Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.
Характеристика обучающегося: в помощь педагогу
Педагогическая деятельность тесно связана с документацией. Чтобы облегчить
свою работу, учителю стоит ознакомиться со схемой составления и примерами одного из
самых важных в его работе документов характеристикой учащегося.
Для чего составляется характеристика учащегося?
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения
подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и
создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более
эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования
индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.
Этот документ позволяет самому педагогу обобщить знания о подрастающем
человеке, отследить динамику его развития, а также другим людям, которые будут
работать в дальнейшем с ребенком, получить готовый набор знаний о нем. Грамотно
составленная характеристика помогает читающему ее человеку сформировать
представление о происходящем, портрет ребенка и на этом основании расставить
приоритеты в работе с ним. Поэтому характеристика учащегося как один из основных
документов часто требуется в таких случаях:
при переводе в другое учебное заведение;
для продолжения учебы на следующем этапе образования;
по запросу социальных служб;
для работы с ребенком правоохранительных органов;
при прохождении комиссии в военкомате;
для организации помощи ребенку, например, в заседаниях ПМПК.
План составления характеристики
Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ
характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой
документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент
на влиянии педагогической системы на ученика, на его поведении в условиях школы. А
психологи на индивидуальнотипологических отличиях ребенка. Например, для учителя
важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога
мотивы учебной деятельности ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали
личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан
вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану
(алгоритму) и включать такие необходимые данные:
общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения,
особенности семьи);
учебную деятельность;
поведение;
общественный труд;
общение;
индивидуальные личностные черты;
семейную атмосферу и воспитание.
Эти пункты были включены в картусхему характеристики ученика, которая
заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное
представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную
характеристику.
Деятельность ученика
Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые
должны быть расписаны в таком документе. Это:
учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные
достижения);
общественная активность (степень выраженности, инициативность,
организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к
роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);
коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе,
наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией,
открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с
педагогами).
Характеристика деятельности учащегося показывает, насколько ребенок
адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет
принимать самостоятельные решения и составлять план действий.
Психологопедагогическая характеристика учащегося. Что она включает?
Обозначенная картасхема включает, собственно, и психологическую, и
педагогическую часть. К ним относятся такие данные:
особенности поведения ребенка (дисциплинированность, упрямство,
целеустремленность, конфликтность, степень агрессивности, двигательная
активность, степень усвоения педагогического влияния или воспитуемость);
индивидуальнопсихологические особенности (самооценка, уровень
тревожности, уравновешенность, стремление к успеху или честолюбие,
какие чувства вызывает у окружающих);
семейное влияние (эмоциональная атмосфера в семье, близость и
доверительность отношений, степень контроля и заинтересованности
родителей жизнью ребенка, самостоятельность ученика, степень
сотрудничества родителей с учителями).
Психологопедагогическая характеристика учащегося может включать также
сведения о склонности ребенка к девиантному поведению. В этом случае необходимо
указать, какие конкретные примеры на это указывают.
Образец документа
Образцы характеристик на учащихся могут быть составлены педагогами как
наглядный пример, который в дальнейшем облегчит работу с документацией. Далее
представлен подобный образец:Характеристика
учащегося 8А класса
... (название учебного заведения)
Иванова Ивана Ивановича,
2001 года рождения
Иванов Иван обучается в данной школе с первого класса. За это время показал
себя активным, хорошо успевающим учеником.
Воспитывается в полной, благополучной семье. Отношения с родителями
доверительные, дружеские. Отец и мать активно интересуются школьной жизнью сына,
принимают участие в работе родительского комитета класса.
Иван отличник. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла.
Принимает участие в ежегодной олимпиаде по истории, 2 раза был победителем районного
этапа конкурса. К учебному процессу относится с неподдельным интересом, много читает,
посещает кружок любителей книг. Имеет цель поступить в вуз на исторический факультет
и работать археологом.
Иван упрям в достижении целей, любит быть лидером в школьном коллективе.
Одноклассники считают его мнение авторитетным. К педагогам проявляет уважение.
По характеру Иван спокойный, уверенный в себе, доброжелательный и открытый.
Любит общаться, участвовать в коллективных мероприятиях. К общественному труду
относится ответственно.
Дополнительно увлекается игрой на гитаре и дрессировкой своей собаки.
Дата
Подписи