Характеристика семьи (Методические рекомендации)

  • Документация
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.
Иконка файла материала Мокшанова_Характеристика семьи.doc
Характеристика семьи (Образец характеристики на семью) В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно  сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется,  видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.  Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы  не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в  какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно  ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики  на семью. Характеристика семьи: с чего начать? Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд  подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для  документа: 1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать  психологические методики, направленные на изучение восприятия  ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи. 2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт  обследования жилищных условий. 3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком.  Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по  участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению  учебного заведения по собственной инициативе. Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи  лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета,  социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей). Первичные (формальные) данные о семье Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее  членах: 1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные  телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют. 2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику,  сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев,  сестер и других. 3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но  длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности,  кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные). 4. Адрес, по которому проживают члены семьи. Жилищно­бытовые характеристики семьиСледующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает  семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там  ребенку, насколько реализованы его основные нужды. 1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие  отдельного места для отдыха. 2. Соблюдение санитарно­гигиенических норм жилья: регулярность уборки,  захламленность помещения и т. д. 3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек. 4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития  ребенка. Социальные особенности семьи Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка ­ наиболее важная и  массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся: 1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об  усыновлении или опеке над ребенком. 2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от  каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд,  безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка  карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой,  одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые  трудности, каким образом материальное состояние влияет на  психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство  неполноценности, конфликты). 3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к  зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или  правонарушениям. 4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых,  эмоционально­терапевтических, воспитательных и др.). 5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании  ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например,  работающие за границей родители формально являются воспитателями  своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник  (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от  ребенка. Психологические характеристики семьи К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью,  входят такие основные моменты:1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его  подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность,  любовь и другие. 2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость,  агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.). 3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со  сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности. 4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и  правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической  запущенности. Оценка влияния семьи на ребенка В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в  школьной жизни ребенка и делаются общие выводы. Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически  или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться  безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота  посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов  (адекватная и неадекватная). Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько  благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и  психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка,  на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям. Описание работ, проведенных с семьей В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ,  которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации  психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит  упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли  члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате  всех мероприятий. Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что  охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается  ребенок. Особенности характеристики семьи в работе психолога  Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле  воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:    кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный  стиль принятия решений);  структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения  семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом),  смешанная;  наличие традиций; кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на  ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;  совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент,  характер, направленность).  Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь  методику «Тест­опросник родительского отношения» Варга и Столина.  Карта обследования семьи ученика  Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее  представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.  2. Адрес и общая характеристика помещения.  3. Социальный статус семьи.  4. Материальная обеспеченность ее членов.  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).  6. Какие виды работ с семьей проводились.  Карта обследования ­ это тоже характеристика семьи. Образец отличается только  отсутствием данных о морально­психологическом облике семьи и выводов о социально­ психологическом комфорте ученика.  Характеристика неблагополучных семей  Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные,  касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния  места проживания, социально­психологического образа, методов работы с семьей и  выводов.  Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных  семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на  развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря  кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения  всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт,  бесплатное питание ребенка в столовой и прочее). Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане  (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика  неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь былаоказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему  справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи? Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной  семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося.  Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности  адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и  отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны  педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов. Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и  развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее  настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность,  желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и  общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных  привычек и другие аспекты. Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого  можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии  подрастающего поколения.