«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне

  • Семинары
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне.Гуманная педагогика - это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу: ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человечный. Учитель излучает человеческую доброту, без которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Гуманная педагогика не предполагает грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка, а за счёт дифференциации образовательного процесса стимулирует саморазвитие личности детей по направлениям: организация самопознания; организация самовоспитания; нацеленность на результаты деятельности. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на самообразование и самосовершенствование, самостимуляцию волевых усилий: «Я могу всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У меня всё получится!»
Иконка файла материала конспект.docx
Гуманная   педагогика   –   это   педагогика   сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные   потребности,   она   принимает   классическую формулу : ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт. Слово   "гуманизм"   в   переводе   с   латинского   языка   означает человечный.   Учитель   излучает   человеческую   доброту,   без которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Гуманная   педагогика   не   предполагает   грубости,   давления, ущемления   достоинства,   игнорирования   жизни   ребёнка,   а   за счёт дифференциации образовательного процесса  стимулирует  саморазвитие   личности   детей   по   направлениям:   организация самопознания;   организация   самовоспитания;   нацеленность   на результаты   деятельности.   Обращение   к   чувству   собственного достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на самообразование и самосовершенствование,     самостимуляцию волевых усилий: «Я могу  всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У меня всё получится!» Саморазвитию способствуют разные подходы , используемые  учителями.   Один   из   успешно   применяемых   подходов   – семиотический. Семиотика ­ наука, занимающаяся изучением знаков,  знаковых систем и языков, созданных на их основе. В  семиотике знак – это объект, используемый для передачи  информации.  Функция знака – знак замещает (но не заменяет  полностью) обозначаемое.     Условно­знаковые средства – это  один из видов самой большой группы визуальных средств  обучения.  В современном образовании   их рассматривают  также как один из элементов медиаобразовательных  технологий. Информация может быть представлена не только в устной и   но   и   в   условных   формах: письменной   форме, знаках,   символах,   опорных   схемах,   диаграммах,   графиках, картах, чертежах. Представлены они могут быть на различных носителях: в форме таблиц, схем на печатной основе, а также вычерченных на доске, на экране монитора.  Дети с лёгкостью  учатся переводить информацию,  1выраженную в одной знаково­символической системе в другие.  Современная культура представлена большим многообразием  знаково­символических систем (наука (а+в=с ), литература,  живопись, музыка (ноты), театр, кино, телевидение и пр.). Совершенствование семиотической функции у детей  способствует  полноценному формированию знаний, так как учебные средства наглядности облегчают восприятие  теоретического материала, способствуют быстрому его  запоминанию, причём не механическому и бездумному, а  осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче  учебной информации наглядно демонстрируется логические  связи между явлениями языка; дети моделируют, то есть  преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя  существенные её признаки. Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить  ответ   при решении учебно­познавательных задач,   являются эффективным средством зрительной наглядности   Приемы организации обучения с применением                             семиотического подхода.  1  Эмоциональная диагностика. Цель: диагностика состояния школьников, определение  динамики изменения эмоционального состояния на любом этапе урока          Настроение  обозначается цветами: Красный —отличное. Желтый — хорошее. Зеленый — ровное, нейтральное. 2 Использование задач­рисунков, проблемных заданий с  подсказкой в виде схемы, чертежа, рисунка, картинки. 3 Вычленение из текста логической структуры материала,  поддающейся схематизации. 4 Заполнение схемы с заранее заданной структурой. 5 Составление информационно­логической схемы понятий по  незаполненным (пустым) схемам­паутинкам. На каждом  занятии, после изучения новых понятий учащиеся  2«подыскивают  им место» в существующей структуре. 6 Составление структурной схемы изученного материала,  отличной от той, которая использовалась при обучении. 7. Применение метода фокальных объектов Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат.  fokus – очаг) – в оптике – точка, в которой собирается пучок  световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие. Метод фокальных объектов – это модель, схема в центре  (фокусе) которой находится некое общее понятие и вокруг  стрелками показаны составляющие элементы, части этого  понятия. Выглядит эта модель так:   Пример реализации метода. Урок литературы.   Используя схему этого метода,  можно быстро  систематизировать и обобщить учебный материал. Что должен сделать ученик? Он составляет собственный  опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть  полный ответ по теме, развернутый план ответа, схема, таблица  и т.п. Цель – обобщение, повторение и закрепление пройденного  материала. Тема урока: «Формирование личности главного героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Задание: (работа малыми группами) составьте схему, которая  наглядно покажет, как формировался характер Ивана Флягина. Цель – дать возможность ученикам увидеть, проследить путь  «рождения» русского праведника, оценит его.                                 праведник                            рассудительный                             открытый                            серьезный XVII­XIX грешный                                                      XV­XVI  3преданный     страдающий                                                              беспокойный   безразличный ко всему                                         отзывчивый                                                                                    XII­XIV  впечатлительный                                       X­XIосторожный   понимающий                                                             наивный   безответственный                                                             верный XIII­IX замкнутый                                                       VI­VII   отчаявшийся                                                                 откровенный     смекалистый                                                                  патриот                                       II­V ответственный                             доверчивый                                                                                          I­II     покорный,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Грешник              От грешника к праведнику (от приземленности – к небу, к  Богу) Из приведенных примеров видно, как ученики  представляют себе путь становления личности Ивана Флягина,  насколько разные у них подходы к раскрытию темы. Но важно,  что они видят главное, разными путями приходят к этому. Использование семиотического подхода при изучении  русского языка и литературы, даёт хорошие результаты. Во­первых, увеличился объём изучаемого на уроке  материала, сформировался навык самостоятельной работы,  4исследовательские умения, учащиеся показывают прочные  знания и умения по предмету. Во­вторых, использование подхода способствует  повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи,  конкретизирует  мышление . В­третьих, на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка, решение образовательных задач вызывает интерес. По мнению самих учащихся, использование семиотического подхода помогло легче воспринимать изучаемые языковые  явления, орфографические и пунктуационные правила. Изучение, творчество даёт положительный заряд в  получении   ожидаемого   хорошего    результата – дети  успевают по предмету , с желанием приходят на уроки,  успешно сдают экзамены . «Гуманное педагогическое мышление стремится объять  необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах» ( 5