Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреапольская средняя общеобразовательная школа № 1
Конспект урока
Предмет: химия
Класс: 11
Раздел №3 «Химические реакции»
Тема урока: «Химические реакции - источник загрязнения окружающей среды.
Меры защиты окружающей среды.
Выполнила: Апасова Валентина Антониновна. Учитель химии
Андреаполь, 2022
Тип урока: урок открытия нового знания
Применяемая технология: проблемно-диалоговая
Цель урока: изучить химические реакции, которые являются источником загрязнения окружающей среды, предложить способы защиты от их негативного воздействия
Задачи:
Обучающие: актуализировать знания о химических реакциях, происходящих на некоторых производствах, познакомить с последствиями попадания некоторых продуктов реакций в окружающую среду.
Развивающие: стимулировать познавательный интерес и развивать мыслительные способности
Воспитательные: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность
Планируемые результаты:
Личностные: привлечение внимания подростков к проблеме защиты окружающей среды, осознание личной ответственности за сохранность природы, выявление важности и актуальности вопросов экологии,
Предметные: знание химических реакций, продукты которых могут являться источниками загрязнения окружающей среды, умение на основании знаний о свойствах этих веществ планировать предотвращение их пагубного воздействия
Метапредметные: (универсальные учебные действия)
Регулятивные: уметь вести самостоятельный поиск информации, ставить цели деятельности, планировать пути их достижения, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: уметь определять и формулировать проблему, находить пути ее решения
Коммуникативные: уметь строить общение при работе в группах, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный диапроектор
3.Планшеты, смартфоны с возможностью выхода в интернет ( дети приносят с собой по просьбе учителя)
4. Лист ватмана с таблицей, стикеры, карточки для рефлексии
Технологическая карта урока
Этап урока |
|
|
Технические средства |
Формируемые УУД |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организационный этап |
|
Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
|
|
Подготовка к восприятию проблемы |
|
Показывает на слайде в презентации и на демонстрационном столе набор разнообразных предметов из синтетических материалов, пленок, волокон, средства бытовой химии и тому подобное. -Ребята, что объединяет все эти предметы? Несут ли они благо для людей? Сделали ли эти предметы нашу жизнь комфортнее, легче, удобнее? |
Рассматривают предметы, высказывают разные версии, в том числе и версию о положительном значении созданных химической промышленностью синтетических материалов |
Компьютер, мультимедийный диапроектор, |
|
|
Далее демонстрируется небольшой видео фрагмент (или слайды в презентации) о ядовитых выбросах предприятий химической промышленности, загрязненной воде, воздухе, почве.
|
Просматривают видео или слайды, пытаются осмыслить, сопоставить. |
Компьютер, мультимедийный диапроектор, |
|
|
Создание проблемной ситуации |
|
- А как теперь вы ответите на те же самые вопросы? Создавая себе комфортную жизнь человек « рубит сук, на котором сидит». В недалеком будущем возможно будет не хватать чистой воды , воздуха и других ресурсов. Человек может уничтожить сам себя! |
Мнения учащихся разделяются. |
|
Коммуникативные |
Формулирование проблемы |
|
При помощи вопросов направляет дискуссию в сторону предложения о необходимости выяснить, какие предприятия наносят больше всего ущерба окружающей среде, какие химические реакции при этом происходят? Возможно ли минимизировать этот вред? |
Высказывают разные мнения, предлагают разобраться, найти информацию, подтверждающую свою позицию. По просьбе учителя формулируют своими словами тему урока и записывают её на доску. Например так: «Опасные реакции и как с ними бороться?» |
|
Регулятивные, коммуникативные |
Организация решения проблемы |
|
Напоминает, что время урока ограничено, а объем работы очень большой. Просит высказать предложения, как лучше организоваться? Вносит коррективы в план действий: удобнее всего работать тремя группами (атмосфера, гидросфера, литосфера), дает список веществ, являющихся возможными загрязнителями (в приложении 1), определяет время - не более 15 минут. Обращает внимание, что в кабинете кроме интернета имеется подборка книг на тему химических производств, а также газет и журналов. В компьютере имеется банк презентаций на экологическую тему. Поясняет, что для каждой «вредной» реакции нужно найти или предложить самому способ защиты. И то, и другое нужно записать на стикерах, имеющихся на столах. |
Скорее всего сами предложат разделиться на группы по рядам или по другому принципу. Самый привычный источник информации для подростков - интернет. |
|
Регулятивные, познавательные |
Процесс решения проблемы |
|
Размещает на доске подготовленный лист ватмана с таблицей для приклеивания стикеров ( Приложение 1). Наблюдает за работой групп, при необходимости оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. |
Работают в интернете и с другими источниками информации, при необходимости задают вопросы. По мере готовности приклеивают стикеры с найденными реакциями и подобранными способами защиты на общий большой лист. |
Принесенные с собой в школу смартфоны, планшеты с возможностью выхода в интернет. Планшет учителя. |
Познавательные, коммуникативные |
|
По истечении 15 минут перед обсуждением результатов организует проведение зарядки для глаз (видео с упражнениями на 1 минуту) |
По желанию выполняют упражнения |
Компьютер, мультимедийный диапроектор, |
|
|
Предъявление результатов решения проблемы |
|
Предлагает всем обратить внимание на результат труда (ватман со стикерами), оценить количество найденных опасных реакций. Для каждой ли из них найден способ защиты? Для какой из сред обитания найдено больше всего угроз? |
Отвечают на вопросы |
|
Регулятивные, коммуникативные |
|
Раздает по группам типовые таблицы по данной теме (Приложение 2), просит сравнить и отметить в них красным маркером проблемы, которые возможно учащиеся не нашли самостоятельно. А зеленым маркером (на плакате) те, что нашли дополнительно. |
Сравнивают, отмечают нужные пункты. Оценивают эффективность своей работы. |
|
Регулятивные, коммуникативные |
|
|
Просит сделать выводы по проделанной работе. В качестве помощи задает вопросы. -Попробуйте оценить, насколько остро в нашей стране стоит проблема загрязнения окружающей среды? -Возможно ли на ваш взгляд сохранить для потомков нашу планету, не останавливая работу фабрик и заводов? -Чем можем помочь мы с вами? А это уже будет ваше домашнее задание. |
Отвечают на вопросы, формулируют выводы |
|
Регулятивные, коммуникативные |
|
Рефлексия |
|
Для меня очень важно знать, как вы оцениваете нашу с вами работу на уроке. Поэтому я прошу вас взять таблички (Приложение 3)и отметить в них галочками нужные пунктики. А когда будете уходить, просто положите мне их на стол. |
Ставят в листочках соответствующие отметки |
|
Регулятивные, коммуникативные |
Этап пояснения домашнего задания |
|
Подготовьте пожалуйста ответ на один из вопросов на ваш выбор в любой форме. -Почему аналогичные реакции, проходящие в естественных условиях, не приводят к катастрофическим последствиям? -Чем может помочь каждый из нас в решении экологической проблем? Обсудим это на следующее уроке. Всем спасибо за работу!
|
Выбирают один из вопросов, фиксируют в тетрадях |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1. Таблица для учета работы по группам ( приклеивание стикеров) .ФорматА1
Сферы |
Реакции, обусловленные воздействием человека |
Защита окружающей среды |
Атмосфера
|
|
|
Гидросфера
|
|
|
Литосфера
|
|
|
Загрязнение воздуха (атмосфера) |
||
Уголь,дым,смог, пылевые частицы |
Выхлопные газы CO,NO,NO2,N2O3,SO3,SO2 |
Выбросы химической промышленности(букет химической загрязненности) |
Загрязнение воды (гидросфера) |
||
Удобрения, промышленные отходы, органические соединения |
Минералы, шахтные воды, радиоактивные вещества,вода из паровых турбин,электростанций |
|
Загрязнения почвы |
||
Бытовые отходы |
Ядохимикаты |
Минеральные удобрения |
Приложение 2. Химические реакции-источники загрязнения окружающей среды. Меры защиты окружающей среды (Политова С.И.)
Сфер |
Реакции в естественных условиях |
Реакции, обусловленные воздействием человека |
Защита окружающей среды |
Атмосфера |
Вовремя грозы N2àNOàNO2à HNO3 Кислотный дождь При извержении вулкана выделяется в атмосферу SO2, H2S, CO2 |
1. Обжиг сульфидных руд CuS+2O2àCuО+SO2 Кислотный дождь SO2+H2OàH2SO3 Примесь HgS+O2àHg+SO2 2. Выхлопные газы, содержащие угарный газ C8H18+9O2àCO2+7CO+9H2O 3. Сжигание топлива |
Очистка дымовых газов -известняком CaCO3+SO2àCaSO3+CO2 -гидроксидом аммония N2O3+NH4OHà2NH4NO2+H2O Поглощение фильтрамипримесей выхлопных газов |
Гидросфера |
Гниение в морях и океанах белковых органических соединений с выделением H2S, который окисляется кислородом H2S+O2à2S+H2O Действие бактерий в водной среде(зловонный запах) CO2àCH4 H2SO4àH2S H3PO4àPH3 HNO3àNH3 Гидролиз солей железа |
Окисление нефти и нефтепродуктов-сброс отходов в море, подземные воды. Выбросы сточных вод, бытовых и промышленных. Моющие средства-ПАВ и т.д. Pb2++S2-àPBS Cd2++S2-àCdS Cu2++S2-àCuS Zn2++S2-àZnS
|
Очистка воды хлорированием и озонированием. Удаление жесткости воды CaCl3+Na2CO3àCaCO3+2NaCl Ca(HCO3)2àCaCO3+CO2+H2O(кипячение)
Осаждение тяжелых металлов в сточных водах |
Литосфера |
Размывание известняка CaCO3+CO2+H2Oà Ca(HCO3)2 жесткая вода Ржавление(коррозия) железа 4Fe+3O2+6H2Oà4Fe(OH)3 |
Разложение избытка минеральных удобрений. Гниение отходов. Моющие средства. Удаление ржавчины. Fe(OH)3+3HClàFeCl3+3H2O |
С точные воды городов, пищевых комбинатов, мусор городских свалок, отходы животноводства и птицеводства, древесные отходыàбиогаз (CH4, CO2) |
Приложение3.
Пожалуйста оцени себя на уроке: просто поставь любой знак или подчеркни соответствующую фразу
|
||
Урок 1.Интересно 2.Скучно 3.Безразлично |
Я на уроке 1.Работал 2. Отдыхал 3.Помогал другим |
Итог 1.Понял материал 2.Узнал больше, чем знал 3.Не понял |
Используемые ресурсы
Список литературы:
1.Габриелян О.С.,Лысова Г.Г. Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва 2004
2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
4.Политова С.И. Общая химия. Опорные конспекты. ТОИУУ, кабинет химии. Тверь-2005
5. Энциклопедия для детей Т.17. Аванта + 2000.
Другие источники:
1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
3. Электронная энциклопедия «От плуга до лазера» и др.
Сайты в интернете:
vashdom.ru
photo.rar.ru
chem.msu.su
hemi.nsu.ru
college.ru
school-sector.relarn.ru
alhimikov.net
alhimik.ru
chemworld.narod.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.