химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6437-neorganicheskie-kisloty.docx

Технологическая карта урока по химии для 8 классов.

Тема урока — «Кислоты ». 

Класс – 8класс 

Тип урока: урок изучения нового материала

УМК: О.С. Габриелян 

Место темы в структуре учебного курса: Глава 3 . Соединения химических элементов. Урок № 4 «Кислоты».

Методы обучения: по степени активности познавательной деятельности; проблемной; частично – поисковый.

По источникам получения знаний: словесный ( беседа), наглядный, практический.

Форма организации занятия: с постановкой проблемной ситуации.

(фронтальная, групповая, индивидуальная).

Оборудование:  компьютер  и проектор  для демонстрации презентации  к уроку,  набор оборудования и химических реактивов для проведения ученического опыта и демонстративного эксперимента, таблица растворимости, ПСХЭ, таблица  для контроля и оценки учащимися своих образовательных результатов (лист оценки, с критериями оценки). Оборудование и химические реактивы для проведения ученического эксперимента:

Цель: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ: выяснить их состав, строение формул, принцип их номенклатуры,  классификации и свойствах (изменение цвета индикаторов в кислой среде), выяснить их  нахождение в природе  и применение.

 

Задачи:

·         Обучающие: продолжить формировать понятия об основных классах неорганических соединений, на примере кислот; организовать деятельность учащихся по изучению строения, номенклатуры, состава формулы, классификации, свойств и применения кислот; закрепление практических умений и навыков при  работе  с химическими веществами

 

  • Развивающие: стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека; работать в парах (проведение опыта по предложенному плану); развивать умение логически мыслить, решать проблемные задачи; оценивать эффективность своей работы.

 

·         Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихсяформирование локальной научной картины мира;  воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.

 

Планируемые результаты урока: 

Предметные

При удачном изучении  материал урока учащиеся 8 классов смогут дать определение классу кислоты; определят  и выведут правило  номенклатуры   неорганических  кислот; высчитают формулу для кислот с чётной валентностью ( этот метод позволит учащимся не зазубривать материал, а использовать логическое мышление при составлении формул);  смогут классифицировать кислоты; выявят общие свойства кислот и сопоставят с их строением; определят область применения кислот и их нахождение в природе.      

 

 

 

 

 

 

Метапредметные: формирование УУД

Личностные : продолжат формировать   учебно – познавательный  интереса к изучаемому предмету.

Регулятивные: продолжат формировать умение планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринемать предложения сверстников и учителей.

Коммуникативные:  грамотно и последовательно строить собственные высказывания; договариваться о совместной деятельности  при работе в группах.

 

 

Этап урока

цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.   Организационный момент.

2.  Мобилизующий этап

Создать мотивацию к учебной деятельности

На доске записан девиз урока:

"Per aspera ad Astra". Или

"Через тернии к звездам"

Приветствие учащихся ; фиксирование отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания и психологического настроя на проведение урока. Разъясняет смысл приведённого девиза урока.

Приветствуют учителя; готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на его проведение .

3. Актуализация знаний. и проверка домашнего задания.

 

Актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. Проверка домашнего задания и устранение ошибок.

1. Из списка веществ выберите и назовите формулы оксидов и оснований.

MO, NaOH, H2S, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3.

2. Вопросы:

·  Какие классы неорганических веществ мы изучили?

· Какие вещества (соединения)называются оксидами?

· Как выставить степень окисления в оксидах?

· Какие вещества назы-ваются основания?

Проверяет и устраняет ошибки у учащихся  в  домашнем задании. ( вызов учащегося к доске).

Актуализирует знания учащихся по пройденной теме.

Проверяют правильность своего задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выслушивают и исправляют  ответы своих одноклассников.

 

4. Формулирование темы и цели урока.

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели  и задачи на уроке.

Вопрос

·  Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему)

На слайде №1 картинки с фруктами ,  пищевыми кислотами , молочно – кислые продукты.

Вопрос

Все вещества на слайде содержат в себе новую группу веществ, кото-рую мы ещё не знаем. Вкус у них одинаковый и его можно назвать одним прилагательным. Они все какие …?

Как вы думаете как называется  новый класс веществ и наша тема урока?

Формирует проблемную ситуацию. Задает вопросы.

Думают и отвечают на вопросы

(Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.).

 

 

 

Знакомятся с наглядным материалом слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Кислые)

 

 

 

Тема урока – кислоты.

5. Совместное открытие новых знаний.

1.5 состав кислот и определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Название кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 выведение формулы кислот с чётной степенью окисления кислотообразующего элемента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5. классификация кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  5.5. Проверка правил техники безопасности

 

 

6.5. свойства кислот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.5. использование и нахождение кислот.

 

Формирование системно-информационного анализа, развитие умений анализировать, определять закономерности в строении кислот и их названии. Определение свойств кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование наблюдательности, исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной деятельности  в области применения и нахождения кислот.

На доске формулы кислот:

H2SO4, HCL, H2S, HNO3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске:

 

H2SO4 (серная кислота), HNO3 (азотная кислота).

 

 

На доске выводится правило:

1. Название кислоты = Название  кисло – тообразующего элемента +   ая    + слово кислота.

 

2. Название кислоты =  кислотообразующего элемента + водород +   ая      + кислота.

 

 Записать и назвать  следующие кислоты: H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.

H2S, HCl, HBr.

 

 

 

На доске написаны формулы кислот:

H2SO4, H2CO3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписываем на до-ску остатки:SO4 -2, CO3-2, SiO3-2, PO4-3.

S-2, Cl-, Br-.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правила техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал по применению кислот и нахождению в природе.

Беседа с постановкой проблемных ситуаций. Вопросы

Что общего в формулах приведённых кислот и чем они различаются?

     Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение).

 

 

 

 

 

 

 

В параграфе 21 найдём названия для наших кислот и запишем их на доске. (вызывает учащегося к доске).

Разберём названия кислот по частям : выделим корень, окончание. И выясним по какому принципу дается название кислот?

 

 

 

 

 

 

 

Назовите кислоты

Пользуясь выдвинутой схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает изучить зависимость состава от валентности кислотообразующего элемента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите формулу для кремневой кислоты; оловянной кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В изученных кислотах (H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.

H2S, HCl, HBr.)

выделите и рассмотрите кислотные остатки. Определим их заряды по количеству ионов водорода в кислотах.

Изучите состав и на основании состава классифицируйте кислоты.

 

 

 

 

Напоминает правила безопасности  работы с реактивами.

 

 

 

 

Определите изменение окраски индикаторов на выданные вам кислоты и пищевые продукты ( кусочки лимона и апельсина). Сделайте вывод о изменении окраски индикатора. Почему во всех случаях цвет индикатора изменился одинаково?

В состав основания то же входит водород. Как изменится окраска в присутствии гидроксида натрия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбивает учащихся на группы. Раздаёт раздаточный материал.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

(В состав входит водород)

 

 

 

 

 

 

Кислота – это вещество, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

 

 

 

 

 

 

 

Ищут названия в книге и записывают  их в тетрадях.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают названия кислот пользуясь схемой.

 

 

 

 

Изучают формулы , делают обобщение и выводят формулу для  кислот , с чётной валентностью кислотообразующих элементов.

2ЭОвалентность  + 1)

                         2

валентность кислотообразующего элемента.

 

 

Записывают в тетрадях

количество кислорода подсчитываем по формуле:

n = валент.  элемента  + 1;

                  2

(Для кремневой кислоты   4 + 1=3

                  2 H2SiO3,

Для оловянной кислоты   4 + 1 =3   

                2                      H2SnO3.)

 

 

 

 

Выписывают остатки, определяют заряды остатков, разбивают  кислоты на 2 группы. (на кислородосодержащие и кислородосодержащие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила техники безопасности.

 

 

 

 

Выполняют  лабораторный опыт по инструктивным карточкам и оформляют отчет.

Наблюдают за изменение окраски лакмуса на красный, метиловый оранжевый на красно – разовую.

 

 

 

 

(В состав всех кислот входит водород)

 

 

Проверяют окраску индикаторов при добавлении щёлочи. ( NaOH).

Наблюдают изменение окраски метилового оранжевого с оранжевого на жёлтый, лакмуса на синий.

 

Делают вывод, что свойства вещества зависят не только от состава , но и о строении.

 

Составляют наглядное пособие,  основываясь на раздаточном материале, по использовании кислот и  нахождению их в природе.

6. Физ-минутка

 

 

 

 

7.Закрепление изученного материала

Закрепить полученные знания в виде синквейна.

Составление синквейна

Предлагает составить 

Синквейн на тему «Кислоты» 

Составляют синквейн и записывают его в тетрадях.

8. Домашнее задание

Закрепление пройденного материала.

Выучить §21 упр 1, 3. Творческое задание «Какие  растения могут заменить химические индикаторы?».

Задаёт домашнее задание .

Выбирают задания к следующему уроку. 

Записывают задание. 

9. Рефлексия

Создать  условия для заключительной рефлексии. Выставление  оценки за урок совместными усилиями.

Вопросы окончательной рефлексии:

я познакомился (ась) с ...

было непросто с  ...

я добился (ась)  ...

у меня получилось ...

у меня не получилось  ...

на уроке я узнал (ла) ...

на уроке мне особенно запомнилось ...


Выставляет оценки учащимся исходя из оценки за домашнее задание, работу в группе, работу у доски, ответы на вопросы, активность в работе на уроке. Выводится средняя оценка.

Оценивают свою работу  на уроке и работу сверстников в группе.

 Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Карточка для проведения ученического опыта.

Формула и название кислот

Индикаторы

Фенол- фталеин

Лакмус

метиловый оранжевый

Универсальная индикаторная бумага и значение рН.

Соляная кислота

 

 

 

 

Серная кислота

 

 

 

 

Фосфорная кислота

 

 

 

 

Азотная кислота

 

 

 

 

Уксусная кислота

 

 

 

 

Сок лимона

 

 

 

 

Сок апельсина

 

 

 

 

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (раствор индикаторов в кислой среде меняет окраску. (в основном разные оттенки красного).универсальная индикаторная бумага может показать силу кислот( её рН). Лимонная кислота сильнее апельсиновой.) Свойства веществ зависит не только от качественного состава, но и от строения молекулы.

 

 

 


 

Посмотрите также