Химические свойства оснований
Оценка 5

Химические свойства оснований

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
11.10.2020
Химические свойства оснований
химические свойства оснований.docx

Тема: Химические свойства оснований

ГОУ ЛНР « Новодарьевская школа им.В.Д.Луганского»

Учитель химии: Дейнега Виктория Анатольевна

Цель: сформировать знания о химических свойствах оснований, учить находить связь между строением и свойствами щелочей, расширить знания учеников об обнаружении оснований с помощью индикаторив.Розвиваты умение составлять уравнения реакций, создавать проекты, решать расчетные задачи по уравнениям реакций. Совершенствовать экспериментальные навыки. Повторить правила техники безопасности при работе со щелочами. Развивать логическое мышление, умение анализировать и сравнивать, навыки и умения работы в группе. Воспитывать научное мировоззрение учащихся, интерес к предмету, чувство ответственности за работу в группе, самостоятельность и настойчивость.

Тип урока: комбинированный урок усвоения знаний, умений, навыков и творческого применения их на практике.

Методы и приемы: 1. Информационно-рецептивный: рассказ, беседа,

                                                        инструктаж, работа с учебником.

                                                        2. Экспериментальный: химические опыты

                                                        3. Поисковые: эвристическая беседа, выполнение упражнений, работа в группах, взаимосвязанные вопросы.

                                                        4. Приемы интерактивного метода обучения:

«Химический тренажер», «Узнай меня», «Крестики-нолики», «Кто быстрее», «Вставь слово», «Группа - проект», метод ПРЕСС.

                                                        5. Метод проектов: составление мини-проектов в группах.

Основные понятия и термины: простое вещество, сложное вещество; основные классы неорганических соединений: кислоты, щелочи, оксиды, соли, химические реакции: соединения, разложения, замещения, обмена.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов; презентация к уроку и ученические презентации по результатам работы над проектами; рисунки для определения эмоционального состояния учащихся; карточки для определения способа работы ученика на определенном этапе урока, карточки для повторения ПТБ при работе со щелочами и кислотами.

Реактивы и химическую посуду: растворы NaOH, KOH, Ca (OH H 2 SO 4

HCl; индикаторы, Cu (OH) 2, штатив с пробирками.

Эпиграф к уроку: не бойся, что не знаешь.

                                          Бойся, не научишься. (Китайская мудрость)

ход урока

1. Организационный момент (Рефлексия настроения и эмоционального состояния, настройки учащихся на позитивное восприятие материала).

              Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее наше занятие будет несколько необычным, и чтобы эффективнее организовать нашу работу, проведем небольшое исследование вашего отношения к изучению нового материала, вашего настроения в настоящее время.

психологический тест

              Учащимся предлагается показать один из трех рисунков:

J если есть желание работать

K               равнодушие к сотрудничеству

L если желания нет

ИИ. Актуализация опорных знаний.

             

Дифференцированный подход к работе учеников - ученики с помощью карточек определяют, как они будут работать на этом этапе урока:

Равнобедренный треугольник: ! 

              хочу работать самостоятельно по индивидуальным

                            задачами

 

 

             

Равнобедренный треугольник: ? 

 

 

хочу работать вместе с учителем

 

 

 

 

индивидуальные задания

вариант 1

1. Назвать вещества, формулы которых:Al2O3, СO2, С u (ОН) 2, LiOH, ZnS, SO3 , NaN Н I, NO, .

2. Количество вещества железа (iii) сульфата образуется в результате взаимодействия железа (iii) оксида с серной кислотой массой 490 г?

вариант 2

1. Назвать вещества, формулы которых: CaO, CuO Н, Zn O, CaO, Fe (OH) 2, CO, HBr, NO2

2. Какой объем углерода (IV) оксида образуется я вследствие углерода с кислородом количеством вещества 5 моль?

 

Работа вместе с учителем.

  •                                                                 Прием «Химический тренажер» (слайд 1)

              С варианта 4 выберите формулы сидов и назовите их, укажите их тип

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 4

вариант 5

вариант 6

вариант 7

CO 2

HNO 3

AlCl 3

HCl

CaS

Cu (NO 3) 2

C

FeO

NaCl

Ba 3 (PO 4) 2

P 2 O 3

CaO

Al (OH) 3

HBr

CaCO 3

NaOH

CO

HPO 3

F 2

H 2 SiO 3

K 2 SO 3

H 2 O

N 2

H 2 CO 3

H 2 S

Ca (OH) 2

Fe 2 O 3

MgO

·   Игра «Узнай меня» (слайд 2)

1)      сложное вещество А взаимодействует с металлами, образуя основание и водород (вода)

2)      вещество В состоит из двух элементов, взаимодействует с кислотами, образуя соль и воду (основной оксид)

3)      вещество С состоит из атомов 2 - х элементов (оксид, безоксигенова кислота и ее соль)

4)      вещество Д в процессе растворения в воде меняет цвет метилоранжа на розовый (основание)

5)      сложное вещество Е при взаимодействии с водой образует соответствующую кислоту (кислотный оксид).

· Игра «Крестики-нолики»: (слайд 3)

выбрать ряд, который состоит только из оснований, назвать их

 

 

С u (OH) 2

 

CO 2

 

P 2 O 5

 

HNO 3

 

KOH

 

Na 2 O

 

H 2 SO 4

 

Al 2 O 3

 

Al (OH) 3

 

 

·   Игра «Кто быстрее». Решить задачи (два ученика у доски) (слайд 4)

1) Какой  Объем водорода можно получить, если подействовать водой на 3 моль магния? 

2) Какая масса цинка прореагирует с кислородом количеством вещества 4 моль?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся (слайд - презентации учащихся)

              На прошлом уроке у нас осталось открытым вопрос о важности таких веществ как основания. Вы получили задание: составить проект по теме «Основания: помощники или разрушители». Проработав дополнительную литературу, поработав с интернет источниками вы должны были подготовить презентации. Прошу вас приступить к защите ваших проектов.

              Итак, основания достаточно важные для человека, чтобы эффективно их использовать нам необходимо знать их свойства.

Сегодняшний урок будет посвящен именно химическим свойствам оснований. Давайте вместе сформулируем задачи и цели урока.

После ответов учащихся учитель дополняет: вы познакомитесь с химическими свойствами оснований с помощью экспериментальних исследований. Углубите знания о типах химических реакций на примере реакции нейтрализации. Закрепите умение решать задачи по уравнениям реакций.

              Запишите в рабочих тетрадях дату и тему урока (слайд 5). Скажите, каких результатов вы ожидаете от сегодняшнего урока? Возможные ответы:

1)      Закреплю умение составлять уравнения реакций;

2)      Пойму разницу в химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований;

3)      Наблюдать и объяснять проведены реакции, ведь на демонстрационном столе находятся реактивы;

4)      Покажу высокий уровень знаний;

5)      Получу консультацию по не понятным для меня вопросам от одноклассников;

IV. Изучение нового материала.

             

1. Выполнение лабораторных опытов ( «Группа - проект») Определяем объект и предмет исследования. Объект исследования - растворимые и нерастворимые основания, предмет исследования - химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

              Перед началом работы нам необходимо напомнить правила БЖД при проведении опытов.

              Правила техники безопасности во время выполнения Лабораторных опытов.

1. со стеклянной посудой  осторожно! Проверяйте ее целостность.

2.Чтобы налить вещество из стакана, наклоните стакан так, чтобы ее шейка касалась шейки пробирки.

3.Снимайте последнюю каплю с края шейки стакана, вращая стакан вокруг оси. Склянку  после выливания из нее жидкости сразу плотно закройте пробкой.

4. Не следует во время наливания жидкости из стакана наклоняться над ней, потому что незаметные брызги могут попасть в глаза.

5. Нельзя менять местами пробки от сосудов с реактивами. Сосуд с веществом необходимо держать этикеткой к ладони.

6 .Будьте осторожными при работе с кислотами и щелочами!

7 .Если раствор кислоты или щелочи попал на кожу, одежду или глаза, надо сразу смыть едкое вещество под сильной струей воды. В обработать слабым раствором борной кислоты (щелочь) или соды (кислота).

ученики обязаны:

1. Перед выполнением опыта полностью прочитать их до выполнения работы, проверить, есть ли все необходимое, продумать последовательность действий. только после этого начать работу.

2. Все вещи на столе должны находиться в определенном порядке: в центре - приборы для выполнения опытов, справа инструкция, тетрадь.

3. Сохраняй  рабочее место в чистоте.

·   «Вставь слово» (слайд 6)

Растворы щелочей разъедают .... (ткань) .... (кожу), вызывают .... (ожоги). Обращаться с ними нужно ...... (осторожно), не брать ...... (руками). Если раствор щелочи попал на кожу, необходимо сразу же ...... .. (смыть) большим количеством ... .. (воды). Когда луг разлито, необходимо ...... (нейтрализовать) его ... .. (уксусом). Если луг попал в глаза, немедленно ...... (промойте) раствором ...... (борной кислоты).

              Формулировка гипотезы: щелочи и нерастворимые основания имеют общие и отличительные свойства. Ученики работают в группах по одинаковым задачам, но каждая группа получает различные щелочи (первая - натрий гидроксид, вторая калий гидроксид и третья - кальций гидроксид и различные кислоты - хлорную, серную и нитратную). Вы внимательно наблюдать за реакциями и за результат ами проведенных опытов создать мини - проекты в группах.

Лабораторные  опыт .

              1. В пробирку налить 1-2 мл раствора натрий (калий, кальций) гидроксида, долить 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Что это свидетельствует? Добавить к содержанию пробирки каплями хлорную (сульфатную, нитратную) кислоту до полной нейтрализации раствора. Что наблюдаете? Какие вещества образовались?

              2. В меди (II) гидроксида долить 0,5 мл соляной (серной, азотной) кислоты. Встряхнуть пробирку. Что  наблюдаете? Какого цвета получили растворы? Какие новые вещества образовались?

              3. ВИДЕО ОПЫТ  На дно пробирки с помощью шпателя насыпать меди (II) гидроксида и закрепить пробирку в пробиркотримачи. Нагреть. Какие изменения происходят с веществом? Что наблюдаете на стенках пробирки? Какого  цвета образуется новое твердое вещество?              

              Результаты оформить в виде таблицы

№ опыта

Тема опыта

наблюдение

уравнение реакции

выводы

1

Взаимодействие растворов щелочей с кислотами

Фенолфталеин становится малиновым в растворе щелочи. После добавления кислоты малиновую окраску исчезает, что свидетельствует об отсутствии щелочной среды после реакции

 

Щелочи реагируют с кислотами, в результате чего образуется соль и вода. Это реакция нейтрализации - частный случай реакции обмена

2

Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

Голубой (бурый) осадок растворяется в результате взаимодействия нерастворимого основания меди (II) или железа (iii) гидроксида с кислотой. Образуется раствор голубого цвета

 

 

Нерастворимое основание реагирует с соляной кислотой. Вследствие реакции образуется соль и вода.

6

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Вследствие разложения голубого меди (II) гидроксида

образуется черный меди (II) оксид (темно-красный железа (iii) оксид). На стенках пробирки у отверстия появляются капли воды.

 

 

 

Нерастворимое основание по условиям нагрева разлагается с образованием оксида и воды.

              Общий вывод: общие свойства щелочей и нерастворимых оснований - взаимодействие с растворами кислот, отличные - луга действуют на индикаторы, а нерастворимые основания разлагаются при нагревании.

 

2. Другие химические свойства оснований

 

·   Взаимодействие с кислотными оксидами. Какие оксиды называются кислотными? Приведите примеры. .

С помощью учителя ученики составляют уравнение химической реакции.

2NaOH + S + В

·   Взаимодействие с солями. Какие вещества называются солями? Приведите примеры формул солей.

FeS + 2KOH = Fe (OH )2+ Н2S

Дети по таблице растворимости определяют, какое вещество выпало в осадок и записывают уравнение реакции.

V. Проверка усвоения изученного материала. 

 

1.Завдання: Закончить уравнения химических реакций, выражающих свойства

1 Вариант: щелочей,  II Вариант: нерастворимых оснований. (слайд 6)

Mg (OH + НС l

Fe (OH

Ba (OH + HCl →

NaOH + Zn

Ca (OH +

Al (OH

2. Задача «Медицинское» 3 мин

1) Для лечения гастрита (воспаление слизистой оболочки желудка) с повышенной кислотностью и язвенной болезни желудка применяют препарат «Альмагель», содержащий Al (OH )3. Какова роль этого гидроксида? Ответ подтвердите уравнением реакции.

2) Вам необходимо оказать первую медицинскую помощь при ожогах щелочами.

Ваши действия. (Дать краткий ответ)

             

VI. Рефлексия. Метод ПРЕСС - используя алгоритм продолжить предложение: 

(слайд 7)


v       Сегодня я узнал ..........

v       Было интересно .........

v       Было сложно ..........

v       Я выполнял задание ...

v       Я понял, что ..........

v       Теперь я хочу .........

v       Я почувствовал, что ... .....

v       Я приобрел ......

v       Мне удалось .......

v       Я смог ...... ..

v       Я попытался …………..

v       Меня удивило ......

v       Урок мне дал для жизни. .

v       Мне захотелось ...... ..

 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния на конец урока.

             

VII. Оценивания.

              Вы сегодня получили ценный клад - знания, которые вам обязательно пригодятся в дальнейшем жизнь. Вы активно и творчески сотрудничали в группах, почувствовали важность поддержки товарищей, были внимательными и настойчивыми. Согласно нашему девизу урок не прошел даром. И, как результат, вы получили следующие баллы ... ..

 

VIII. Домашнее задание. 

             



 

Тема: Химические свойства оснований

Тема: Химические свойства оснований

Бойся, не научишься. (Китайская мудрость) ход урока 1

Бойся, не научишься. (Китайская мудрость) ход урока 1

Назвать вещества, формулы которых:

Назвать вещества, формулы которых:

Д в процессе растворения в воде меняет цвет метилоранжа на розовый (основание) 5) сложное вещество

Д в процессе растворения в воде меняет цвет метилоранжа на розовый (основание) 5) сложное вещество

Пойму разницу в химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований; 3)

Пойму разницу в химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований; 3)

Растворы щелочей разъедают ...

Растворы щелочей разъедают ...

Взаимодействие растворов щелочей с кислотами

Взаимодействие растворов щелочей с кислотами

С помощью учителя ученики составляют уравнение химической реакции

С помощью учителя ученики составляют уравнение химической реакции

Было сложно .......... v

Было сложно .......... v
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020