химия

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11677-podgruppa-kisloroda.docx

Конспект урока химии «Подгруппа кислорода» (9 класс)

 

Цель:  Дать общую характеристику элементов VI группы на основе положения в периодической системе -  строение атомов, свойства, применение, основные соединения

Задачи:

Образовательная. Формировать знания обучающихся по теме неметаллы, дать понятие о халькогенах, их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах,  значении и применении, уметь  применять полученные знания и умения на практике.

Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам шестой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованным этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии,  навыки работы с дополнительной литературой,  материалами Интернета.

Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки обучающихся.

 

Этап урока

Деятельность

Результат взаимодействия

учителя

ученика

1. Организационный

Задачи урока: Подготовить учащихся к уроку Методы: Словесный.

Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание.

Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку.

Полная готовность класса к уроку, организация внимания.

2. Постановка цели и задач

Задачи урока: Организовать и направить познавательную деятельность, сформулировать за дачи урока

Методы: Эвристическая беседа

Наводит на значимость новых знаний в  жизненно-познавательном опыте, объясняет микроцели урока.

Сообщает тему, цели, задачи

Тема: Халькогены

Цель:  Дать общую характеристику халькогенов. Охарактеризовать  элементы VI группы на основе положения в периодической системе элементов,  рассмотреть и сформировать знания о строении атомов, свойствах халькогенов.

- дайте известные нам общие названия подгрупп химических элементов:

·         благородные или инертные газы;

·         щелочные металлы;

·         щелочноземельные металлы;

·         галогены.

- общее название элементов главной подгруппы VI группы – «халькогены»  в переводе  с греческого обозначает «рождающие руды»

-Какие элементы образуют эту подгруппу?

Слушают, записывают тему урока, в тетрадь, вспоминают алгоритм работы по характеристике групп, формулируют задачи.

 

 

 

 

 

Записывают элементы

Сформулированы учебные задачи.

3. Актуализация знаний.

Задачи урока: активизировать познавательную деятельность.

Методы:                 словесно-наглядный.

1.Общее строение атома, сходство – различие.

2.Простые вещества, которые образуют халькогены (Строение, физические свойства)

3.Названия веществ ( найти в учебнике  § 21. стр 129 и стр.133 §22 )

- названия же элементов получили:                                              Телур                                                                                         Селен                                                                                   Полоний – в честь

4.Демонстрирует пирит, серу и порошок серы.

5. Что общего в строении данных элементов, почему они находятся в VI группе.

К доске вызываются обучающиеся записывают элементы:

О +8 ))                           НеМе свойства  ослабевают

S +16 )))                        Радиус атома увеличивается

Sе + 34 ))))                           + 2е ®Эл2-

Те +52 )))))

Ро +84 ))))))

Проявляют интерес, анализируют вопросы, понимают значимость приобретаемых знаний.

Активизация познавательной деятельности обучающихся.

4. Изучение новых знаний.

Задачи урока а)Дать характеристику халькогенов как химических элементов по составу, строению, свойствам

Методы: Словесный: беседа

б)Дать характеристику халькогенов и их соединений по составу, строению, свойствам, действию на организм.

Методы: Словесно-наглядно-практический.

 в). Повторить понятие «флотация».

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Организует деятельность, контролирует, корректирует.

- вспомним виды химической связи

- у халькогенов вид связи (ковалентная)

- рассчитаем молекулярный вес простых веществ серы и кислорода и сравним с массой воздуха Мвозд. = 29 г/моль

М ( О2) =     32 г/ моль           по физ.свойствам это газ

М ( S8 ) =  256 г/моль      по физ.свойствам это тв. вещество.

- растворим ли кислород в воде?

- какая кристаллическая решетка у халькогенов

А что такое сера?  заслушаем сообщения обучающихся.

Работают по алгоритму, делают краткие записи в тетради, отвечают на вопросы.

Называют виды химической связи

Определяют вес веществ.

Зачитывают сообщение

Решетка молекулярная.

Составлена характеристика халькогенов как химических элементов по составу, строению и свойствам.

Организует деятельность по работе у доски

рассмотрим химические свойства:

1. С металлами:                                                                                    Nа + S ®                                                                                          Cu + О2 ®                                                                                        Fе  + S  ®                                                                                           AI + О2 ®                    

(не забудьте уравнять реакции)

2. С неметаллами:      Н2  + О2 ®                                               Н2S  ®   

-   ребята, в результате взаимодействия серы с водородом получает сероводород сильно ядовитый газ

Выполняется работа у доски Работают с учебником, анализируют запись и делают вывод.

Составлена характеристика халькогенов и их соединений по строению, составу, действию ан организм.

Организует работу по учебнику для понятия «демеркуризация » и для чего она нужна?

Работают с учебником, отвечают на вопросы.

Нашли понятие «демеркуризация»,  установили применение данного явления на практике.

5. Этап проверки понимания.

Задачи урока: Установить уровень осмысления учащимися нового материала, устранить пробелы в понимании

Методы: Словесно-наглядно-практический.

- рассмотрим получение халькогенов.

- как получают кислород? 

-где, больше всего кислорода?

- где применяется кислород, а где применяется сера?

- заслушаем сообщение о применении кислорода.

Выполним в рабочей тетради на печатной основе  стр.124 зад. 1 «Применение кислорода»  и стр. 129 зад.1 «Применение серы»

Отвечают на вопросы.

Сообщение учащихся о применении кислорода.

 

 

Выполняют задание в рабочей тетради на печатной основе.

Выявлен уровень осознанного понимания материала, умение воспроизводить основные идеи нового материала.

6.Закрепление знаний

Задачи урока: Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Методы: Словесные

Устраняет ошибки, консультирует.

Задает вопросы уточняющего характера, устраняет пробелы в понимании

- в чем отличие VI группы от VII группы?

-  может ли  кислород иметь запах?

- с чем реагирует кислород?

- в каком виде находится сера в природе?

 Отвечают на вопросы.

 

 

(халькогены слабее галогенов)

кислорол – газ без цвета и запаха, пахнет озоном

Закреплены знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

7. Итоги урока Подвести итог урока, оценить деятельность учащихся.

Методы: Словесный: беседа, рассказ.

Спрашивает у учащихся, что нового они узнали, чему научились. Выставляет отметки.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение воспроизводить основные идеи урока.

8. Домашнее задание. Разъяснить методику выполнения домашней работы.

Методы: Словесный: рассказ

Объясняет, какую работу необходимо выполнить дома

Найти модификации серы, названия и физические свойства.

Записывают домашнее задание в дневник

Правильное выполнение работы большинством учащихся.