«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне.Гуманная педагогика - это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу: ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человечный. Учитель излучает человеческую доброту, без которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Гуманная педагогика не предполагает грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка, а за счёт дифференциации образовательного процесса стимулирует саморазвитие личности детей по направлениям: организация самопознания; организация самовоспитания; нацеленность на результаты деятельности. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на самообразование и самосовершенствование, самостимуляцию волевых усилий: «Я могу всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У меня всё получится!»
Гуманная педагогика – это педагогика сотрудничества,
ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные
образовательные потребности, она принимает классическую
формулу : ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.
Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает
человечный. Учитель излучает человеческую доброту, без
которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке.
Гуманная педагогика не предполагает грубости, давления,
ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка, а за
счёт дифференциации образовательного процесса стимулирует
саморазвитие личности детей по направлениям: организация
самопознания; организация самовоспитания; нацеленность на
результаты деятельности. Обращение к чувству собственного
достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на
самообразование и самосовершенствование, самостимуляцию
волевых усилий: «Я могу всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У
меня всё получится!»
Саморазвитию способствуют разные подходы , используемые
учителями. Один из успешно применяемых подходов –
семиотический.
Семиотика наука, занимающаяся изучением знаков,
знаковых систем и языков, созданных на их основе. В
семиотике знак – это объект, используемый для передачи
информации. Функция знака – знак замещает (но не заменяет
полностью) обозначаемое. Условнознаковые средства – это
один из видов самой большой группы визуальных средств
обучения. В современном образовании их рассматривают
также как один из элементов медиаобразовательных
технологий.
Информация может быть представлена не только в устной и
но и в условных формах:
письменной форме,
знаках, символах, опорных схемах, диаграммах, графиках,
картах, чертежах. Представлены они могут быть на различных
носителях: в форме таблиц, схем на печатной основе, а также
вычерченных на доске, на экране монитора.
Дети с лёгкостью учатся переводить информацию,
1выраженную в одной знаковосимволической системе в другие.
Современная культура представлена большим многообразием
знаковосимволических систем (наука (а+в=с ), литература,
живопись, музыка (ноты), театр, кино, телевидение и пр.).
Совершенствование семиотической функции у детей
способствует полноценному формированию знаний, так как
учебные средства наглядности облегчают восприятие
теоретического материала, способствуют быстрому его
запоминанию, причём не механическому и бездумному, а
осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче
учебной информации наглядно демонстрируется логические
связи между явлениями языка; дети моделируют, то есть
преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя
существенные её признаки.
Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить
ответ при решении учебнопознавательных задач,
являются эффективным средством зрительной наглядности
Приемы организации обучения с применением
семиотического подхода.
1 Эмоциональная диагностика.
Цель: диагностика состояния школьников, определение
динамики изменения эмоционального состояния на любом этапе
урока
Настроение обозначается цветами:
Красный —отличное.
Желтый — хорошее.
Зеленый — ровное, нейтральное.
2 Использование задачрисунков, проблемных заданий с
подсказкой в виде схемы, чертежа, рисунка, картинки.
3 Вычленение из текста логической структуры материала,
поддающейся схематизации.
4 Заполнение схемы с заранее заданной структурой.
5 Составление информационнологической схемы понятий по
незаполненным (пустым) схемампаутинкам. На каждом
занятии, после изучения новых понятий учащиеся
2«подыскивают им место» в существующей структуре.
6 Составление структурной схемы изученного материала,
отличной от той, которая использовалась при обучении.
7. Применение метода фокальных объектов
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат.
fokus – очаг) – в оптике – точка, в которой собирается пучок
световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект,
лучи – объекты, его составляющие.
Метод фокальных объектов – это модель, схема в центре
(фокусе) которой находится некое общее понятие и вокруг
стрелками показаны составляющие элементы, части этого
понятия. Выглядит эта модель так:
Пример реализации метода.
Урок литературы.
Используя схему этого метода, можно быстро
систематизировать и обобщить учебный материал.
Что должен сделать ученик? Он составляет собственный
опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть
полный ответ по теме, развернутый план ответа, схема, таблица
и т.п.
Цель – обобщение, повторение и закрепление пройденного
материала.
Тема урока: «Формирование личности главного героя повести
Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Задание: (работа малыми группами) составьте схему, которая
наглядно покажет, как формировался характер Ивана Флягина.
Цель – дать возможность ученикам увидеть, проследить путь
«рождения» русского праведника, оценит его.
праведник
рассудительный
открытый
серьезный
XVIIXIX грешный XVXVI
3преданный
страдающий беспокойный
безразличный ко всему отзывчивый
XIIXIV
впечатлительный XXIосторожный
понимающий наивный
безответственный верный
XIIIIX замкнутый VIVII
отчаявшийся откровенный
смекалистый патриот
IIV ответственный
доверчивый
III покорный,
Грешник
От грешника к праведнику (от приземленности – к небу, к
Богу)
Из приведенных примеров видно, как ученики
представляют себе путь становления личности Ивана Флягина,
насколько разные у них подходы к раскрытию темы. Но важно,
что они видят главное, разными путями приходят к этому.
Использование семиотического подхода при изучении
русского языка и литературы, даёт хорошие результаты.
Вопервых, увеличился объём изучаемого на уроке
материала, сформировался навык самостоятельной работы,
4исследовательские умения, учащиеся показывают прочные
знания и умения по предмету.
Вовторых, использование подхода способствует
повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи,
конкретизирует мышление .
Втретьих, на уроке создается ситуация успеха для каждого
ребенка, решение образовательных задач вызывает интерес.
По мнению самих учащихся, использование семиотического
подхода помогло легче воспринимать изучаемые языковые
явления, орфографические и пунктуационные правила.
Изучение, творчество даёт положительный заряд в
получении ожидаемого хорошего результата – дети
успевают по предмету , с желанием приходят на уроки,
успешно сдают экзамены .
«Гуманное педагогическое мышление стремится объять
необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов,
рожденных в его недрах»
(
5