «Дикие животные зимой»
Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки –зайцами и другими животными.
Когда Старичок Лесовичок вернется в лес, он обязательно угостит своих друзей. А сейчас он загадает вам загадки:
Под соснами, под елками, живет клубок с иголками.
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?
Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок.
А теперь давайте отправим наших животных домой. А где же их дом? Где они живут?
Игра «Кто где живет?) употребление именительного падежа имен существительных. Лиса где живет? –в норе, медведь –в берлоге, белка _в дупле.
Скажите, ребята, когда вы приходите из садика домой, кто вас дома ждет? Семья. Как вы думаете, у диких животных есть семья?
Игра «Назови семью» пополнение словаря по теме.
Папа-заяц, мама, детеныш…, папа-медведь…, папа-волк…., папа- лис…, папа-олень…, папа-еж…, папа-белка… .
7. Артикуляционная гимнастика.
На прощанье Лесовичок хочет рассказать вам одну историю про своих друзей –ежей.
Ежиная семейка.
В норе, у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата оставались одни и вели себя очень тихо. Однажды дети увидели их в норе.
-Не трогай их,- сказал мальчик,-ежата совсем ещё маленькие.
-Я только поглажу, -сказала девочка.
На другое утро дети пришли снова к норе, и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела ежат в другое, более безопасное место.
1. Где жила семья ежей?
2. Как вели себя ежата, когда оставались одни?
3. Кто нашел ежат?
4. Почему нора оказалось пустой?
8. Итог занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.