Доклад к презентации на тему:
«Формирование Универсальных Учебных Действий в процессе учебной деятельности обучающихся»
Учитель химии Резник И.В.
Серпуховский район
МОУ «Туровская ООШ»
4 декабря 2015 года
Тема: «Формирование Универсальных Учебных Действий в процессе учебной деятельности обучающихся»
В современную эпоху, эпоху глобализации происходит изменение общей парадигмы образования. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности, выполняющего задания учителя.
(Приложение, слайд
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС включает три вида требований:
Тс + Ту + Тр – новая формула стандартов
1Т к структуре основных основных образовательных программ
2Т к условиям реализации основных образовательных программ
3Т к результатам освоения основных образовательных программ (Приложение, слайд ).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. (Приложение, слайд )
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: (Приложение, слайд ).
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; (Приложение, слайд ).
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Внимание к развитию универсальных учебных действий свидетельствует о тенденции усиления общекультурной ориентации образования, универсализации и интеграции знаний. Для решения задач, поставленных ФГОС, необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания, учитывая универсальность учебных действий, чтобы ученик мог применять одни и те же умения при изучении разных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия



§ планирование сотрудничества
§ смысловое чтение
§ умение слушать и слышать
· усвоение информации
· умение выражать свои мысли
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Задания для диагностики и формирования УУД
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.
Пример №1. Заполни таблицу:
Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Возраст: 14-15 лет( 8 класс)
Пример №2. Расставьте понятия «электроны», «атом»,
«нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им
места в схеме.
Цель: развитие
умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.
Пример № 1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3
Цель: оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Пример №2. Экспериментально осуществить следующие превращения:
AlCl3 Al(OH)3 Na[Al(OH)4] Al(OH)3.
Цель: определение цели задачи, составление плана ее решения, а затем приступить к практическому выполнению работы.
Возраст: 15-16 лет (9 класс)
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.
Пример №1. Отгадайте,
о каком элементе или веществе идет речь в стихотворении. Найдите в
произведениях классиков русской (зарубежной) литературы описание одного
вещества (или элемента).
Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись,
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая,
Глухих разрывов газовых гранат.
Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,
Напяливанье масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.
Цель: аргументировать свою точку зрения, развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой
Возраст:15-16 лет (9 класс)
Пример №2. Разбивается класс на 4 группы. Каждая группа готовит определенную часть материала и выступает с ней перед остальными. Тема: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла. СМС».
1 группа: Сложные эфиры. Что это такое? Физические свойства. Нахождение в природе. Применение
2 группа: Жиры. Состав, строение, свойства. Необходимость жиров в питании человека.
3 группа: Мыла. История возникновения мыла. Разновидности мыла. Способы мыловарения.
4 группа: Синтетические моющие средства(СМС): их разновидности, состав, применение. Отличие СМС от мыла.
Цель: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого
Возраст: 16-17 лет (10 класс)
Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, компьютерных микролабораторий, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии.
При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации для лекций), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний. Таким образом, применять ИКТ в своей педагогической деятельности можно по нескольким направлениям: программная поддержка курса, контроль и коррекция знаний, презентации к урокам, проектная деятельность. (Приложение, слайд .
Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств: это и значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии; и наглядность подачи материала; наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами); ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей, это и развитие познавательного интереса школьников к химии. ИКТ позволяют учащимся становиться субъектами обучения, что, несомненно, является важным условием реализации современных образовательных подходов.
Интересной формой считаю урок с использованием Web-квестов. Это конструктивный подход к обучению, который формирует УУД. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.
Что же такое Web-квест? (Приложение, слайд ).
Под квестом (от англ. quest – путешествие) понимают продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой .
Web-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.
Web-квесты представляют собой минипроекты, основанные на поиске информации в Интернете. Методика работы с Web-квестами предложена учеными из Государственного университета Сан-Диего в 1995 г. и рекомендована для изучения самых разных научных дисциплин. Методика Web-квестов (Web – сеть, quest – вопрос) универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет. (Приложение, слайд ).
Особенностью Web-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания.
Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной работы учащегося с Интернет-ресурсами.
Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательно-ориентированной деятельности: постановку проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
Чтобы работа была максимально эффективной, web-квест должен содержать следующие части: (Приложение, слайд ).
введение, в котором задается исходная ситуация;
· интересное задание, которое можно реально выполнить;
· набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-квеста, чтобы облегчить учащимся скачивание материалов;
· этапы работы ;
· некоторые пояснения по переработке информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы;
· система контроля в виде отчетов, которые пишутся участниками после выполнения квеста;
· заключение.
2. Представление системы учебных занятий:
В качестве примера предлагаю фрагменты урока химии для учащихся 8 класса «Вода». Данный урок создан по технологии WEB-квеста, рассчитан на 1час учебного времени.
Сценарий веб-квеста.
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Автор учебника: Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е.
Учитель: Резник И.В.
МОУ «Туровская ООШ»
Урок № 25
Тема урока: «ВОДА»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Проблема: Какую роль играет вода в природе и в нашей жизни?
Для работы были определены следующие цели:
· Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, закрепить умение анализировать формулу вещества, выполнять расчеты по формуле, изучить основные способы очистки воды, круговорот воды в природе, повторить и закрепить знания о смесях и способах их разделения, обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.
· Развивающие: продолжить формирование умения учащихся быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, формирование навыка по выделению главных положений, способствовать развитию интереса школьников к химии, активировать их познавательную деятельность, сориентировать учащихся на применение новых знаний.
· Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, содействовать эстетическому развитию учащихся и пониманию того, что вода - уникальное природное соединение, бережного отношения к воде.
1этап: учитель проводит подготовительную работу, формирует проблему, осуществляет погружение в тему. Далее задается исходная ситуация – учащимся предлагается совершить увлекательное путешествие. Для этого они должны собрать как можно больше информации. А для того, чтобы путешествие было увлекательным и успешным, им необходимо выполнить задания квеста.
2 этап: Oзнакомление с заданиями Web-квеста:
WEB-квест предполагает ведение учениками группового исследования по нескольким направлениям: истории, химии, биологии, техники, промышленного производства.
3 этап: Выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет:
Каждая группа
начинает виртуальное путешествие по указанному маршруту, стараясь выполнить все
задания и ответить на максимальное количество вопросов. Вопросы сформулированы
так, чтобы при посещении сайтов ученик был вынужден произвести отбор материала,
выделив главное из той информации, которую он находит. На этом этапе выполнения
задания формируются исследовательские навыки.
Собранную информацию в виде текстовых документов, фотографий, картинок учащиеся
сохраняют в своих папках для последующей обработки.
4 этап: Оформление результатов работы:
Результаты
работы своей группы ребята оформляют в виде документа, мультимедийной
презентации, буклета с фотографиями, рисунками, собранными материалами.
При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведенного
исследования. Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой
информации из накопленного материала.
5 этап: Обсуждение результатов деятельности:
Обсуждение результатов работы над Web-квестом можно проводить в виде конференции, чтобы ребята имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы.
В заключение хочется сказать, что, конечно, такие уроки желательно проводить систематически, они интересны и понятны учащимся (например, в качестве обобщающих после изучения тем или уроков-исследований). Но ни для кого не секрет, что разработка подобного рода уроков требует большой подготовки именно от учителя, так как в его задачи входит не только создать квест, но и отобрать полезную информацию в Интернете. Класс разбивается по количеству станций.
Задания для станции «Исследовательская»:
1. Найти информацию о роли воды в неживой и живой природе.
2. Подобрать интересные факты о воде.
3. Подобрать афоризмы, высказывания о значении воды.
Отчет: презентация, устное изложение материала.
Интернет- источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
http://yandex.ru/video/search?filmId=NznmjCuBUXI&text
http://yandex.ru/video/search?filmId=I6-MnSHaUXI&text
http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-vode-video
http://justwater.ru/xram-vody/vyskazyvaniya-o-vode.html
Задания для станции « Химическая»:
История открытия химической формулы воды.
Изучить строение молекулы воды.
Изучить физические свойства воды;
Как синтезировать воду в эвдиометре?
Отчет: найти изображения молекулы воды, электронные фото. Описать физические свойства воды, какими аномальными свойствами обладает вода? Найди видео опыта получения воды из водорода и кислорода в лаборатории.
Интернет – источники:
http://geohydrology.ru/stroenie-molekulyi-vodyi.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no30-voda-analiz-i-sintez-vody-voda-v-prirode-i-sposoby-eee-ocistki
Задания для станции « Экологическая»:
1. Экологические проблемы чистоты воды в мире и пути их решения.
2. Экологические проблемы чистоты воды в своем регионе.
Отчет: таблица или кластер, устное изложение материала
Интернет – источники:
https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no30-voda-analiz-i-sintez-vody-voda-v-prirode-i-sposoby-eee-ocistki
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
http://www.e-ng.ru/ekologiya_i_oxrana_prirody/globalnye_ekologicheskie_problemy.html
http://refoteka.ru/r-185256.html
Задания для станции «Техническая»:
1. Изучить, как используется вода человеком.
2. Изучить требования к качеству бытовой воды.
3. Изучить способы очистки воды.
Отчет: презентация, устное изложение материала.
Интернет – источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/11/issledovatelskaya-rabota-po-teme-sposoby-ochistki-pitevoy-vody
http://knowledge.allbest.ru/ecology/3c0a65625a2bc69a4c43a89521316d37_0.html
Список используемых источников:
1. Аранская О.С, Бурая И.В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, Москва, “Вентана – Граф”, 2005г
2. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. – №8,
3. Нечитайлова Е.В.. Информационные технологии на уроках химии.// – Химия в школе. – 2005. – №3
4. Энциклоперия Кирилла и Мефодия
5. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическая энциклопедия
6. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия
7. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ Эл библиотека по химии
8. http://hemi.wallst.ru/ Химия образовательный сайт для школьников
9. http://goruo.kostanay.kz/index.php?what=forum&num_f=&num_v=15 квесты
10. http://www.alhimik.ru/fun/fun.htm Энциклопедия для школьников по химии «Алхимик»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.