ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА IIII СТУПЕНЕЙ №18»
Мультимедийное сопровождение бинарного урока
химии и математики
Учитель химии:
Гонтарь Ольга Владимировна
Учитель математики:
Карпенко Антонина Михайловна
Эпиграф урока:
Если ты дашь человеку рыбу, то он будет сыт один раз;
Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно;
Если ты рассчитываешь на 10 лет, то сажай дерево;
Если ты рассчитываешь на 100 лет, то обучай народ.
Народная мудрость
1
закрепить умение решать экспериментальные задачи, соблюдая
правила ТБ;
решать разные типы расчетных задач с применением
математических методов;
учиться анализировать задачи и планировать ответ;
проявлять настойчивость в преодолении трудностей;
повторить материал по химии и математике для успешной
подготовки к семестровой контрольной работе и Государственной
итоговой аттестации.
3
m
m
в ва
р ра
100%
m
в ва
?
m
р ра
?
m
M
m
?
M
?
,
где V
m
22,4 /
л моль
V
?
W
в ва
V
V
m
N
Nмоль
,
A
где N
6,02 10
23
A
1
;(
моль
1
)
?
N
4
1. Внимательно прочитать текст задачи, стараясь понять ее суть.
2. Выполнить химическую часть задачи:
условие
составить уравнение реакции;
записать
задачи,
обозначения физикохимических величин;
провести
условию задачи;
исследовать текст задачи;
наметить план решения задачи.
вспомогательных
запись
используя
общепринятые
величин,
согласно
•
•
•
•
•
•
•
•
•
3. Выполнить математическую часть задачи:
подобрать наиболее рациональный способ решения;
провести необходимые расчеты;
осуществить
полученного
(правильность хода выполненного решения);
записать ответ.
проверку
результата
5
Соблюдая правила ТБ, проведите качественную реакцию на
соляную кислоту и определите ее массу, если известно, что в
результате реакции получили 1,505∙1023 молекул осадка.
Дано:
N AgCl
(
m HCl
) ?
(
) 1,505 10
23
?
m
HCl AgNO
3
реакция обмена
23
1.505 10
AgCl
HNO
3
m
M
;
Решение:
N
N
;
A
1.
(
AgClмоль
)
1,505 10
23
23
1
1
4
0,25
.
6,02 10
моль
(
)
HCl
(
2. По
уравнению:
3.
Mмоль
m HClг
(
(
m HCl
)
Ответ:
0,25
) 9,125
г моль
36,5 /
) 0,25
AgNOмоль
3
г
9,125
8
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурец,
Не заправишь холодец.
Я не только лишь в еде –
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив – говорит:
Это …
(НАТРИЯ ХЛОРИД)
9
Iрр
IIрр
30%
10%
IIIрр
600г
15%
№ рра
m рра, г
W вва
m вва, г
1
2
3
x
600x
600
0,3 (30%)
0,3x
0,1 (10%)
0,1(600x)
0,15 (15%)
600∙0,15
№ рра
m рра, г
W вва
m вва, г
1
2
3
x
y
600
30%
10%
15%
30x
10y
10
Для получения раствора хлорида калия KCl необходимое количество
карбоната калия K2CO3 растворили в 8% растворе соляной кислоты.
Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
Дано:
W HCl
(
) 8%
K CO HCl
2
3
KCl H CO
2
p
3
CO
2
H O
2
W KCl
) ?
(
1)
Пусть m
Решение
8%
HCl
m
р ра
m
в ва
р ра
100
г
Wг
в ва
100 8% 8
г
2) По уравнению реакции определим массу
вступившего во взаимодействие K2CO3 и массы
получившихся KCl и CO2:
m xг
K CO
2
3
1
моль
138 /
Mг моль
138
mг
г
8
2
HCl
2
моль
Mг моль
36,5 /
mг
73
M
m yг
2
KCl
2
моль
г моль
74,5 /
г
148
m
2
m z
H O CO
2
моль
1
44 /
Mг моль
mг
44
11
3)
Составим пропорции
:
3
xг K CO
138
2
3
г K CO
3
2
138 8
т K CO
73
взаимодействует с
8
г HCl по условию
взаимодействует с
73
г HCl по уравнению
(
(
)
xг
15,12
2
3
(
г HCl дает y г KCl по условию
8
73
г HCl дает
8 149
т KCl
yг
73
16,33
149
(
)
г KCl по уравнению
)
2
(
8
г HCl дает z г CO по условию
г HCl дает
73
44 8
т CO
73
4,82
zг
44
(
2
2
г CO по уравнению
)
)
)
12
4)
ОпределимW KCl в растворе полученном добавлением необходимого
)
количества K CO к
100 8%
,
.
раствора HCl
г
(
2
3
W KCl
(
)
(
m KCl
m
конечн р ра
.
)
100%
m
конечн р ра
.
m
(
р ра
HCl m K CO
3
)
(
2
)
m COг
2
(
) 100
W KCl
(
)
16,33
110,3
100% 14,8%
Ответ W KCl
) 14,8%
(
:
г
15,12
г
4,82
г
110,3
13
Давайте проанализируем удалось ли нам достичь поставленных
целей:
• закрепить и усовершенствовать умение решать разные типы
задач?
• подготовиться к семестровой контрольной работе?
• обобщить теоретический материал по темам, изучаемым
в 9 классе?
• установить межпредметные связи между химией и
математикой?
14
• решить две задачи по выбору (задачу на растворы оформить
в тетрадях по математике; задачу с использованием понятия
«количество вещества» оформить в тетрадях по химии);
• повторить по химии §15;
• подготовиться к практической работе по §16;
• принести халат.
15
«Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами,
Не разлучайте этих двух подруг».
(М. Алигер)
ЖЕЛАЕМ ВАМ И ВСЕМ ПРИСУТСТВУЮЩИМ:
чтить и соблюдать законы сохранения массы и энергии, ибо,
сколько в одном месте убавится, столько в другом прибавится;
быть катализатором во всех полезных делах, жить в гармонии с
окружающим миром;
вступать в экзотермические реакции обмена с окружающими;
проявлять окислительновосстановительный характер
в добывании знаний.
16