Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur31-korr.doc
Литературное чтение Урок 31. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2 3  Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А. Крылове (по материалам учебника) с опорой на схему – см. задание II.1 в тетради. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 2 4 2 3 1 2 3 4  Работа с текстом до чтения. – С какой целью писались басни? – Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человечества сочинили бы басню? – Что вы знаете об истории этого жанра? – Что объединяет следующие имена: Эзоп, Лафонтен, Леонардо да Винчи, А. Сумароков, Л. Толстой, И. Крылов, С. Михалков? – Чьи имена вам известны? – Несмотря на обилие имён знаменитых баснописцев и долгую историю жанра басни, басенных сюжетов существует не так уж много: они переходят от одного автора к другому. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам   всегда   интересны?   (Человеческие   пороки   неискоренимы   и   неизменны, поэтому   не   меняются   басенные   сюжеты,   а   сами   басни   сохраняют   свою актуальность.) – Известно, что Пушкин читал французскую литературу в подлиннике. Однажды баснописца   Лафонтена   он   назвал   «Ванюша   Лафонтен».   Как   вы   объясните подобную «вольность»?  Работа с текстом басни «Квартет» во время чтения. 1) Самостоятельное чтение басни учащимися. Вопросы после чтения: – Интересно ли вам было читать басню? – Может быть, эта басня вам что­то или кого­то напомнила? Поделитесь своими мыслями. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014 21. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. – Какие признаки басни вы видите в этом тексте? 2) Повторное чтение вслух. Комментированное чтение. КВАРТЕТ Проказница­Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Затеяли – то есть ... (решили сыграть, такая вот мысль им пришла). А Квартет – это? ... (музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта). Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, – Пленять своим искусством свет. То есть для чего они решили сыграть вместе, вы поняли? Пленять весь свет своим искусством – (восхищать, поражать). Ударили в смычки, дерут,  Ударяют   обычно   во   что?   (Правильно,   в   барабан,   в   литавры,   а   у   наших музыкантов какие инструменты?) А вот ещё слово – «дерут», то есть какие звуки извлекают? (Дёргают струны, звуки резкие, неприятные, громкие...) а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Почему именно такая мысль пришла Мартышке в голову? © ООО «Баласс», 2014 3Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдёт уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Мартышка по­прежнему уверена, что они прекрасно сыграют! Расселись, начали Квартет; Он всё­таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет, – Интересно, какой? Неужели догадался? Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё­таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Вы догадались, почему появляется именно Соловей? Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей, – А вы, друзья, как ни садитесь, © ООО «Баласс», 2014 4Всё в музыканты не годитесь». 3) Анализ басни. – Где происходят события? – Какая история описывается? – Кто герои басни? – Расскажите о каждом из них (как выглядит, что делает, мнение автора о нём). – Кто кому противопоставляется в басне? – Над кем или над чем смеётся автор? – Где особенно ярко видна авторская насмешка? – Есть ли в басне мораль? Прочитайте её. Как вы её понимаете? – Выберите подходящие к басне пословицы (задание III.2 в тетради), объясните выбор. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Над чем смеётся автор? – Как он это делает? (С помощью слов, прямой иронии, речи героев.) 2) Работа над выразительным чтением басни: а) вычитывание басни; б) обсуждение особенностей речи героев, автора; в) выразительное чтение по ролям. Работа с текстом басни «Свинья под Дубом» во время В   последнем,   4­м   издании   учебника   «В   океане   света»   в   связи   с необходимостью уменьшения его объёма текст басни «Свинья под Дубом» не включён   в   книгу.   Учитель   может   предложить   детям   прочитать     чтения.   © ООО «Баласс», 2014 5самостоятельно эту басню или другую по выбору. 1) Самостоятельное чтение басни учащимися. Вопросы после чтения: – Можно ли было ожидать другого от басни с таким названием? – Поняли ли вы, почему слово Дуб в басне пишется с большой буквы? – Как бы вы назвали свинью из этой басни: только невеждой или ещё и невежей? – О чём рассказывает басня? Какой ответ вам кажется более точным: а) басня «Свинья под Дубом» обличает невежд, которые не понимают пользы учения; б)   басня   «Свинья   под   Дубом»   обличает   тех,   кто   отвечает   на   добро   чёрной неблагодарностью. Подумайте, могут ли быть верны оба ответа. Запись в тетради (задание III.5). 2) Анализ басни (см. план анализа выше). Работа с текстом после чтения. 1) Упражнения на интонирование. –   Прочитай   первые   две   строчки   басни   удивлённо,   радостно,   нейтрально, осуждающе, восторженно и т.д. – Какая интонация соответствует смыслу басни? 2) Самостоятельное вычитывание басни учащимися. (Сами определяют место и продолжительность пауз, расставляют логические ударения, отмечают изменения темпа и громкости чтения и пр.). 3) Выразительное чтение басни 2–3 учащимися. 4) Выразительное ролевое чтение басни. Обобщение. – Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали на уроке. © ООО «Баласс», 2014 6–  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. 1) Одну из басен И.А. Крылова выучить наизусть. 2) Индивидуальные задания к обобщающему уроку. 3) Принести сборники басен И.А. Крылова (специальные издания для детей). © ООО «Баласс», 2014 7

Посмотрите также