Химические свойства солей
Оценка 4.6

Химические свойства солей

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
28.02.2018
Химические свойства солей
Способствовать формированию представлений, учащихся об общих химических свойствах солей; создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности.Знать/понимать: об общих химических свойствах, характерных для класса солей;о правилах техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; уметь :составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства солей;
урок 43.docx

План – конспект урока

ФИО учителя

Козина Галина Михайловна

Предмет

химия

Дата проведения урока

27.02.2018

№ урока

 

43

Класс

8-Б

Тема урока  

(в соответствии с КТП)

Химические свойства солей. Генетическая связь.

Целеполагание

                                            

Способствовать формированию представлений, учащихся об общих химических свойствах солей; создание условий для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности.

Тип  урока

Комбинированый

Планируемые результаты

  ФК ГОС (8-11кл.)

Знать/понимать:

Ø об общих химических свойствах, характерных для класса солей;

Ø     о правилах техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

уметь :

Ø    составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства солей;

Ø    проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства класса соли;

Ø    делать выводы из наблюдений;

Ø    составлять цепочки уравнений по генетическому ряду;

Ø        использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни.

Оборудование

Учебник,  реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки - инструкции, мультимедиа средства,

Реактивы: гранулы цинка, медная проволока, CuSO4, FeСl3, Na2CO3, NaOH, КNO3(р-р), HCl, Na2SO4, BaCl2, NaCl, КNO3(тв.), пробирки, сухое горючее, коллекция «Соли».

 

Ход урока

I этап

-актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-постановка темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-постановка цели

 

 

 

 

Здравствуйте! Прошу настроиться на активную работу: думайте, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им, если в этом есть необходимость.  А теперь, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  (Ответы обучающихся)

Правильно, на прошлом уроке мы дали понятие, что такое соли и как можно получить их, а также познакомились с номенклатурой солей.

Слово «соль» вам знакомо достаточно давно, вы знаете и используете поваренную соль при приготовлении пищи, питьевая сода незаменимый помощник при изготовлении различных кулинарных изделий, и даже в школе одна из солей помогает вам при работе у доски.

Вопросы классу: Что такое соли?

  Существует ли общий принцип составления названия солей?

(ответы обучающихся)

А сейчас я предлагаю вам выполнить на карточках задание по вариантам.  Затем для проверки правильности выполнения, вы обменяетесь работами с соседом.  Проверите, друг у друга и выставите оценки.  Правильные ответы я вам покажу на слайде.(приложение 1)

Задание I варианта: Из предложенного перечня веществ: N2O5, Ca3(PO4)2, Mg, BaSO4, Fe(OH)2, CuCl2, HCl, Fe2O3 выпишите соли и дайте им название.

Задание II варианта: Из предложенного перечня веществ: Р2O3, Zn(NO3)2, Si, MgCO3, Na2CO3, Be(OH)2, FeBr2, HF, Al2O3 выпишите соли и дайте им название.

(проверка работ через 3-4 минуты с использованием слайда, помощники учителя собирают работы у обучающихся)

Итак, мы с вами уже знаем, что соли -  это вещества.   Но ведь химия изучает не только вещества.  Что характерно для каждого вещества? (ответы обучающихся).  Правильно, каждое вещество имеет определенные свойства, и химия изучает эти свойства.   Что это за свойства?  Физические и химические. Да и на практике нам больше необходимы знания о свойствах веществ, чтобы правильно использовать их в быту.      Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.  (ответы обучающихся).

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Химические свойства солей». (работа в тетрадях).

 

  Какова задача нашего урока? (ответы обучающихся) Изучить физические и химические свойства солей           

IIэтап

- изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-первичное закрепление

 

 

Вначале рассмотрим с вами физические свойства солей. У вас на столах находится коллекция «Соли».  

(обучающиеся решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивая, анализируя, осуществляя поиск необходимой информации; работа с презентацией и коллекцией)          

- Какими физическими свойствами обладают соли?

Соли твердые вещества, некоторые имеют характерную окраску, различная растворимость: растворимые, нерастворимые, малорастворимые.

- Где можно посмотреть растворимость соли?  (таблица растворимости)

   Теперь рассмотрим химические свойства. Чтобы ответить на вопрос с чем взаимодействуют соли, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Давайте продолжим использовать таблицу, которую вы заполняли на предыдущем уроке (сравнительные свойства классов соединений – приложение2)

 

1.Изучение  химических свойств основных солей.

а) взаимодействие солей  с металлами,  образуется новая соль и металл.

 б)взаимодействие солей с кислотами, образуется новая кислота и новая соль

в)взаимодействие солей с щелочами, образуется нерастворимое основание и соль

г)взаимодействие  солей с солями, образуются новые соли

д)разложение некоторых солей при нагревании

На доске появляется алгоритм действий:

Соль +Ме            новая соль +новый Меhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sKr8gxHkuPIkV8IpA0-0SRQ&rev=1&h=2&w=40&ac=1

Соль+К.               Новая соль+ новая К.https://docs.google.com/drawings/image?id=s1oyy4zHp7MLvSFRsAMs56A&rev=1&h=2&w=26&ac=1

Соль + О(р)         О(н)+ новая сольhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sruGiRBlLOEMrmIym5twjog&rev=1&h=2&w=26&ac=1

Соль+ Соль         Новая соль + Новая сольhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s66SO4GpeTE-pVQ6stEjRTw&rev=1&h=2&w=26&ac=1

Соль                     К.оксид+О.оксид

 

По ходу изучения свойств выполним лабораторный опыт №15.   (приложение 3)

Тема. Взаимодействие солей с металлами.

Цель.

Оборудование и реактивы.

Прежде чем приступить к работе, повторим правила ТБ. (проговариваются правила ТБ при работе с кислотами и щелочами)  (обучающиеся выполняют исследовательскую (лабораторную) работу 5-7 минут)

Ход работы.

В 1 пробирку налейте сульфат меди и опустите в нее железный гвоздь.

Во 2 пробирку налейте _________ железа и опустите в нее медную проволоку.

Результаты наблюдений оформите в тетради. Запишите уравнения реакций.

В выводе укажите: при каких условиях проходит реакция.

 

 

IIIэтап

-Закрепление знаний

-подведение итогов

 

Если мы посмотрим на заполненную нами таблицу, увидим что все классы соединений связаны между собой генетической связью.  Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.

 

 


2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:

Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu

 

 

 

 

 

 

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль. Например:

 P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.

 

 

 


2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид—неметалл.Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.

 

 

 

 

 

 

Ребята, давайте подведем итоги, сегодняшнего урока.

Рефлексия

Какая цель перед нами стояла?  Какие химические свойства солей мы с вами изучили?  (ответы обучающихся)

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то зеленую.

А) Тема урока мне  понятна

Б) Я знаю химические свойства солей

В)Я  доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно

Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.

-Сегодня вы хорошо поработали.  Молодцы! 

Домашнее задание

Параграф     , читать.

 

* Даны цепочки превращений:

a) Br2 —> HBr —> NaBr —> NaNO3

б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —> FeO —> Fe

в) CaCO3 —> CaO —> CaC2 —> C2H2

г) Si —> SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 Задание I варианта: Из предложенного перечня веществ: N2O5, Ca3(PO4)2, Mg, BaSO4, Fe(OH)2, CuCl2, HCl, Fe2O3 выпишите соли и дайте им название.

Задание II варианта: Из предложенного перечня веществ: Р2O3, Zn(NO3)2, Si, MgCO3, Na2CO3, Be(OH)2, FeBr2, HF, Al2O3 выпишите соли и дайте им название.

 

 Приложение 2.

Талица. Сравнительных свойства классов неорганических соединений

Свойства

Основания

Кислоты

Соли

Действие на индикаторы

 

 

 

 

Взаимодействие с:

Металлами

Неметаллами

 

 

 

Взаимодействие с оксидами:

кислотными

основными

 

 

 

Взаимодействие с:

Кислотами

Основаниями

 

 

 

Взаимодействие с солями

 

 

 

 

Разложение при нагревании

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Лабораторный опыт №15.

Тема.  Взаимодействие солей с металлами.

Цель. ..

Оборудование и реактивы…

правила ТБ.

Ход работы.

В 1 пробирку налейте сульфат меди и опустите в нее железный гвоздь.

Во 2 пробирку налейте _________ железа и опустите в нее медную проволоку.

Результаты наблюдений оформите в тетради. Запишите уравнения реакций.

В выводе укажите: при каких условиях проходит реакция.

 

 

 

Самостоятельная работа  

Вариант №1

1.Формула соли :  А) Na2O Б)СаCO В)Н2SO3

2. С каким из соединений будет взаимодействовать ВаСlА)SO2 Б)H2SO4 В)Cu

3.  Допишите уравнение реакции CuCl2+NaОH     https://docs.google.com/drawings/image?id=skFJZlPrp8WDDqGIVVknozw&rev=1&h=2&w=34&ac=1

4. Допишите уравнение реакции: СаCО3+HCl               https://docs.google.com/drawings/image?id=sKFQLFsWdWNxINo4PKHtRJQ&rev=1&h=2&w=34&ac=1

Вариант №2

1.Формула соли :  А) Na2O Б)Мg(OН) В)К2SO3

2. С  каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3  А)HCl Б) СаO В) H2O

3.  Напишите реакцию взаимодействия  FeCl3+NaOH https://docs.google.com/drawings/image?id=sAgyQBa91_PDBPrrsqoK8AQ&rev=1&h=2&w=33&ac=1

4. Допишите уравнение реакции: МgCO3+ H2SO4            https://docs.google.com/drawings/image?id=sxmf-2VD45JIOStmyIBiU_A&rev=1&h=2&w=33&ac=1

Вариант №3    ( для слабых учеников)

1.Формула  соли :  А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl

2. C  каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3  А)Li2О Б) NaOH B)CaO

3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOHhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sSTPSpqH1gH42WR6Cu5O4zQ&rev=1&h=2&w=33&ac=1

4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2   A)NaОH  Б)H2O  В)СО2

Вариант №4

1.Формула соли :  А) CuO Б)Ba(OН) В)К2SiO3

2. С  каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3  А)HCl Б) СаO В) H2O

3.  Напишите реакцию взаимодействия  ZnCl2+NaOH https://docs.google.com/drawings/image?id=sy63q0zmfS6cIzYlmCZUnbA&rev=1&h=2&w=33&ac=1

4. Допишите уравнение реакции: Na2SO3+ H2SO4            https://docs.google.com/drawings/image?id=soH3Ho1BuIfEv4m4YrEE7Qw&rev=1&h=2&w=33&ac=1

Вариант №5  

1.Формула  соли :  А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl

2. C  каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3  А)Li2О Б) NaOH B)CaO

3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOHhttps://docs.google.com/drawings/image?id=siqZ-4C-4OZuguHtRgY411w&rev=1&h=2&w=33&ac=1

4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2   A)NaОH  Б)H2O  В)СО2

 

 

 

 

 


 

План – конспект урока

План – конспект урока

Здравствуйте! Прошу настроиться на активную работу: думайте, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им, если в этом есть необходимость

Здравствуйте! Прошу настроиться на активную работу: думайте, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им, если в этом есть необходимость

Вначале рассмотрим с вами физические свойства солей

Вначале рассмотрим с вами физические свойства солей

III этап -Закрепление знаний -подведение итогов

III этап -Закрепление знаний -подведение итогов

Приложение 1. Задание I варианта:

Приложение 1. Задание I варианта:

Самостоятельная работа Вариант №1 1

Самостоятельная работа Вариант №1 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018