Технологическая карта урока по химии для 8 классов.
Тема урока — «Кислоты ».
Класс – 8класс
Тип урока: урок изучения нового материала
УМК: О.С. Габриелян
Место темы в структуре учебного курса: Глава 3 . Соединения химических элементов. Урок № 4 «Кислоты».
Методы обучения: по степени активности познавательной деятельности; проблемной; частично – поисковый.
По источникам получения знаний: словесный ( беседа), наглядный, практический.
Форма организации занятия: с постановкой проблемной ситуации.
(фронтальная, групповая, индивидуальная).
Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации к уроку, набор оборудования и химических реактивов для проведения ученического опыта и демонстративного эксперимента, таблица растворимости, ПСХЭ, таблица для контроля и оценки учащимися своих образовательных результатов (лист оценки, с критериями оценки). Оборудование и химические реактивы для проведения ученического эксперимента:
Цель: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ: выяснить их состав, строение формул, принцип их номенклатуры, классификации и свойствах (изменение цвета индикаторов в кислой среде), выяснить их нахождение в природе и применение.
Задачи:
· Обучающие: продолжить формировать понятия об основных классах неорганических соединений, на примере кислот; организовать деятельность учащихся по изучению строения, номенклатуры, состава формулы, классификации, свойств и применения кислот; закрепление практических умений и навыков при работе с химическими веществами
· Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся; формирование локальной научной картины мира; воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты урока:
Предметные
При удачном изучении материал урока учащиеся 8 классов смогут дать определение классу кислоты; определят и выведут правило номенклатуры неорганических кислот; высчитают формулу для кислот с чётной валентностью ( этот метод позволит учащимся не зазубривать материал, а использовать логическое мышление при составлении формул); смогут классифицировать кислоты; выявят общие свойства кислот и сопоставят с их строением; определят область применения кислот и их нахождение в природе.
Метапредметные: формирование УУД
Личностные : продолжат формировать учебно – познавательный интереса к изучаемому предмету.
Регулятивные: продолжат формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринемать предложения сверстников и учителей.
Коммуникативные: грамотно и последовательно строить собственные высказывания; договариваться о совместной деятельности при работе в группах.
|
Этап урока |
цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Организационный момент. 2. Мобилизующий этап |
Создать мотивацию к учебной деятельности |
На доске записан девиз урока: "Per aspera ad Astra". Или "Через тернии к звездам" |
Приветствие учащихся ; фиксирование отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания и психологического настроя на проведение урока. Разъясняет смысл приведённого девиза урока. |
Приветствуют учителя; готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на его проведение . |
|
3. Актуализация знаний. и проверка домашнего задания.
|
Актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме. Проверка домашнего задания и устранение ошибок. |
1. Из списка веществ выберите и назовите формулы оксидов и оснований. MO, NaOH, H2S, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3. 2. Вопросы: · Какие классы неорганических веществ мы изучили? · Какие вещества (соединения)называются оксидами? · Как выставить степень окисления в оксидах? · Какие вещества назы-ваются основания? |
Проверяет и устраняет ошибки у учащихся в домашнем задании. ( вызов учащегося к доске). Актуализирует знания учащихся по пройденной теме. |
Проверяют правильность своего задания. Отвечают на вопросы учителя. Выслушивают и исправляют ответы своих одноклассников.
|
|
4. Формулирование темы и цели урока. |
формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели и задачи на уроке. |
Вопрос · Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему) На слайде №1 картинки с фруктами , пищевыми кислотами , молочно – кислые продукты. Вопрос Все вещества на слайде содержат в себе новую группу веществ, кото-рую мы ещё не знаем. Вкус у них одинаковый и его можно назвать одним прилагательным. Они все какие …? Как вы думаете как называется новый класс веществ и наша тема урока? |
Формирует проблемную ситуацию. Задает вопросы. |
Думают и отвечают на вопросы (Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.).
Знакомятся с наглядным материалом слайда.
(Кислые)
Тема урока – кислоты. |
|
5. Совместное открытие новых знаний. 1.5 состав кислот и определение.
2.5 Название кислот.
3.5 выведение формулы кислот с чётной степенью окисления кислотообразующего элемента.
4.5. классификация кислот.
5.5. Проверка правил техники безопасности
6.5. свойства кислот
7.5. использование и нахождение кислот.
|
Формирование системно-информационного анализа, развитие умений анализировать, определять закономерности в строении кислот и их названии. Определение свойств кислот.
Формирование наблюдательности, исследовательской деятельности.
Развитие познавательной деятельности в области применения и нахождения кислот. |
На доске формулы кислот: H2SO4, HCL, H2S, HNO3.
На доске:
H2SO4 (серная кислота), HNO3 (азотная кислота).
На доске выводится правило:
Записать и назвать следующие кислоты: H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4. H2S, HCl, HBr.
На доске написаны формулы кислот: H2SO4, H2CO3.
Выписываем на до-ску остатки:SO4 -2, CO3-2, SiO3-2, PO4-3. S-2, Cl-, Br-.
правила техники безопасности.
Раздаточный материал по применению кислот и нахождению в природе. |
Беседа с постановкой проблемных ситуаций. Вопросы Что общего в формулах приведённых кислот и чем они различаются? Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение).
В параграфе 21 найдём названия для наших кислот и запишем их на доске. (вызывает учащегося к доске). Разберём названия кислот по частям : выделим корень, окончание. И выясним по какому принципу дается название кислот?
Назовите кислоты Пользуясь выдвинутой схемы.
Предлагает изучить зависимость состава от валентности кислотообразующего элемента.
Запишите формулу для кремневой кислоты; оловянной кислоты.
В изученных кислотах (H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4. H2S, HCl, HBr.) выделите и рассмотрите кислотные остатки. Определим их заряды по количеству ионов водорода в кислотах. Изучите состав и на основании состава классифицируйте кислоты.
Напоминает правила безопасности работы с реактивами.
Определите изменение окраски индикаторов на выданные вам кислоты и пищевые продукты ( кусочки лимона и апельсина). Сделайте вывод о изменении окраски индикатора. Почему во всех случаях цвет индикатора изменился одинаково? В состав основания то же входит водород. Как изменится окраска в присутствии гидроксида натрия?
Разбивает учащихся на группы. Раздаёт раздаточный материал. |
Отвечают на вопросы.
(В состав входит водород)
Кислота – это вещество, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Ищут названия в книге и записывают их в тетрадях.
Записывают в тетрадь
Дают названия кислот пользуясь схемой.
Изучают формулы , делают обобщение и выводят формулу для кислот , с чётной валентностью кислотообразующих элементов. (Н2ЭОвалентность + 1) 2 валентность кислотообразующего элемента.
Записывают в тетрадях количество кислорода подсчитываем по формуле: n = валент. элемента + 1; 2 (Для кремневой кислоты 4 + 1=3 2 H2SiO3, Для оловянной кислоты 4 + 1 =3 2 H2SnO3.)
Выписывают остатки, определяют заряды остатков, разбивают кислоты на 2 группы. (на кислородосодержащие и кислородосодержащие).
Вспоминают правила техники безопасности.
Выполняют лабораторный опыт по инструктивным карточкам и оформляют отчет. Наблюдают за изменение окраски лакмуса на красный, метиловый оранжевый на красно – разовую.
(В состав всех кислот входит водород)
Проверяют окраску индикаторов при добавлении щёлочи. ( NaOH). Наблюдают изменение окраски метилового оранжевого с оранжевого на жёлтый, лакмуса на синий.
Делают вывод, что свойства вещества зависят не только от состава , но и о строении.
Составляют наглядное пособие, основываясь на раздаточном материале, по использовании кислот и нахождению их в природе. |
|
6. Физ-минутка |
|
|
|
|
|
7.Закрепление изученного материала |
Закрепить полученные знания в виде синквейна. |
Составление синквейна |
Предлагает составить Синквейн на тему «Кислоты» |
Составляют синквейн и записывают его в тетрадях. |
|
8. Домашнее задание |
Закрепление пройденного материала. |
Выучить §21 упр 1, 3. Творческое задание «Какие растения могут заменить химические индикаторы?». |
Задаёт домашнее задание . |
Выбирают задания к следующему уроку. Записывают задание. |
|
9. Рефлексия |
Создать условия для заключительной рефлексии. Выставление оценки за урок совместными усилиями. |
Вопросы окончательной рефлексии: я познакомился
(ась) с ... |
Выставляет оценки учащимся исходя из оценки за домашнее задание, работу в группе, работу у доски, ответы на вопросы, активность в работе на уроке. Выводится средняя оценка. |
Оценивают свою работу на уроке и работу сверстников в группе. Отвечают на вопросы |
Карточка для проведения ученического опыта.
|
Формула и название кислот |
Индикаторы |
|||
|
Фенол- фталеин |
Лакмус |
метиловый оранжевый |
Универсальная индикаторная бумага и значение рН. |
|
|
Соляная кислота |
|
|
|
|
|
Серная кислота |
|
|
|
|
|
Фосфорная кислота |
|
|
|
|
|
Азотная кислота |
|
|
|
|
|
Уксусная кислота |
|
|
|
|
|
Сок лимона |
|
|
|
|
|
Сок апельсина |
|
|
|
|
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (раствор индикаторов в кислой среде меняет окраску. (в основном разные оттенки красного).универсальная индикаторная бумага может показать силу кислот( её рН). Лимонная кислота сильнее апельсиновой.) Свойства веществ зависит не только от качественного состава, но и от строения молекулы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.