хлеб -всему голова

  • doc
  • 03.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала хлеб -всему голова.doc

 

 

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

 

 

 

 

Классный час

 

«Хлеб – всему голова!»

 

 

 

 

 

 

Составила: Юрченко Е.В.

 

Провела:   Юрченко Е. В.

 

 

Рязань 2025 год

 

                Тема: «Хлеб – всему голова».

Цели:

1)Образовательная – расширить кругозор учащихся о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

расширить знания учащихся о ценности хлеба, раскрыть значение хлеба  для народа.

2)Воспитательная – способствовать формированию уважительного, бережливого отношения к хлебу,  уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

3)Развивающая – развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

 

- Ребята, а что вы  кушаете на завтрак, на обед?

- Меню меняется, а что остается неизменным?

- Каждый день у нас на столе есть хлеб. Хлеб в России самый главный продукт на столе. В случае необходимости человек мог бы выжить, питаясь одним только хлебом.

-Кто догадался о чём пойдёт сегодня речь ?

-Тема нашего воспитательного часа «Хлеб- всему голова».

 

Вот он каравай душистый

 С хрупкой корочкой витой,

 Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

 

-  Подумайте и скажите  каким бывает хлеб?

(вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

 - Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ученые утверждают, что в хлебе содержится более двухсот различных полезных веществ для человека.

3. Рассказ об изготовлении хлеба.

 

-Сегодня мы узнаем, какой путь  делает   хлеб, прежде чем появиться  на столе. А по окончании нашего воспитательного часа вы сделаете вывод: как надо относиться к хлебу?

 

-Для этого нам надо составить программу действий для производства хлеба.

 

 Рассказ об изготовлении хлеба.

1)Сначала надо вспахать землю.

2). Затем зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками.

 3). Потом из зерен появляются росточки, а из росточков вырастут колосья, которые собирают комбайнами.

 4). Зерна отвозят на элеватор, оттуда на  мельницу (мукомольный завод). Там зерна перемалывают в муку.

5). Из  муки на хлебозаводе пекут хлеб. Сначала замешивают тесто. Когда тесто замешано, его кладут в форму и ставят в печь.  Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

-Вот какой длинный путь проделал хлеб.

- А теперь прочитайте , кто трудится, чтобы на  нашем на столе был хлеб?

    -Что делает агроном?...

 

1.Агрономы выбирают лучшие, сильные зёрна и принимают решение, какие семена посадить.

2.Тракторист пашет землю, сеет семена. Через некоторое время появляются всходы.

3.Затем выходят на уборку комбайны.

4.Водители перевозят зерно на элеватор. ( хранилище)

Там сушат да проветривают, чтобы сохранить урожай.

5.Мельник перемалывает зерна в муку.

6. Пекарь- замешивает тесто и  печёт хлеб.

7.  Продавец в магазине продаёт хлеб.

- Вот сколько профессий нужно для появления хлеба.

 Викторина.

                                   

1.Какие зерновые культуры выращивают у нас на полях?

         (Яровая и озимая пшеница, озимая рожь, яровой ячмень, овес, просо, гречиха,          кукуруза, горох.)

2.В чем отличие пшеницы яровой от пшеницы озимой?

(Яровая сеется весной, в лето, озимая – осенью, в зиму.)

      3.Как лесные насаждения помогают хлебу?

(Они сохраняют влагу.)

4.Когда зерно созревает, его собирают. Куда его везут?

(На элеватор – особое хранилище для зерна.)

5.Где зерно превращают в муку?

(На мельнице.)

 

6.Что такое мельница?

(Предприятие для размола зерна.)

7.Где пекут хлеб?

(На хлебозаводе, в пекарне.)

8.Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб?

(Замесить тесто.)

 

9. Какой хлеб пекут на Пасху?

(Кулич..)

 

10.Из чего состоят колоски?

(Из зерен.)

 

  ФИЗМИНУТКА:

«Колоски» (рефлексия)

 - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются) .

 - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх) .

 -Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .

 -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище) .

 -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

-Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил о хлебе пословицы и поговорки.

 

Конкурс пословиц: собери пословицу.

1.Без хлеба  - нет  обеда

2.Хлеб да вода – здоровая еда

3.Хлебушко – калачу дедушка

4. Калач приестся, а хлеб никогда

5. Худ обед, когда хлеба нет.

6. Хлеб поспевает – колхозник    не гуляет.

 

В народе говорили о хлебе, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. С детских лет учили детей ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое богатство на земле.

 

 Рассказ о хлебе в военное время. (иллюстрация)

-В нашей стране особенное отношение к хлебу еще и потому, что люди помнят тяжелые годы великой отечественной войны. В это время в армию было призвано все мужское население страны. В колхозах на полях остались работать только женщины, старики и дети. А стране и фронту нужен был хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Однако хлеба все равно не хватало. И во многих городах хлеб выдавали по карточкам. По одному кусочку на человека в сутки. А в блокадном Ленинграде – и того меньше. Остались записи людей, которые пережили те страшные годы.

 

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

 

Прошу тебя! Не оброни, сынок,

 Когда лепешку ешь,

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград.

Жизнь продлевала даже -

Крошка хлеба.

 

-Отношение к хлебу должно быть бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей. Труд хлебороба  - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, тот кто прошёл войну,  голод не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

- Сейчас хлеба у нас вдоволь. Но не все люди бережно относятся к хлебу.

 -Практически в каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу – это шесть тонн. Или  три гектара зерновых. А вы представляете, сколько таких городов, поэтому каждому из нас нужно бережно относиться к хлебу.

  Итог занятия.

- Вы сегодня узнали :какой путь делает хлеб, кто трудится  прежде, чем хлеб попадёт на стол.А теперь, подумайте и скажите, как надо относиться к хлебу?

 

Правила обращения с хлебом.

-Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, можно кормить животных, птиц.

- Не оставляйте недоеденных кусков.

- Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

-Я предлагаю вам памятку.

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

Хлеб – драгоценность!

Им не сори!

V. РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, наша встреча подходит к концу.

- Что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу? Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.

Я расскажу дома…

Я принял решение…

-Я от всей души хочу всем пожелать мирного неба. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.