Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха
Оценка 4.7

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
чтение +1
2 кл—5 кл
23.09.2019
Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха
Данная статья посвящена актуальной проблеме в дефектологии (сурдопедагогике): Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха. Ключевые понятия: младшие школьники с нарушением слуха, особенности детей с нарушением слуха, методика обучения чтению, формирование и развитие навыка чтения, методы развития мыслительной активности, роль чтения в развитии ребёнка.
Без имени 1.doc
Характеристика   современной   системы   обучения   чтению   детей   с нарушением слуха                 Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который  обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест  по использованию, важности и доступности.      На современном этапе развития методики обучения чтению детей с нарушением слуха исследователи все чаще говорят о необходимости изменения отношения   к  урокам  чтения,   связанного   с   выбором   методов   обучения, увеличении   числа  упражнений  эвристического   и   творческого   плана,  а   также вариативности  диагностических  заданий  по  определению   результативности чтения.   Познавательно­воспитательная   и   коррекционная   значимость   уроков чтения, как и самого процесса чтения, в развитии детей с нарушениями слуха признана   крупнейшими   сурдопедагогами   прошлого   и   современности   (И.А. Васильев,   П.Д.   Енько,   Н.М.   Лаговский,   В.И.   Флери   и   др.),   исследователями проблем   обучения   глухих   (А.И.   Дьячков,   С.А.   Зыков,   Т.С.   Зыкова,   Б.Д. Корсунская,   Н.Г.   Морозова,   Н.Д.   Ярмаченко   и   др.)   и   слабослышащих   детей (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, О.А. Красильникова, М.И. Никитина и др.).  Методика   чтения   в   школе   для   слабослышащих   детей   выделяет   три большие группы задач:  образовательно­познавательные,  воспитательные (в том числе и эстетические),  коррекционно­развивающие.  В числе множества проблем обучения детей с нарушениями слуха, одна из важных проблем – обучение чтению. Путь становления полноценного навыка чтения   у   детей   с   нарушением   слуха   более   длителен   и   своеобразен,   нежели слышащих   детей.  Он   тесно   связан   с   проблемой   речевого   и   общего   развития детей.   Психолого–педагогическая   характеристика   детей   с   нарушением   слуха чрезвычайно вариативна.  Такие дети  приобщаются к языку в условиях специально организованного педагогического   процесса,  который  растянут  по   времени,  осуществляется  по особой программе, учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Формирование   и   развитие   навыка   чтения   осуществляется   в   процессе длительного   и   целенаправленного   обучения.   Процесс   обучения   строится   в соответствии с принципами коммуникативной системы. На уроках максимально стимулируется   овладение   детьми   словесной   речью,   всеми   ее   сторонами   – произносительной,   лексической,   грамматической,   семантической   в   условиях использования и развития остаточного слуха. Указанные образовательные, воспитательные, коррекционно­развивающие функции   уроков   чтения   могут   быть   реализованы   только   при   условии,   если школьник умеет читать и понимать прочитанное. И поэтому главной задачей уроков чтения в младших классах детей с нарушением слуха является  именно формирование и развитие навыка чтения. Младшие школьники с нарушением слуха испытывают большие трудности в   понимании   описанных   фактов,   событий,   явлений.   Непонятными   остаются причинно–следственные связи описанных явлений, мотивы поведения героев, их характеры,   главная   мысль   текстов.   Чем   младше   ребенок,   тем   больше затруднений. Поэтому при работе над текстом, проводится специальная работа по осмыслению фактического содержания. Наиболее эффективным для детей с нарушением слуха является сочетание чтения непосредственно с наглядностью, с предметно­практической деятельностью самих учащихся. Используются следующие методы развития мыслительной активности: ­  драматизация (активно используется в 1­4 кл, реже  в 5­6 кл.);  ­ демонстрация действия по конструтивной картине или макету (активно используется в 1­3 кл., реже  в 4­6 кл.); ­   детское   иллюстрирование   (активно   используется   в   1­4   кл,   4­5   кл. усложнение заданий); ­   словесное   рисование   (с   4­5   кл.   виды   словесного   рисования   более разнообразны); ­ беседа (активность учитель ­  ученик); ­ работа над планом (1 кл. ­ подготовительные упражнения к работе над планом, 3 кл. ­ установление последовательности излагаемых действий; деление текста на части по вопросам, определение микротемы); ­ пересказ (в конце 1 кл. ­ ответ на вопрос текста своими словами, 2­3 кл. ­ при пересказе активно используется иллюстративный материал книг для чтения, также   серии   картинок,  схематично   нарисованных   детьми, 5­6  кл. ­   опора   на иллюстрации используется реже. Пересказ по опорным словам используется уже в 1 кл.) и т. д.  При   работе   над   описанием   используются   зарисовки.   Этот   вид деятельности   продуктивен   и   при   передаче   содержания   сюжетных   рассказов (зарисовка   делается   схематично).     Благодаря   зарисовки   становится   понятно насколько  ученик  понял  прочитанное,  выделил  ли главную  мысль, в чем  его ошибки, как поняты значения новых незнакомых для него слов.   Одним из хорошо известных заданий по тексту – отбор к прочитанному тексту нужных картинок из картинок, предложенных учителем и расположение картинок по порядку.   Перед   учащимся   постоянно   ставятся   вопросы:   «почему?»,   «что   это значит?»,   «о   чем   это   говорит?»   Вопросы   приучают   детей   к   постоянному обращению к тексту. Демонстрация описываемого в тексте действия помогает учащимся наглядно представить ту или иную ситуацию текста.  Одним   из   приемов   демонстрации   действий   является   драматизация, которая   дает   возможность   для   проверки   и   закрепления   понимания   детьми содержания   прочитанного.   Это   позволяет   наглядно   увидеть   ситуацию, осмыслить ее, оценить поведение персонажа. Использование данных методов приводит к постепенным навыкам техники чтения, младшие школьники с нарушением слуха, обучаются улавливать смысл целого   текста,   основываясь   на   знакомом   речевом   материале,   расширяется   и обогащается  речь   новыми   словами,   образцами   фраз   и   синтаксических конструкций, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого.   На   уроках   чтения   стимулируется   овладение   словесной   речью (произносительной,  лексической,  грамматической,   семантической)   в  условиях развития остаточного слуха. Проводится работа по речевому развитию: развитие языковой   способности,   речевой   деятельности   и   ознакомлением   с   системным устройством языка . Роль чтения в развитии ребенка очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание   художественной   литературы   оказывает   огромное   влияние   на   и интеллектуальное, психофизиологическое   развитие.   Чтение   развивает   художественно­речевые   психологическое творческое,   умственное,   навыки,   формирует   нравственную   и   культурную   сторону   ребенка,   передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность детей. Формирование   культуры   чтения   является   составной   частью общекультурного развития человека. Литература   1.   Красильникова   О.А.   Обучение   чтению   школьников   с   нарушениями слуха.  – М: Академия, 2005. – 272 с.  2. Красильникова О.А., Никитина М.И., Чтение и развитие речи. ­  Спб: Каро, 2006.   3.   Кривенцева   А.А.   Инновационные   приемы   обучения   аналитическому чтению   неслышащих   дошкольников//   В   сборнике:   Актуальные   научные исследования   и   разработки   Материалы   Международной   (заочной)   научно­ практической   конференции.   под   общей   редакцией   А.И.   Вострецова.   г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация, 2017. ­ С. 331­ 335.  4. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. М. Быковой. ­ М.: Гуманит. изд. центр ­ Владос,  2002.   5.   Никитина   М.И.  Уроки   чтения   в   школе   для   слабослышащих   детей.  ­   М.: Просвещение, 1991. ­ 143 с.  6. Соловьёва Е.В., Борисова Л.П. Особенности обучения слабослышащих детей в   условиях   общеобразовательной   школы//   В   сборнике:Актуальные   аспекты современной науки сборник материалов Х международной научно­практической конференции, 2016. ­ С. 5­11.   7.   Халаман   Н.Н.,   Затолокина   Л.В.   Обучение   смысловому   чтению   на   уроке литературы   как   одно   из   условий   формирования   и   развития   универсальных учебных   действий   у   обучающихся   с   ОВЗ//   В   сборнике:   Образование   лиц   с ограниченными   возможностями   здоровья:   опыт,   проблемы,   перспективы материалы всероссийской (заочной) научно­практической конференции, 2016. С. 89­92.

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с нарушением слуха

Характеристика современной системы обучения чтению детей с  нарушением слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019
Посмотрите также: