Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
![]() |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ
название дисциплины
по специальности СПО
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
код название
Лиски
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», а также в соответствии с запросом потенциальных работодателей по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол № 1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Плотникова Светлана Сергеевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность», протокол №1, от 26.08.2016 г.
Председатель ЦК - Плотникова С. С.
Программа одобрена на заседании УМС протокол №1, от 26.08.2016 г.
Заведующий научно-методическим отделением - С.А. Сарксян
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
4. условия реализации рабочей программы дисциплины5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины |
12
14 |
|
|
|
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- получать информацию о параметрах компьютерной системы;
- подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;
- производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем;
- осуществлять настройку BIOS, а также настройку и установку операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;
- типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;
- организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;
- процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;
- основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;
- основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам;
- определение базовой системы ввода/вывода (BIOS) и принцип работы операционной системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки студента 147 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 99 часов;
- самостоятельной работы студента 44 часа;
- консультации 4 часа.
1.5. Использование часов вариативной части дисциплины ППССЗ
№ п\п |
Дополнительные умения |
Дополнительные знания |
№, наименование темы |
Количество часов |
Обоснование включения |
1. |
Настройка BIOS, а также настройка и установка операционных систем. |
Определение базовой системы ввода/вывода (BIOS) и принцип работы операционной системы. |
Тема 7. Базовая система ввода/вывода (BIOS). Принцип работы операционной системы. |
10 |
Одним из основных понятий «Архитектуры компьютерных систем» является базовая система ввода/вывода (BIOS), а также принцип работы операционной системы. |
|
ИТОГО |
10 |
|
Результатом освоения дисциплины является овладение студентами знаниями и умениями в базовых понятиях, основных принципах, типах построения архитектур вычислительных систем; процессах обработки; базовой системе ввода/вывода (BIOS) и принципах работы операционной системы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в рамках разделов и тем дисциплины:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
OK 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1. |
Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент |
ПК 1.2 |
Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля |
ПК1.5. |
Осуществлять оптимизацию программного кода модуля |
ПК 2.3. |
Решать вопросы администрирования баз данных |
ПК 2.4. |
Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных |
ПК 3.1 |
Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения |
ПК 3.2 |
Выполнять интеграцию модулей в программную систему |
ПК 3.4 |
Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
147 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
99 |
в том числе: |
|
практические занятия |
44 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
44 |
в том числе: |
|
- по овладению знаниями; - по закреплению и систематизации знаний; - по формированию умений. |
|
Консультации |
4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Тема 1. Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем. |
Содержание: Арифметические основы ПК. Виды информации и способы ее представления в ЭВМ. Классификация информационных единиц, обрабатываемых ЭВМ. Типы данных, структуры данных, форматы файлов. |
13 |
Практические занятия 1. Параметры компьютерной системы. Выполнение операций над числами в системах счисления. 2. Кодирование информации. 3. Организация каталогов и файлов. |
6 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по формированию умений. |
6 |
|
Контрольная работа № 1: «Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем». |
1 |
|
Тема 2. Типы вычислительных систем и их архитектурные особенности. |
Содержание: Понятие архитектуры и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана. Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ. |
14 |
Лабораторные работы: 1. Анализ вычислительной системы. 2. Анализ аппаратных и программных средств ПК и их характеристик. |
6 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по формированию умений. |
6 |
|
Контрольная работа № 2: «Типы вычислительных систем и их архитектурные особенности». |
1 |
|
Тема 3. Организация работы основных логических блоков компьютерных систем. |
Содержание: Базовые логические операции и схемы. Логические узлы ЭВМ и их классификация. Организация работы памяти компьютера. Организация оперативной памяти. |
15 |
Лабораторные работы: 1. Подключение дополнительного оборудования к ПК. 2. Анализ работы логических элементов ЭВМ. 3. Реализация логических функций на программах тренажерах (http://www.uchportal.ru/load/16 ) 4. Организация памяти ПК. |
7 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по закреплению и систематизации знаний; - по формированию умений. |
6 |
|
Контрольная работа № 3: «Организация работы основных логически блоков компьютерных систем». |
1 |
|
Тема 4. Процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур |
Содержание: Структура процессора. Устройство управления. Регистры. Команды процессора. Арифметико-логическое устройство (АЛУ). Интерфейсная часть процессора: назначение, состав. |
14 |
Практические занятия: 1. Настройка связи между элементами компьютерной системы. 2. Внутренние интерфейсы системной платы. |
6 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по формированию умений. |
7 |
|
Контрольная работа № 4: «Процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур». |
1 |
|
Тема 5. Основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем. |
Содержание: Основные команды процессора: арифметические и логические команды, команды перемещения, сдвига, сравнения, команды условных и безусловных переходов, команды ввода-вывода. |
14 |
Практические занятия: 1. Основные компоненты программного обеспечения. 2. Программирование переходов и отладка программы. 3. Идентификация и установка процессора. |
6 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по формированию умений. |
7 |
|
Контрольная работа № 5: «Основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем». |
1 |
|
Тема 6. Основные принципы управления ресурсами и организация доступа к этим ресурсам и к оперативной памяти. |
Содержание: Классификация интерфейсов. Организация взаимодействия ПК с периферийными устройствами. Общая структура ПК. |
14 |
Лабораторные занятия: 1. Выполнение работы с периферийными устройствами, настройка и установка их. 2. Подключение сетевых устройств, установка и настройка оборудования. |
6 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по формированию умений. |
6 |
|
Контрольная работа №6: «Основные принципы управления ресурсами и организация доступа к этим ресурсам и к оперативной памяти». |
1 |
|
Тема 7. Базовая система ввода/вывода (BIOS). Принцип работы операционной системы. |
Содержание: Базовая система ввода/вывода (BIOS): назначение, функции, модификации. Сумматоры, шифраторы, дешифраторы, программируемые логические матрицы, их назначение и применение. Принцип работы операционной системы. |
15 |
Лабораторные работы: 1. Настройка BIOS. 2. Команды дисковой операционной системы. 3. Установка и настройка операционной системы. |
7 |
|
Самостоятельная работа: - по овладению знаниями; - по закреплению и систематизации знаний; - по формированию умений. |
6 |
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Итого аудиторных занятий |
99 |
|
В том числе: |
|
|
практических занятий |
44 |
|
Итого самостоятельной работы |
44 |
|
Консультации |
4 |
|
Итого максимальная нагрузка |
147 |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия аудитории: «Лаборатория системного и прикладного программирования.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- персональные компьютеры по количеству обучающихся, объединённые локальной вычислительной сетью.
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
- рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, имеющими доступ в интернет, по количеству обучающихся;
- необходимое программное обеспечение;
- интерактивная доска;
- принтер;
- сканер.
Комплект учебно-методической документации:
- презентационный материал;
- учебно-методическая документация.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. [1] Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник - 5-е изд.,перераб. и доп. - ("Профессиональное образование") (ГРИФ) /Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Форум, НИЦ ИНФРА-М, М.-2015г.
2. [2] Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов, Архитектура ЭВМ вычислительных систем: учебник/ - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительные источники:
1. [3] Александров Е.К. Микропроцессорные системы: учебное пособие/ Е.К.Александров, Р.И.Грушвицкий, М.С.Куприянов. - СПб.: Политехника, 2012.
2. [4] Колесниченко О. Аппаратные средства PC/О.Колесниченко, И. Шишигин, В. Соломенчук. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
3. [5] Таненбаум, Э. Архитектура компьютера/Э.Таненбаум, Т.Остин. - СПб. : Питер, 2013.
Интернет ресурсы:
1. Баула В.Г. Архитектура ЭВМ и операционные среды: учеб. для студ. УВПО – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
2. http://www.uchportal.ru/load/16 )
3. https://www.lektorium.tv/course/22993 - архив видеолекций по предмету Архитектура ЭВМ и операционные среды.
4. http://www.sbook.ru/sbph/print/arch_evm.pdf - учебник по предмету Архитектура компьютера и вычислительных систем (лекции, лабораторные работы и контрольные задания.
5. ИКТ: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Архитектура и аппаратное обеспечение ЭВМ и вычислительных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d=mod&id_node=222 свободный.
6. Музылева И.В. Основы цифровой техники [Электронный ресурс].- М.: Интернет- Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2011. - Режим доступа: http://old.intuit.ru/department/hardware/basdigtech/, свободный.
7. Орлов С.П. Организация компьютерных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.П.Орлов, Н.В. Ефимушкина. - Самара: Самар.гос. техн.ун-т, 2011. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/007/77007, свободный.
8. Трофимов С.Н. Архитектуры вычислительных систем и компьютерных сетей ЭВМ [Электронный ресурс]: курс лекций/Кафедра ЮНЕСКО по новым информационным технологиям КемГУ. - 2011. - Режим доступа: http://unesco.kemsu.ru/study_work/method.htm, свободный.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
|
Уметь |
||
- получать информацию о параметрах компьютерной системы |
Практические занятия: «Параметры компьютерной системы. Выполнение операций над числами в системах счисления», «Кодирование информации», «Организация каталогов и файлов», «Анализ вычислительной системы», «Анализ аппаратных и программных средств ПК и их характеристик», «Организация памяти ПК», «Настройка связи между элементами компьютерной системы», «Внутренние интерфейсы системной платы». |
|
- подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы |
Практические занятия: «Подключение дополнительного оборудования к ПК», «Анализ работы логических элементов ЭВМ», «Реализация логических функций на программах тренажерах (http://www.uchportal.ru/load/16)», «Выполнение работы с периферийными устройствами, настройка и установка их». |
|
- производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем |
Практические занятия: «Инсталляция и настройка программного обеспечения компьютерных систем», «Подключение сетевых устройств, установка и настройка оборудования», «Основные компоненты программного обеспечения». «Программирование переходов и отладка программы».
|
|
- осуществлять настройку BIOS, а также настройку и установку операционных систем. |
Практические занятия: «Настройка BIOS», «Определить команды дисковой операционной систем», «Установить и настроить операционную систему». |
|
Знать |
||
- базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем
|
Контрольная работа № 1 «Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем». Дифференцированный зачет |
|
- типы вычислительных систем и их архитектурные особенности.
|
Контрольная работа № 2 «Типы вычислительных систем и их архитектурные особенности» Дифференцированный зачет |
|
- организация работы основных логических блоков компьютерных систем
|
Контрольная работа № 3 «Организация работы основных логически блоков компьютерных систем» Дифференцированный зачет |
|
- процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур
|
Контрольная работа № 4 «Процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур» Дифференцированный зачет |
|
- основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем.
|
Контрольная работа № 5 «Основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем» Дифференцированный зачет |
|
- основные принципы управления ресурсами и организация доступа к этим ресурсам и к оперативной памяти.
|
Контрольная работа №6 Основные принципы управления ресурсами и организация доступа к этим ресурсам и к оперативной памяти. Дифференцированный зачет |
|
- базовая система ввода/вывода (BIOS) и принцип работы операционной системы |
Дифференцированный зачет |
|
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент |
Практические занятия: «Проанализировать информацию о параметрах компьютерной системы», «Осуществить построение вычислительной системы». |
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля |
Практические занятия: «Выполнить подключение дополнительного оборудования», «Особенности логических элементов ЭВМ», «Логические функции на программах тренажерах (http://www.uchportal.ru/load/16)», |
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля |
Практические занятия: «Инсталляция и настройка программного обеспечения компьютерных систем», «Настройка BIOS». |
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования баз данных |
Практические занятия: «Настройка BIOS», «Команды дисковой операционной систем». |
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных |
Практические занятия: «Команды дисковой операционной систем». «Установка и настройка операционной системы». |
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения |
Практические занятия: «Подключение сетевых устройств, установка и настройка оборудования», «Основные компоненты программного обеспечения». |
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему |
Практические занятия: «Анализ аппаратных и программных характеристик». |
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев |
Практические занятия: «Идентификация и установка процессора», «Программирование переходов и отладка программы». |
Таблица 3
Требования к результатам освоения (общие компетенции) |
Формы и методы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках специальности.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Наблюдение за соблюдением технологии изготовления программного продукта. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.
|
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Наблюдение за проявлением лидерских качеств, за самостоятельной организацией работы и качеством его выполнения. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Наблюдение преподавателем за процессом самообразования (использование дополнительных информационных источников), за планированием студентом повышения квалификации (выполнение работы повышенной сложности). |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Наблюдение за соблюдением действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий, обновлением программного обеспечения. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.