Характеристика обучающегося (Методические рекомендации)

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.
Иконка файла материала Мокшанова_Характеристика обучающегося.docx
Характеристика обучающегося: в помощь педагогу Педагогическая деятельность тесно связана с документацией. Чтобы облегчить  свою работу, учителю стоит ознакомиться со схемой составления и примерами одного из  самых важных в его работе документов ­ характеристикой учащегося.  Для чего составляется характеристика учащегося?  Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения  подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и  создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более  эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования  индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.  Этот документ позволяет самому педагогу обобщить знания о подрастающем  человеке, отследить динамику его развития, а также другим людям, которые будут  работать в дальнейшем с ребенком, получить готовый набор знаний о нем. Грамотно  составленная характеристика помогает читающему ее человеку сформировать  представление о происходящем, портрет ребенка и на этом основании расставить  приоритеты в работе с ним. Поэтому характеристика учащегося как один из основных  документов часто требуется в таких случаях:        при переводе в другое учебное заведение;  для продолжения учебы на следующем этапе образования;  по запросу социальных служб;  для работы с ребенком правоохранительных органов;  при прохождении комиссии в военкомате;  для организации помощи ребенку, например, в заседаниях ПМПК.  План составления характеристики  Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ  характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой  документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент  на влиянии педагогической системы на ученика, на его поведении в условиях школы. А  психологи ­ на индивидуально­типологических отличиях ребенка. Например, для учителя  важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога ­  мотивы учебной деятельности ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали  личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану  (алгоритму) и включать такие необходимые данные:  общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения,  особенности семьи);       учебную деятельность;  поведение;  общественный труд;  общение;  индивидуальные личностные черты; семейную атмосферу и воспитание.  Эти пункты были включены в карту­схему характеристики ученика, которая  заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное  представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную  характеристику.  Деятельность ученика  Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые  должны быть расписаны в таком документе. Это:     учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные  достижения);  общественная активность (степень выраженности, инициативность,  организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к  роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);  коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе,  наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией,  открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с педагогами).  Характеристика деятельности учащегося показывает, насколько ребенок  адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет  принимать самостоятельные решения и составлять план действий.  Психолого­педагогическая характеристика учащегося. Что она включает?  Обозначенная карта­схема включает, собственно, и психологическую, и  педагогическую часть. К ним относятся такие данные:     особенности поведения ребенка (дисциплинированность, упрямство,  целеустремленность, конфликтность, степень агрессивности, двигательная  активность, степень усвоения педагогического влияния или воспитуемость); индивидуально­психологические особенности (самооценка, уровень  тревожности, уравновешенность, стремление к успеху или честолюбие,  какие чувства вызывает у окружающих);  семейное влияние (эмоциональная атмосфера в семье, близость и  доверительность отношений, степень контроля и заинтересованности  родителей жизнью ребенка, самостоятельность ученика, степень  сотрудничества родителей с учителями).  Психолого­педагогическая характеристика учащегося может включать также  сведения о склонности ребенка к девиантному поведению. В этом случае необходимо  указать, какие конкретные примеры на это указывают.  Образец документа  Образцы характеристик на учащихся могут быть составлены педагогами как  наглядный пример, который в дальнейшем облегчит работу с документацией. Далее  представлен подобный образец:Характеристика учащегося 8А класса ... (название учебного заведения) Иванова Ивана Ивановича, 2001 года рождения Иванов Иван обучается в данной школе с первого класса. За это время показал  себя активным, хорошо успевающим учеником.  Воспитывается в полной, благополучной семье. Отношения с родителями  доверительные, дружеские. Отец и мать активно интересуются школьной жизнью сына,  принимают участие в работе родительского комитета класса.  Иван ­ отличник. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла.  Принимает участие в ежегодной олимпиаде по истории, 2 раза был победителем районного  этапа конкурса. К учебному процессу относится с неподдельным интересом, много читает,  посещает кружок любителей книг. Имеет цель поступить в вуз на исторический факультет  и работать археологом.  Иван упрям в достижении целей, любит быть лидером в школьном коллективе.  Одноклассники считают его мнение авторитетным. К педагогам проявляет уважение.  По характеру Иван спокойный, уверенный в себе, доброжелательный и открытый.  Любит общаться, участвовать в коллективных мероприятиях. К общественному труду  относится ответственно.  Дополнительно увлекается игрой на гитаре и дрессировкой своей собаки.  Дата  Подписи