В характеристике по изучению семьи, говорится о том, что семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то что определяет затем его моральный облик. Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что, во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т.к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возрастаВ характеристике по изучению семьи, говорится о том, что семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то что определяет затем его моральный облик. Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что, во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т.к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Характеристика по изучению семьи.
Совершенствование общественного воспитания и образования
подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием
взаимодействия детского сада и школы семьей. Семья является первичным и
важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего
познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное
отношение к людям, т.е. все то что определяет затем его моральный облик.
Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание
ребенка, определяется тем, что, вопервых, это влияние носит глубоко
эмоциональный, интимный характер, т.к. основывается на родственной
привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и
младшего школьного возраста; вовторых, воспитательные воздействия,
оказываемые на ребенка в семье, характеризуются постоянством и
длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; втретьих, в
семье имеются огромные объективные возможности для систематического
включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является
важным условием нравственного развития личности. Однако далеко не в
каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются её
воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно
объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных
форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением к
ребенку вследствие семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в
сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку
как у самих родителей, так и родителей и старшего поколения ; низкой
педагогической культурой».
Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой
степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех
последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот
период, поэтому проблема педагогического руководства семейным
воспитанием требует особого внимания школы и детского сада.
Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания
детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого
педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Однако ориентация педагогов на семью вообще или на «среднюю»
семью не может принести ощутимых результатов в этой работе. Необходимо
хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование,
общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для
того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в
воспитании, поддержать уверенность в своих силах.повышения
педагогической
Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим
условием
родителей,
совершенствования процесса воспитания.
Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без
исключения родители.
помощь эта должна быть
квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что
индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих
педагогических принципов:
Разумеется,
культуры
1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями
2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности в вопросах воспитания
3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями
4. взаимосвязь разных форм работы с родителями
5. одновременное влияние на родителей и детей
6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы.
Для глубокого изучения условий семейного
воспитания, характера
родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи,
педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных
методических рекомендациях педагогам школ и детских садов предлагаются
методики изучения социальнобытовых и психологопедагогических
параметров семьи, которые, по нашему мнению, помогут составить наиболее
полный ее «портрет».
При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять,
какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное
воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале мы даем общий план
изучения семьи. Затем предлагаем блоки вопросов, направленных на изучение
различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать
как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером
семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не
всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы,
однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую
пользу, т.к. сами вопросы могут заставить родителей о правильности
используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка.
Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить
другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).
Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по
изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько
страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше
понять каждую семью.
Материал подобрала и переработала педагогпсихолог Е.М.Бондарь