СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГФСК «ГТО» … 3
1. Краткая история создания и развития комплекса ГТО … 3
2. Возрождение комплекса ГТО в РФ и ДНР … 5
3. ГТО и здоровый образ жизни … 7
4. Организация работы по формированию здорового образа
жизни у школьников и подготовке их к сдаче норм комплекса … 9
ГТО
5. Методические рекомендации по воспитанию основных
физических качеств, необходимых для успешной сдачи норм … 11
комплекса ГТО
6. Заключение … 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ … 16
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Методическая разработка … 18
спортивного праздника «Фестиваль ГТО»
ПРИЛОЖЕНИЯ … 27
Приложение 1. Фотоматериалы … 27
Приложение 2. Сведения об участнике … 36
1. Краткая история создания и развития комплекса ГТО
Идея создания комплекса родилась в 1930 году по инициативе комсомольских организаций. Газета «Комсомольская правда» в мае 1930 г. опубликовала статью с призывом ввести систему испытаний для установления критериев оценки физического состояние и здоровья граждан СССР. Всех, кто успешно прошел испытания, предлагали награждать нагрудными значками. Эта идея нашла поддержку в массах. К работе по созданию системы испытаний были привлечены лучшие специалисты. Эту систему назвали комплексом «Готов к труду и обороне СССР», обозначив его основные задачи в самом названии. Правительство СССР 11 марта 1931 г. утвердило комплекс ГТО.
Самый первый комплекс имел всего лишь одну ступень. В ней был 21 норматив. Первоначально к испытаниям допускались только мужчины от 18 лет и женщины от 17 лет. Комплекс состоял из практических испытаний и теоретических сведений. Первым обладателем знака ГТО I ступени был знаменитый конькобежец Яков Мельников. В 1931 г. значки ГТО были у 24 тыс. физкультурников, в 1932 г. - у 465 тыс., к весне 1935 г. их обладателями стали уже 1 млн. 200 тыс. человек. Вскоре было принято решение о создании второй ступени комплекса ГТО. Она была подготовлена и утверждена в 1932 году. В состав дополнительной системы входили 25 нормативов для мужчин, 22 из них были практическими, а 3 из них — теоретическими. Представительницы женского пола сдавали нормативы по 21 виду спорта. Вскоре Правительство решило приобщить к системе ГТО детей. Детский комплекс увидел свет в 1934 году и получил название «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Система БГТО стала обязательной, и вошла в учебную программу всех школ. Детям предлагались следующие нормативы: бег на различные дистанции, лазание по канату, прыжки в длину и в высоту, метание гранаты, подтягивания и отжимания. Комплекс ГТО стал нормативной основой массового советского физкультурного движения. Государством была разработана система поощрений как для отдельно взятого участника, так и для организаций [3]. .
Патриотическая целеустремленность и практическое содержание комплекса ГТО прошли суровую проверку в огне Великой Отечественной войны. Комплекс ГТО стал одним из важнейших инструментов массовой военно-физической подготовки населения. Благодаря ГТО миллионы советских людей получили навыки военно-прикладной направленности. Это помогло им в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами, разведчиками, танкистами, летчиками. Скромный значок ГТО для многих из них стал первой наградой, к которой позднее добавились ордена за трудовые и боевые заслуги. Значкисты ГТО стали успешными воинами, действуя как на линии фронта, так и в тылу врага. Обладателями значков II ступени ГТО были герои Великой Отечественной войны: лётчики Иван Кожедуб, Николай Гастелло, Александр Покрышкин, снайпер Владимир Пчелинцев и многие, многие другие.
«Не будь я спортсменом, значкистом ГТО, вряд ли дошел бы до Берлина!» - так сказал Солдат Победы, Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта, известный легкоатлет Николай Копылов [4].
На протяжении многих лет в СССР сдаче норм ГТО в школах, учебных заведениях и на предприятиях уделялось повышенное внимание. С наступлением мирного времени необходимость в некоторых нормативах отпала. Обновленный в 1959 году комплекс состоял из трёх ступеней: БГТО для школьников 14-15 лет, ГТО 1-й ступени для юношей и девушек 16-18 лет, ГТО 2-й ступени для молодёжи 19 лет и старше. В 1972 г. специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был введен дополненный комплекс ГТО со ступенями для школьников 10-13 лет и трудящихся 40-60 лет. В общей сложности эта редакция включала пять ступеней с различными возрастными нормативами.
Последний Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» был введен в январе 1985 г. и охватывал население в возрасте от 16 до 60 лет. Система нормативов ГТО фактически прекратила существование в 1991 г. с началом перестройки и развалом Советского Союза.
Стали меньше уделять внимания физической подготовке Копылов [5].
2. Возрождение комплекса ГТО в РФ и ДНР
13 марта 2013 г. на совещании по развитию детского спорта президент РФ Владимир Путин предложил возродить ГТО в новом формате. 24 марта 2014 г. глава государства подписал указ «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе ГТО» [13].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 июня 2014 г., комплекс делится на 11 ступеней (возрастных групп с 6 до 70 лет и старше) и три уровня сложности, соответствующих бронзовому, серебряному и золотому знакам отличия. Нормативы комплекса ГТО утверждает Министерство спорта РФ. Сдача нормативов происходит в созданных для этих целей центрах тестирования, бесплатно и на добровольной основе. Обязательным условием для прохождения тестирования является наличие у участника медицинской справки [8].
ОО «Молодая Республика» при поддержке Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР выступила с инициативой возрождения комплекса ГТО в Республике. Так, в начале апреля 2016 года, в Донецке, была проведена неделя здоровья среди школьников и студентов, которые сдавали пробные нормативы ГТО. Затем в Донецком парке им. Щербакова 24 сентября состоялся первый в Донецкой Народной Республике фестиваль ГТО. В фестивале участвовали более 1000 человек. В общей сумме сертификатами и значками ГТО на фестивале были награждены более 600 человек. Фестиваль показал, что жители Республики готовы к возрождению комплекса ГТО.
Официальный старт комплексу ГТО в ДНР дал Глава Донецкой Народной Республики своим Указом от 16 сентября 2016г. №304 «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» Донецкой Народной Республики» [12]. А Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-32 [6] были утверждены нормативные правовые акты, направленные на внедрение и реализацию государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики».
Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 18 октября 2019 г. № 31-1 «Об утверждении нормативов и порядка организации и проведения Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» внесло дополнения и изменения в предыдущее Постановление. А также признало утратившим силу Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-32 [7].
Целью ГФСК «ГТО ДНР» является развитие массового физкультурноспортивного движения, направленного на оздоровление, общее физкультурное образование, гармоничное и всестороннее развитие личности, нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни, повышение общей и профессиональной работоспособности.
Структура ГФСК «ГТО ДНР» состоит из 6 ступеней, дифференцированных по различным возрастным группам граждан от 6 до 60 лет и старше.
ГФСК «ГТО ДНР» основывается на принципах:
- добровольности и доступности;
- оздоровительной направленности и личностной ориентированности;
- обязательного медицинского контроля;
- физического совершенствования личности [7].
На сегодняшний день здоровый образ жизни, к сожалению, не для всех является нормой жизни. Далеко не все дети отличаются крепким здоровьем. Основными причинами этого являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия) и накапливание отрицательных эмоций из-за стрессовых ситуаций. Эти факторы отрицательно влияют на здоровье обучающихся.
В соответствии с Законом ДНР «Об образовании», здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро [2]. Для того чтобы решить эту проблему, было принято решение возродить систему физических упражнений – «Комплекс ГТО».
Чем полезен комплекс ГТО было обозначено президентом России во время заседания совета по спорту. Президентом была подчеркнута значимость комплекса ГТО по привлечению максимального количества юношей и девушек, людей среднего возраста и детей, к занятиям спортом и физкультурой [14]. А это значит - предпочесть здоровый образ жизни.
По статистическим данным пятьдесят процентов детей школьного возраста, имеют проблемы со здоровьем. Это звучит угрожающе. Что такое ГТО хорошо знают люди, жившие при Союзе. ГТО – это комплекс занятий по физкультуре, занятий, которым в то время придавалось огромное значение. Приказал «долго жить» комплекс ГТО вместе с распадом СССР. Комплекс выполнял две основные функции – контрольную и воспитательно-
оздоровительную. Первая функция включала в себя систему нормативов для всех возрастных групп – начиная с десяти лет и до шестидесяти. Упражнения, входившие в комплекс, были – бег на сто метров, кросс, метание гранаты, отжимание определенное количество раз, плавание на определенное расстояние, участие в походах и многие другие. По тому, выполнил или не выполнил какое - либо задание участник соревнований, определялся физический статус человека. Другими словами, посредством возможностей человека в спорте, делались выводы о здоровье гражданина страны и его способности трудиться и, в случае необходимости, защищать Родину.
Более весомой считали вторую функцию, потому что система ГТО являлась основным принципом воспитания здоровой нации. Целью комплекса, кроме усиленной подготовки к труду и защите Родины, было, как можно больше укрепить здоровье жителей страны Советов, всесторонне развивать их физическую культуру. Тот же девиз был указан и на значке, который считался весьма почетным отличием. И многие граждане прикладывали массу усилий к получению значка, а получив его, гордились этим. Гражданин, носивший значок ГТО, почитался идеальным гражданином СССР. Комплекс ГТО объединил в себе и стремления и средства достижения этих стремлений! Благодаря занятиям спортом, человек закаляется, делается выносливее, да и здоровье улучшает! А стране нужны здоровые и физически крепкие люди. Так что, разумное решение было принято сначала президентом России, а затем и Главой Донецкой Народной Республики. Решение о возрождении комплекса ГТО принесет пользу и конкретному человеку, и стране в целом.
Постановление № 31-1 было принято в целях создания эффективной системы физического воспитания населения Донецкой Народной Республики, формирования всесторонне развитого гражданина Республики. При создании ГФСК «ГТО ДНР» были учтены возрастные, половые и индивидуальные особенности. Положение предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов испытаний (тестов) по 5 уровням физической подготовленности. Чтобы успешно выполнить все требования комплекса, нужно регулярно заниматься физическими упражнениями. Система ГТО сбалансирована в вопросе воспитания основных физических качеств. В ней присутствуют тесты на быстроту, на скоростно-силовые способности, на гибкость, на силу, на выносливость и на ловкость (координацию). Регулярные занятия предполагают хорошее самочувствие, что невозможно при нарушении спортивного режима. Для значкиста ГТО свято правило: «Нет места вредным привычкам».
Подготовка к сдаче норм ГТО мотивирует школьника на правильную организацию здорового сна и активного отдыха. Чтобы было достаточно сил на выполнение физических нагрузок, учащийся должен получать полноценное питание. В привычку должны войти игры и прогулки на свежем воздухе. Важно также юным спортсменам строго соблюдать правила гигиены и правила безопасности жизнедеятельности. Чтобы избежать переутомления при усиленных тренировках будущему значкисту ГТО, особое внимание надо уделить восстановительным процедурам. Учитывая все эти факторы, мы можем смело сказать: «ГТО – это сила, красота и ЗДОРОВЬЕ!».
4. Организация работы по формированию здорового образа жизни у школьников и подготовке их к сдаче норм комплекса ГТО
Организация этой работы предполагает такие направления:
1.Изучение материалов ГТО педагогами школы и органами ученического самоуправления школы.
- на заседаниях педагогического совета заслушивается вопрос о внедрении системы ГТО в повседневную жизнь школьника;
- проводятся заседания МО и творческих групп по организации работы; - выступления директора школы и учителей физической культуры на родительских собраниях по данной тематике;
- совместная работа педагогов и родительского комитета;
- рассмотрение текущих вопросов и планирование работы по комплексу ГТО органами школьного ученического самоуправления;
- регулярные заседания Совета коллектива по физической культуре; - подготовка физоргов классов для работы по комплексу ГТО.
2.Агитация и пропаганда.
Необходимо задействовать все доступные средства агитации и пропаганды:
- если есть радио, вести репортажи о ходе работы по ГТО;
- обязательно оформить уголок ГТО общешкольный и в каждом классе,
- постоянно использовать доску объявлений для анонса предстоящих мероприятий, для хода работы и для подведения итогов работы по ГТО; - поздравлять отличившихся спортсменов молниями, помещать их фотографии на школьную Доску Почёта, вносить их имена в Книгу спортивной Славы; - подавать заметки в городскую/районную газету, на сайт школы, ВК, др.
3.Урочные и внеурочные формы работы по ЗОЖ и ГТО.
- на уроках физической культуры обучающимся сообщаются теоретические сведения, формируются основные двигательные навыки, изучаются правила и условия сдачи нормативов комплекса ГТО, прививаются навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями, сообщаются правила самоконтроля, правила безопасности жизнедеятельности;
- с помощью динамичных перемен, физкультурных минуток и физкультурных пауз восполняется дефицит двигательной активности школьников,
формируется привычка вести активный образ жизни [9];
- учащиеся, занимающиеся в группах продлённого дня, регулярно совершают прогулки на свежем воздухе, активно участвуют в подвижных играх, выполняют простые физические упражнения, принимают участие в квестах; - работа кружков ОФП и спортивных секций направлена, в том числе, и на подготовку к успешной сдаче норм комплекса ГТО.
4.Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
- самостоятельные занятия могут быть индивидуальные или групповые, с инструктором или без него;
- учащимся необходимо придерживаться правил самостоятельных занятий по развитию физических качеств, усвоенных на уроках физической культуры; - необходимо строго соблюдать правила самоконтроля и безопасности жизнедеятельности [11] .
5.Внеурочные спортивно-оздоровительные мероприятия по ГТО:
- соревнования внутри класса;
- соревнования между классами;
- общешкольные соревнования;
- Фестивали ГТО;
- матчевые встречи между школами;
- общегородские соревнования, районные и т.п.; - зональные соревнования между городами/районами;
- соревнования Республиканского масштаба.
5. Методические рекомендации по воспитанию основных физических качеств, необходимых для успешной сдачи норм комплекса ГТО 1) Сила - способность преодолевать или противостоять сопротивлению за счёт напряжения мышц. Статистическая сила проявляется в усилии без изменения длины мышцы. Динамическая сила проявляется в усилии изменением длины мышц [1, с.148].
Для развития силы применяют: упражнения с весом внешних предметов - гирь, гантелей, утяжелителей и др.; упражнения с преодолением собственного веса тела - упражнения в висах и упорах; упражнения на тренажерах; упражнения с использованием сопротивления упругих предметов - эспандеров, резиновых жгутов и др.). Используются для развития силы и такие системы тренировки, как кроссфит и круговая тренировка.
2) Быстрота – угловая или линейная скорость перемещения в пространстве за единицу времени. Быстрота как физическое качество тождественно понятию скоростные способности [1, с.143].
Быстрота развивается при помощи соревновательных специальных упражнений, выполняемых с максимальной скоростью, скоростно-силовых упражнений, подвижных и спортивных игр. Длительность выполнения упражнения небольшая: бег на короткие дистанции, челночный бег, эстафетный бег, специальные беговые упражнения и т.д. Упражнения выполняют повторно в максимально быстром темпе в облегченных или затрудненных условиях. Быстроту не развивают на фоне усталости.
3) Координация - способность быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво, эффективно и совершенно выполнять сложные и ситуационные двигательные действия [1, с.178].
Для её воспитания необходимы физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий.
Упражнения для развития ловкости теряют свою эффективность тогда, когда они выполнятся автоматически. Объясняется это тем, что автоматическое выполнение не стимулирует дальнейшее развитие ловкости. Развитию ловкости способствуют спортивные, подвижные игры, единоборства, упражнения в равновесии (на ограниченной опоре), упражнения на точность движений во времени и пространстве (метания, акробатические упражнения, старты из различных исходных положений), т.е., разучивание новых усложненных движений, применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности [10]:
4) Гибкость – величина амплитуды угла движений конечностей и туловища. Гибкость зависит конфигурации суставов и полусуставов и способности мышц и связок к растяжению.
Для развития гибкости применяют упражнения:
- сгибания и разгибания;
- наклоны и прогибы;
- повороты и скручивания;
- отведения и приведения; - круговые движения.
Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения. Движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда, скорость и степень применения силы партнера.
5) Выносливость - это способность длительное время сохранять заданную быстроту, силу, гибкость и координацию при выполнении двигательного действия. Различают два вида выносливости: общую и специальную [1, с.159].
Общая выносливость - способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Это такие упражнения: продолжительный бег, бег по пересеченной местности, бег на лыжах, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения и др. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) равномерный метод с умеренной и переменной интенсивностью нагрузок; 2) повторный метод; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой и соревновательный методы.
6) Скоростно-силовые качества - это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Эту способность называют также «взрывной силой» [15, 43].
Необходимо понимать: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила и наоборот. Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. Для развития скоростно-силовых качеств применяют упражнения:
- выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места;
- прыжок в длину с места;
- бег 20-30 метров с ходу;
- бросок двумя руками набивного мяча из-за головы.
Специфический метод для всех видов спорта - ударный метод (например, прыжок в глубину с дальнейшим выпрыгиванием).
Комплекс ГТО можно назвать основой физического воспитания населения от 6 лет до 60 и старше. Эта система отлично продумана и проработана. В ней учтены возрастные и половые особенности, обеспечен индивидуальный и дифференцированный подходы. Подготовка к выполнению предложенных тестов обеспечивает всестороннее гармоничное физическое развитие личности. Стремление получить заветный значок ГТО и, желательно, золотой, создаёт элемент соперничества. Это закаляет волю и воспитывает характер. Система ГТО является мощным стимулом для занятий спортом. Нормативы составлены так, чтобы развивались все группы мышц, увеличивалась физическая сила, повышалась выносливость, ловкость и координация и т.д. Во время занятий формируется умение рассчитывать силы и свой физический потенциал, укрепляется вера в свои собственные силы.
Такой подход государства к здоровью нации позволяет существенно увеличить количество физически здоровых, выносливых, психически стойких людей. Чтобы усилить эффект этой программы, во всей стране надо провести мощнейшую пропаганду, смысл которой сводится к выявлению и вознесению на пьедестал славы тех, кто проявляет активные шаги в ее реализации, самосовершенствуется. И не только сам достигает конкретных результатов, но и помогает другим. Сама же программа была разработана таким образом, чтобы оптимально охватить все возрастные группы с тем, чтобы плавно ввести будущих участников в спорт без каких-либо пагубных последствий для их здоровья.
Не удивительно, что достигнутые во время СССР наработки по физическому развитию и воспитанию молодежи снова становятся актуальными. Внедрение спортивной пропаганды нужно снова возрождать в школьной среде. Но, конечно, надо учитывать современные реалии. Если всё это поможет снизить детскую заболеваемость, послужит делу профилактики алкоголизма, наркомании и других вредных привычек, а также посодействует значительному укреплению физического и духовного здоровья населения, то можно смело сказать, что комплекс ГТО выполняет поставленные перед ним задачи.
Материалы представленной выше работы можно использовать на уроках теоретической подготовки. Это такие темы, как история возникновения и развития комплекса ГТО в СССР, роль ГТО в Великой Отечественной войне, влияние системы ГТО на здоровье занимающегося, возрождение комплекса в РФ и ДНР. Во время практических занятий пригодятся методические рекомендации по воспитанию основных физических качеств.
Комплекс ГТО – отличная система для полноценного развития основных физических качеств, для формирования навыков здорового образа жизни и, в конечном итоге, для укрепления здоровья граждан страны!
1. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 381 с.: ил. – (Высшее образование).
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020). –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-obobrazovanii/
3. История ГТО / ГТО – официальный сайт. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://o-gto.ru/istoriya-gto/
4. Комплекс ГТО и Великая Отечественная война. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://studwood.ru/1025729/turizm/kompleks_velikaya_otechestvennaya_voyna_19
41_1945
5. Морозова А.В. История ГТО. – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://infourok.ru/klassniy-chas-istoriya-gto-456006.html
6. Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-32 «Об утверждении нормативных правовых актов, направленных на внедрение и реализацию государственного физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной
Республики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://s.siteapi.org/118ea5ab4c5e187/docs/60d7effb88da8b6d3e53da948da886e6c6a 77819.pdf
7. Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 18
октября 2019 г. № 31-1 «Об утверждении нормативов и порядка организации и проведения Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики». – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0030-31-1-20191018/
8. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2015 г., 26 января 2017 г., 6 марта, 29 ноября 2018 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70675222/
9. Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура». 1-4 классы / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Гречановская В.О. и др. –
5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 124 с.
10. Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура». 10-11 классы / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. –
134 с.
11. Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура». 5-9 классы / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 259 с.
12. Указ Главы Донецкой Народной Республики от 16 сентября 2016 г. № 304 «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» Донецкой Народной Республики». – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0001-304-20160916/
13. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://base.garant.ru/70619520/
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ об образовании в Российской Федерации (Редакция от 08.12.2020 — Действует с 01.01.2021). –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/77706811/
15. Храмов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: Тексты лекций. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 80 с.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Вступление
2.Вопросы подготовки мероприятия
3.Сценарий «Фестиваля ГТО»
4.Заключение
Почему мероприятие носит такое название? Фестиваль, согласно определению - это массовое празднество, показ (смотр) достижений искусства, а также спортивных достижений. Фестиваль ГТО подведёт итоги кропотливой, целенаправленной работы по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Кроме приёма тестов по физической подготовке, программа фестиваля должна быть насыщена показательными выступлениями представителей различных видов спорта и искусства. Важно, чтобы это мероприятие проходило в праздничной, торжественной обстановке. Тогда оно привлечёт новых бойцов в армию юных физкультурников и спортсменов. Фестиваль должен послужить своеобразной рекламой здорового образа жизни и показать обучающимся, что занятия физической культурой – это красиво, это модно, это здорово!
Опираясь на опыт работы нашей школы, мы делаем вывод, что Фестиваль ГТО - это отличный инструмент пропаганды здорового образа жизни. Ребята с удовольствием готовятся к предстоящим испытаниям. Они хотят проверить свои способности и показать себя в настоящем деле. В этом возрасте важно как самоутвердиться, так и завоевать авторитет среди сверстников. Участвуя в подобных праздниках, учащиеся приобретают и соревновательный опыт, и новых друзей. Они учатся непосредственному общению с товарищами, в отличие от виртуального общения в социальных сетях. Совместные тренировки, подготовка к соревнованиям и показательным выступлениям укрепляет связи в коллективах, делает их более сплочёнными, дружными.
После каждого успешно проведённого мероприятия увеличивается количество ребят, желающих записаться в спортивные секции и кружки ОФП.
Готовиться к подобному празднику нужно задолго до его начала. В подготовке к проведению Фестиваля ГТО должен принимать участие весь коллектив общеобразовательного учреждения. Необходимо учесть все нюансы, вплоть до мелочей, чтобы мероприятие прошло на высоком уровне. Вопросов возникает большое множество и их нужно равномерно распределить между всеми участниками Фестиваля ГТО.
Важным этапом подготовки является донесение детям информации о том, что такое «комплекс ГТО», зачем он нужен и какая от него польза. Эти сведения школьники получают на уроках физической культуры, во время проведения классных часов, круглых столов, вечеров спорта и др. Выполняя домашние задания по написанию рефератов на тему ЗОЖ и ГТО, учащиеся самостоятельно находят информацию в Интернете. И от семьи, как главного воспитателя, тоже зависит отношение школьника к занятиям физкультурой.
На заседании Совета КФК, в присутствии учителей физической культуры рассматриваются все вопросы, связанные с проведением Фестиваля ГТО, составляется «Положение о проведении спортивного Фестиваля ГТО в школе» и подаётся на утверждение директору школы. Информация о празднике доводится до сведения всего педагогического и ученического коллектива.
Физорги классов сдают в оргкомитет заявки, заверенные медицинским работником. Классные руководители контролируют составление заявок.
Учителя физической культуры совместно с Советом КФК готовят инвентарь и оборудование для проведения Фестиваля. Готовится техническая документация – протоколы, схемы расположения точек тестирования, а также наградные материалы. В классах оформляются плакаты, пишутся лозунги на тему ЗОЖ и ГТО. Почётным гостям рассылаются пригласительные открытки.
За музыкальное сопровождение отвечает учитель музыки. Он готовит и проверяет аппаратуру, записывает необходимые мелодии.
Учитель информатики готовит экран, видеопроектор, видеоролики из спортивной жизни школы и скачивает нужное видео из сети Интернет.
ПОЛОЖЕНИЕ (примерное)
о проведении спортивного Фестиваля ГТО в рамках ГФСК «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» среди учащихся 5-11 классов
1.Общие положения
1.1. Соревнования по тестированию обучающихся носят лично-командный характер. Итоги подводятся в каждой возрастной группе отдельно.
1.2. Школьный спортивно-развлекательный праздник «Фестиваль ГТО» проводится среди обучающихся 5-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения с целью продвижения ГФСК «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» в школе.
1.3. Задачей Фестиваля является принятие норм комплекса ГТО по 4 видам испытаний: на гибкость – наклон вперёд из положения сидя; на силу – подтягивание в висе мальчики и юноши, а в висе лёжа – девочки и девушки; на скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места; на координацию – челночный бег 4х9 м.
2. Время и место проведения соревнований
Соревнования проводятся в спортивном зале школы с 12.00 по 14.00, дата…
3. Руководство и судейство соревнований
Общее руководство проведением соревнований осуществляют учителя физической культуры, члены Совета коллектива физической культуры, физорги классов. Непосредственное руководство осуществляет гл. судья соревнований, гл. секретарь. К судейству привлекаются представители администрации школы, школьного парламента и специально обученные учащиеся. Обучающиеся, которые освобождены от участия в сдаче норм ГТО, помогают судьям.
4. Участники соревнований
4.1. К участию в соревнованиях допускаются все обучающиеся 5-11 классов.
Они делятся на три возрастные группы:
1 группа – 5 – 6 классы; 2 группа - 7 – 8 классы; 3 группа – 9– 11 классы.
4.2. Участники команды должны иметь: спортивную форму и обувь, название и девиз команды.
4.3. К сдаче тестов ГФСК ГТО ДНР допускаются все желающие, прошедшие медицинский допуск, годные по состоянию здоровья и не имеющие жалоб на состояние здоровья в день Фестиваля ГТО.
5. Определение победителей
5.1. В зачет общего (командного) результата каждого класса идет средний балл,
т.е. сумма баллов всех участников класса делится на их количество.
5.2. Личное первенство определяется по большей сумме баллов в 4-хборье. В случае равенства учитываются занятые места в каждом виде программы.
6. Порядок и условия проведения тестов ГФСК ГТО ДНР
6.1. Выполнение испытаний (тестов) ГФСК ГТО ДНР проходит в соответствии с жеребьёвкой. Переходы к следующей точке тестирования осуществляются по схеме, определённой заранее и организованно. Никто никому не должен мешать в прохождении испытаний.
6.2. На протяжении всего мероприятия строго соблюдаются правила безопасности жизнедеятельности и принимаются все меры безопасности.
6.3. Все тесты принимаются по правилам, опубликованным в Действующем Положении ГФСК ГТО ДНР № 31-1.
7. Медицинское обеспечение и контроль
7.1. На мероприятии постоянно присутствует медицинская сестра с укомплектованной аптечкой.
7.2. Классные руководители и судьи следят за физическим состоянием участников и принимают своевременные меры, в случае необходимости, по оказанию им помощи. 8. Награждение победителей
8.1. Участники, занявшие в личном зачете в 4-хборье 1, 2 и 3 место, награждаются личными грамотами соответствующих степеней и медалями.
8.2. Команды, занявшие 1,2 и 3 место в «Выполнении испытаний (тестов) комплекса ГТО», награждаются Дипломами соответствующих степеней.
Цель: продвижение ГФСК «Готов к труду и обороне ДНР» в школе.
Задачи:
- принять нормативы ГФСК «ГТО ДНР» у обучающихся 5-11 классов;
- популяризировать здоровый образ жизни среди школьников;
- привлечь новых поклонников физической культуры и спорта;
- восполнить дефицит двигательной активности обучающихся;
- выявить талантливых, одарённых детей в спорте и искусстве;
- воспитывать доброжелательное отношение в школьном коллективе;
- проверить полученные учащимися навыки судейства на практике; - укрепить позитивный имидж ГФСК «ГТО ДНР».
Инвентарь и оборудование: секундомеры, кубики, рулетки, перекладины стандартные, перекладины низкие (для девочек и девушек), коврики и линейки измерительные для наклона сидя, флажки судейские, видеопроектор, экран, ноутбук, звуковые колонки, микрофон, планшетки и протоколы для судей, канцелярские принадлежности. Место проведения: спортивный зал.
Оформление спортивного зала: плакаты и лозунги на тему здорового образа жизни и призывами активно участвовать в сдаче норм ГТО, разноцветные шары и флаги, государственный флаг ДНР.
Оформление вестибюля: выставка рисунков учащихся школы на тему «ГТО», фотогалерея спортивной жизни школы, таблицы оценки тестов на все ступени комплекса ГТО, программа и условия проведения Фестиваля ГТО, состав судейской коллегии.
Под звуки марша участники Фестиваля заходят в спортивный зал и становятся по его периметру. Главный судья докладывает о прибытии участников праздника к месту его проведения. Директор школы приветствует присутствующих и объявляет Фестиваль ГТО открытым.
Главный судья: «Школа, РАВНЯЙСЬ! СМИРНО! Флаг Донецкой Народной Республики внести!» Звучит гимн ДНР. Знамённая группа проходит перед строем и останавливается напротив него. Когда гимн смолкает, ведущий подаёт команду: «Вольно! Капитанам команд доложить о готовности своих классов». Капитаны по очереди подбегают к главному судье с рапортом о готовности принять участие в мероприятии. По окончании докладов главный судья кратко напоминает программу и условия проведения спортивной части мероприятия.
1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья, наши ученики и учителя, наши родители и почётные гости школы! Мы рады приветствовать вас на школьном Фестивале ГТО. На нашем празднике присутствуют почётные гости… (представляет почётных гостей).
2-й ведущий: Сегодня в нашей школе пройдёт спортивный праздник в рамках Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне ДНР» среди учащихся 5-11 классов.
1-й ведущий: Сейчас перед вами выступят юные грации с акробатическим этюдом. Звучит музыка, юные спортсменки демонстрируют свой номер. По его окончании 2-й ведущий: Давайте наградим наших акробаток за их красивый номер громкими аплодисментами! Зрители аплодируют.
1-й ведущий: А сейчас мы увидим настоящие силу и мужество. Перед нами выступят ребята, занимающиеся воркаутом. Учащиеся демонстрируют трюки на гимнастических снарядах под музыкальное сопровождение. Зрители благодарят спортсменов за каждое удачно и красиво выполненное упражнение аплодисментами.
2-й ведущий:
Выходи скорей на старт, Позови с собой друзей.
Нормативы ГТО сдавать Всем нам вместе веселей!
1-й ведущий:
Если хочешь быть здоровым
Без таблеток, без больниц
Спорт откроет мир огромный Мир, не знающий границ.
2-й ведущий:
Занимайся физкультурой
Каждый школьник, каждый класс.
Пусть огонь Олимпиады Светит каждому из нас.
1-й ведущий:
Что бы быть весёлым,
Радостным, здоровым, Нужно спортом заниматься, Не лениться, а стараться!
2-й ведущий:
Расскажу вам для чего
Сдаём мы нормы ГТО: Чтоб здоровье укреплять, Патриотами чтоб стать.
1-й ведущий: Прошу всех вас обратить внимание на экран. На нём вы увидите видеоролик из спортивной жизни нашей школы. Демонстрация ролика.
2-й ведущий:
Чтобы знал и стар, и млад, Что здоровье – это клад!
И посмотрим - кто кого, Все на сдачу ГТО!
1-й ведущий: Пришло время испытаний, ребята. Сейчас каждый из вас выполнит нормативы ГТО, предусмотренные программой Фестиваля. Удачи!
2-й ведущий: Команды приглашаются к местам испытаний. Участники расходятся по точкам приёма нормативов, где их уже ждут судьи. Судьи кратко напоминают правила выполнения упражнений и приступают к тестированию. Классные руководители обеспечивают дисциплину и порядок. Переход к другому виду испытания выполняется классом организованно.
Завершив испытания, все классы возвращаются к месту общего построения. Судейская коллегия приступает к подведению итогов тестирования и определению победителей и призёров в личном и командном зачётах. Возникшую паузу занимают показательные выступления.
1-й ведущий: Сейчас мы увидим представителей военно-патриотического кружка «Защитник Отечества». Они продемонстрируют владение военноприкладными навыками в обращении с оружием и средствами защиты. Юные бойцы выполняют разборку и сборку АК, снаряжение магазина патронами, одевание противогаза и общевойскового комплекта защиты (ОЗК). Во время выступления звучат патриотические песни. Спасибо юным бойцам, проводим их аплодисментами!
2-й ведущий: Юные футболисты уже готовы показать технику владения мячом. Давайте все вместе пригласим их на спортивную арену! Футболисты выполняют элементы фристайла под звуки футбольного марша. По окончании выступления зрители награждают футболистов аплодисментами.
1-й ведущий:
Спорт – это жизнь, а не игра!
Спорт – распорядок дня с утра!
Спорт – дисциплина, тяжкий труд!
Это праздник и триумф!
2-й ведущий: Настал момент, когда нужно подвести итоги сегодняшних спортивных соревнований! Для награждения победителей приглашаются директор школы и почётные гости. Главный судья оглашает результаты соревнований, а почётные гости и директор награждают победителей. Во время вручения наград звучит туш.
1-й ведущий: Вот и закончился наш спортивный праздник! Сегодня вы стали более сильными и ловкими! Дружба с комплексом ГТО – путь к здоровью!
2-й ведущий: Право закрыть праздник предоставляется директору нашей школы. Директор: Всем спасибо за участие! Молодцы, ребята, вы сегодня очень славно потрудились. Успехов вам в спорте и учёбе! До новых встреч!
1-й ведущий: Школа, РАВНЯЙСЬ! СМИРНО! Флаг ДНР вынести! Звучит гимн ДНР. Знамённая группа выносит Флаг ДНР. Учащиеся организованно выходят за классными руководителями из спортивного зала школы.
Успешное проведение любого мероприятия зависит от подробного анализа всех его составляющих и продуманной, целенаправленной подготовки. Особенно тщательно надо готовить такое сложное мероприятие, как Фестиваль ГТО. В нашей школе подобные праздники проводятся регулярно, благодаря чему был наработан определённый алгоритм действий. Поэтому нам, опираясь на этот опыт, намного легче готовить и проводить мероприятия различной направленности. Результат достигается ещё и благодаря вовлечению в работу всего коллектива школы, его искренней заинтересованности в конечном успехе.
Фестиваль ГТО позволил выявить способных, талантливых, одарённых детей в спорте и искусстве. Таким детям нужно уделить особое внимание, чтобы содействовать дальнейшему развитию их неординарных способностей. Участие в Фестивале ГТО решает задачу повышения двигательной активности учащихся, ведь они продолжительное время посещали тренировки в процессе подготовки к этому мероприятию. Занятия физическими упражнениями постепенно входят в повседневную жизнь школьника, при этом формируются навыки здорового образа жизни.
Преодоление трудностей во время совместных тренировок воспитывает у ребят чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки. Они становятся более доброжелательными друг к другу.
Результаты принятых нормативов ГТО у обучающихся подвергаются анализу с целью коррекции процессов подготовки к тестированию.
Ну а, в целом, Фестиваль помог привлечь новых поклонников физической культуры и спорта и укрепил позитивный имидж ГФСК «ГТО ДНР».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Массовая сдача нормативов ГТО
Силовое упражнение – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Проверяем уровень скоростно-силовых качеств:
Челночный бег 4х9 м – проверка координационных способностей
Плавание – тест по выбору. Лучшие пловцы школы
Метания относятся к скоростно-силовым видам испытаний
Кто сказал, что девчонки – слабый пол?
Готовимся выполнять тест на гибкость
Девочки готовятся выполнять норматив на силу
Упражнение для настоящих мужчин – подтягивание в висе
Моменты показательных выступлений на Фестивале ГТО
Выполнение силового упражнения в усложнённых условиях
Показательные выступления футболистов на Фестивале ГТО
Что за праздник без танцев? Наш танцевальный флэш-моб
Нам нужны такие праздники. Праздники молодости, красоты, здоровья.
Мы не только эмоционально болеем, но и активно, сознательно ведём здоровый образ жизни. А комплекс ГТО – наш друг и помощник!
Все фотоматериалы предоставлены из спортивной жизни МОУ
«Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР https://www.antiplagiat.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.