План – конспект урока
ФИО учителя |
Козина Галина Михайловна |
|
Предмет |
химия |
|
Дата проведения урока |
27.02.2018 |
|
№ урока
|
43 |
|
Класс |
8-Б |
|
Тема урока (в соответствии с КТП) |
Химические свойства солей. Генетическая связь. |
|
Целеполагание
|
Способствовать формированию представлений, учащихся об общих химических свойствах солей; создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности. |
|
Тип урока |
Комбинированый |
|
Планируемые результаты |
ФК ГОС (8-11кл.) Знать/понимать: Ø об общих химических свойствах, характерных для класса солей; Ø о правилах техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; уметь : Ø составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства солей; Ø проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства класса соли; Ø делать выводы из наблюдений; Ø составлять цепочки уравнений по генетическому ряду; Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
|
Оборудование |
Учебник, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки - инструкции, мультимедиа средства, Реактивы: гранулы цинка, медная проволока, CuSO4, FeСl3, Na2CO3, NaOH, КNO3(р-р), HCl, Na2SO4, BaCl2, NaCl, КNO3(тв.), пробирки, сухое горючее, коллекция «Соли».
|
|
Ход урока |
||
I этап -актуализация знаний
-постановка темы
-постановка цели
|
Здравствуйте! Прошу настроиться на активную работу: думайте, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им, если в этом есть необходимость. А теперь, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Ответы обучающихся) Правильно, на прошлом уроке мы дали понятие, что такое соли и как можно получить их, а также познакомились с номенклатурой солей. Слово «соль» вам знакомо достаточно давно, вы знаете и используете поваренную соль при приготовлении пищи, питьевая сода незаменимый помощник при изготовлении различных кулинарных изделий, и даже в школе одна из солей помогает вам при работе у доски. Вопросы классу: Что такое соли? Существует ли общий принцип составления названия солей? (ответы обучающихся) А сейчас я предлагаю вам выполнить на карточках задание по вариантам. Затем для проверки правильности выполнения, вы обменяетесь работами с соседом. Проверите, друг у друга и выставите оценки. Правильные ответы я вам покажу на слайде.(приложение 1) Задание I варианта: Из предложенного перечня веществ: N2O5, Ca3(PO4)2, Mg, BaSO4, Fe(OH)2, CuCl2, HCl, Fe2O3 выпишите соли и дайте им название. Задание II варианта: Из предложенного перечня веществ: Р2O3, Zn(NO3)2, Si, MgCO3, Na2CO3, Be(OH)2, FeBr2, HF, Al2O3 выпишите соли и дайте им название. (проверка работ через 3-4 минуты с использованием слайда, помощники учителя собирают работы у обучающихся) Итак, мы с вами уже знаем, что соли - это вещества. Но ведь химия изучает не только вещества. Что характерно для каждого вещества? (ответы обучающихся). Правильно, каждое вещество имеет определенные свойства, и химия изучает эти свойства. Что это за свойства? Физические и химические. Да и на практике нам больше необходимы знания о свойствах веществ, чтобы правильно использовать их в быту. Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (ответы обучающихся). Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Химические свойства солей». (работа в тетрадях).
Какова задача нашего урока? (ответы обучающихся) Изучить физические и химические свойства солей |
|
IIэтап - изучение нового материала
-первичное закрепление
|
Вначале рассмотрим с вами физические свойства солей. У вас на столах находится коллекция «Соли». (обучающиеся решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивая, анализируя, осуществляя поиск необходимой информации; работа с презентацией и коллекцией) - Какими физическими свойствами обладают соли? Соли твердые вещества, некоторые имеют характерную окраску, различная растворимость: растворимые, нерастворимые, малорастворимые. - Где можно посмотреть растворимость соли? (таблица растворимости) Теперь рассмотрим химические свойства. Чтобы ответить на вопрос с чем взаимодействуют соли, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Давайте продолжим использовать таблицу, которую вы заполняли на предыдущем уроке (сравнительные свойства классов соединений – приложение2)
1.Изучение химических свойств основных солей. а) взаимодействие солей с металлами, образуется новая соль и металл. б)взаимодействие солей с кислотами, образуется новая кислота и новая соль в)взаимодействие солей с щелочами, образуется нерастворимое основание и соль г)взаимодействие солей с солями, образуются новые соли д)разложение некоторых солей при нагревании На доске появляется алгоритм действий: Соль +Ме новая соль +новый Ме Соль+К. Новая соль+ новая К. Соль + О(р) О(н)+ новая соль Соль+ Соль Новая соль + Новая соль Соль К.оксид+О.оксид
По ходу изучения свойств выполним лабораторный опыт №15. (приложение 3) Тема. Взаимодействие солей с металлами. Цель. Оборудование и реактивы. Прежде чем приступить к работе, повторим правила ТБ. (проговариваются правила ТБ при работе с кислотами и щелочами) (обучающиеся выполняют исследовательскую (лабораторную) работу 5-7 минут) Ход работы. В 1 пробирку налейте сульфат меди и опустите в нее железный гвоздь. Во 2 пробирку налейте _________ железа и опустите в нее медную проволоку. Результаты наблюдений оформите в тетради. Запишите уравнения реакций. В выводе укажите: при каких условиях проходит реакция.
|
|
IIIэтап -Закрепление знаний -подведение итогов |
Если мы посмотрим
на заполненную нами таблицу, увидим что все классы соединений связаны между
собой генетической связью. Среди металлов можно выделить две
разновидности рядов:
Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu
Среди
неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
Ребята, давайте подведем итоги, сегодняшнего урока. |
|
Рефлексия |
Какая цель перед нами стояла? Какие химические свойства солей мы с вами изучили? (ответы обучающихся) – Какую цель мы ставили на уроке? – Вы достигли цели урока? – Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то зеленую. А) Тема урока мне понятна Б) Я знаю химические свойства солей В)Я доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы. -Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! |
|
Домашнее задание |
Параграф , читать.
* Даны цепочки превращений: a) Br2 —> HBr —> NaBr —> NaNO3 б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2 г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3 |
|
Приложение 1.
Задание I варианта: Из предложенного перечня веществ: N2O5, Ca3(PO4)2, Mg, BaSO4, Fe(OH)2, CuCl2, HCl, Fe2O3 выпишите соли и дайте им название.
Задание II варианта: Из предложенного перечня веществ: Р2O3, Zn(NO3)2, Si, MgCO3, Na2CO3, Be(OH)2, FeBr2, HF, Al2O3 выпишите соли и дайте им название.
Приложение 2.
Талица. Сравнительных свойства классов неорганических соединений
Свойства |
Основания |
Кислоты |
Соли |
Действие на индикаторы
|
|
|
|
Взаимодействие с: Металлами Неметаллами |
|
|
|
Взаимодействие с оксидами: кислотными основными |
|
|
|
Взаимодействие с: Кислотами Основаниями |
|
|
|
Взаимодействие с солями
|
|
|
|
Разложение при нагревании
|
|
|
|
Приложение 3.
Лабораторный опыт №15.
Тема. Взаимодействие солей с металлами.
Цель. ..
Оборудование и реактивы…
правила ТБ.
Ход работы.
В 1 пробирку налейте сульфат меди и опустите в нее железный гвоздь.
Во 2 пробирку налейте _________ железа и опустите в нее медную проволоку.
Результаты наблюдений оформите в тетради. Запишите уравнения реакций.
В выводе укажите: при каких условиях проходит реакция.
Самостоятельная работа
Вариант №1
1.Формула соли : А) Na2O Б)СаCO2 В)Н2SO3
2. С каким из соединений будет взаимодействовать ВаСl2 А)SO2 Б)H2SO4 В)Cu
3. Допишите уравнение реакции CuCl2+NaОH
4. Допишите уравнение реакции: СаCО3+HCl
Вариант №2
1.Формула соли : А) Na2O Б)Мg(OН)2 В)К2SO3
2. С каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3 А)HCl Б) СаO В) H2O
3. Напишите реакцию взаимодействия FeCl3+NaOH
4. Допишите уравнение реакции: МgCO3+ H2SO4
Вариант №3 ( для слабых учеников)
1.Формула соли : А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl
2. C каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3 А)Li2О Б) NaOH B)CaO
3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOH
4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2 A)NaОH Б)H2O В)СО2
Вариант №4
1.Формула соли : А) CuO Б)Ba(OН)2 В)К2SiO3
2. С каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3 А)HCl Б) СаO В) H2O
3. Напишите реакцию взаимодействия ZnCl2+NaOH
4. Допишите уравнение реакции: Na2SO3+ H2SO4
Вариант №5
1.Формула соли : А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl
2. C каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3 А)Li2О Б) NaOH B)CaO
3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOH
4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2 A)NaОH Б)H2O В)СО2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.