Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"
Оценка 5

Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
Детсад—10 кл
21.02.2019
Хронотопы в  повести Т.Крюковой "Костя+Ника"
Аннотация. В художественной литературе широко употребляется понятие «хронотоп», но значение данного термина представляется расплывчатым широкому кругу читателей. Между тем явление «хронотоп» представляет несомненную важность в современной литературе. Через концепцию хронотопа могут быть лучше поняты характеры героев, созданных в XXI веке. Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат». Художественная литература (в этом отношении ей подобны театр и кино) воспроизводит жизненные процессы, протекающие во времени, т. е. человеческую жизнь, связанную с цепью переживаний, мыслей, намерений, поступков, событий. Впервые «пространство и время» со смыслом художественного произведения связал Аристотель. Известный физиолог А.А. Ухтомский объединил два греческих слова: хронос – время, топос – место в понятие хронотоп – пространственно-временной комплекс. Термин, введённый в контексте его физиологических исследований, впоследствии (по почину М. М. Бахтина) перешёл в гуманитарную сферу. Термин «хронотоп» по Бахтину - это две нерасчлененные вещи, синтез, единство, взаимосвязь временны́х и пространственных отношений». Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист Арон Гуревич. Представления об этих категориях выполнялись Лихачевым. Благодаря его работам, «пространство и время» утвердилось в качестве основополагания литературоведческих категорий. В любом худ. произведении, неизбежно отражено реальное время и пространство. Вследствие чего в произведении складывается целая система пространственно-временных отношений. В литературе структура пространства и времени строится на антитезе: верх-низ, небо-земля, земля- подземное царство, север- юг, лево-право, замкнутое-открытое. Структура времени- это день-ночь, утро-вечер, весна-осень, свет-мрак и другие. Художественное время и художественное пространство – это характер художественного образа, которое обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует композиционное произведение. Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница). В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч). Художественное пространство может быть: точечным, объемным. Художественное пространство в повести Крюковой – это дачный участок, расположенный в лесном массиве. В повести Т. Крюковой «Костя+ Ника» хронотопы проявляются в группах, связанных с изображением человека и природы в пространстве и времени. Сохранение тех или иных хронотопов указывает на близость мышления персонажей к универсальным моделям, зафиксированным мифом, на неординарность персонажа, либо на отступление от универсальных законов человеческого бытия, от общечеловеческих ценностей. Хронотопическое значение может служить, таким образом, и одним из критериев авторского отношения к персонажу. Оно присутствует в тексте независимо от творческой индивидуальности писателя. Это позволяет утверждать, что хронотопы присущи современной литературе. Значит, хронотопы позволяют говорить о том, что в повести «Костя Ника» воплощается уверенность в награждении прозрением человека, готового помочь другим. Это сигнал обретения смысла жизни.
СТАТЬЯ_ Хронотопы.doc
Тафаева Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37» г. Чебоксары, Чувашская Республика ХРОНОТОПЫ  В ПОВЕСТИ  ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ «КОСТЯ+НИКА оо τόπος χρόνος В художественной литературе широко употребляется понятие «хронотоп», но значение данного   термина   представляется   расплывчатым   широкому   кругу   читателей.   Между   тем явление «хронотоп» представляет несомненную важность   в современной литературе. Через концепцию  хронотопа могут быть лучше поняты характеры героев, созданных в XXI веке. , «время» и  Хронот п (от др.­греч.  ,  «место») — «закономерная связь пространственно­временных координат»[1].  Художественная литература (в этом отношении ей подобны театр и кино) воспроизводит жизненные процессы, протекающие во времени, т. е. человеческую   жизнь,   связанную   с   цепью   переживаний,   мыслей,   намерений,   поступков, событий.Впервые «пространство и время» со смыслом художественного произведения связал Аристотель. Известный физиолог А.А. Ухтомский объединил два греческих слова: хронос – время, топос – место в понятие хронотоп – пространственно­временной комплекс. Ухтомский исходил из того, что бинарное противопоставление есть условие возможной гармонии: увязка во   времени,   в   скоростях,   в   ритмах   действия»[2].   Ухтомский   ссылается   на   Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не   отвлеченные   точки,   но   живые   и   неизгладимые   из   бытия   события»[3].     Хронотоп   как формально­содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе. ыо Термин, введённый в контексте его физиологических исследований,   впоследствии (по почину М. М. Бахтина) перешёл в гуманитарную сферу. Термин «хронотоп» по  Бахтину ­ это две   нерасчлененные   вещи,   синтез,   единство,   взаимосвязь   временн х   и   пространственных отношений[4]».   Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист Арон Гуревич. В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную   ситуацию,   повторяющуюся   в   определённом   времени   и   месте.   "Известны хронотоп   школьного   урока,   где   формы   общения   заданы   традициями   обучения,   хронотоп больничной   палаты,   где   доминирующие   установки   (острое   желание   излечиться,   надежды, сомнения,   тоска   по   дому)   накладывают   специфический   отпечаток   на   предмет   общения,   и др.»[5] Представления об этих категориях выполнялись  Лихачевым. Благодаря его работам, «пространство   и   время»   утвердилось   в   качестве   основопологания   литературоведческих категорий. В любом худ. произведении, неизбежно отражено реальное время и пространство. Вследствие   чего   в   произведении   складывается   целая   система   пространственно­временных отношений.    утро­вечер,   это   день­ночь, В литературе структура   пространства и времени строится на антитезе: верх­низ, небо­ земля, земля­       подземное царство, север­ юг, лево­право, замкнутое­открытое. Структура времени­   свет­мрак   и   другие. Художественное время и художественное пространство  – это   характер   художественного образа,   которое   обеспечивает   целостное   восприятие художественной действительности и организует произведение. Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница).   В   современной   литературе:   вокзал,   аэропорт   (места   решающих   встреч). композиционное   весна­осень,     1 быть: точечным, Художественное пространство может объемным. Художественное пространство  в повести Крюковой – это  дачный участок, расположенный в лесном массиве.  Время в повести движется  то очень быстро, то очень медленно, а иногда кажется,   что   и   вовсе   остановилось.  Функции   хронотопа:   1)   Определяет   художественное единство   литературного   произведения   и     реальной   действительности; читателей; 2)Организует   3)Может время; 4)Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения   с   представлением   о   мире   и   расширять   эти   представления. Кроме этого, и время, и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот.  в пространство пространство соотносить произведения,   разное него и водит                         По Бахтину  хронотопы делятся  на следующие виды:  1) хронотоп дороги ­ строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может   стать   причиной   завязки.   Открытое   пространство;  хронотоп   частного   салона  ­ неслучайная встреча. Закрытое пространство;  2)хронотоп   замка   (преобладает   в   зарубежной   литературе).   Доминирование   исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство; 3)хронотоп   провинциального   городка   ­   бессобытийное   время,   пространство   замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное; 4)хронотип   порога   (кризисного   сознания,   перелома).   Нет   биографии   как   таковой,   только мгновения.  Вышеперечисленные   хронотопы   мы находим и в современной литературе.   В  повести Тамары Крюковой «Костя Ника» хронотоп реализуется во всей своей относительной полноте, т. е. когда в литературном тексте актуализируется весь пучок  хронотопов. Эти хронотопы в повести   Т.   Крюковой   «Костя+Ника»   поддаются   типологической   классификации.   Мы попытаемся   показать   это   на   некоторых   универсальных     примерах,   связанных   с   статусом человека   и   характеризующих   место   человека   в   пространстве   и   времени. Примерами такого рода служат, во­первых,  хронотоп дороги. Костя, случайно оказавшись на лесной полянке, встретился с Никой. Появление этого мотива в тексте стало причиной завязки. Действие происходит на открытом пространстве.      Во­вторых,  хронотоп   частного   салона.  Следующая   встреча,   уже   неслучайная, происходит на закрытом пространстве: во дворе дачи Никандры, занесённом высоким забором.  В­третьих,  хронотоп   замка  (   преобладает   в   зарубежной   литературе,   но   находим   его   и   в русской   литературе).   Доминирование   исторического,   родового   прошлого.   Ограниченное пространство. В повести Т.Крюковой –это хронотоп дачного дома. Микрокосмос Никандры представляет с собой большая современная комната в новом кирпичном домине, покрытом красной черепицей: «настоящий дворец с круглой башенкой и балконами возвышался среди типовых, бревенчатых домов.   Участок был засеян газонной травой, а возле дома высились старые березы и ели, что придавало ему еще большее сходство со средневековым замком».   Хронотоп  дома  –   это   космос,   в   котором   человек   чувствует   себя   хорошо,   уютно, счастливо; пространство вне дома представляется как некий хаос. Именно в этом значении хронотоп замка реализуется в   рассказе Т.Крюковой «Костя+Ника» по меньшей мере в двух конкретных   проявлениях:   дачный   домик,   а   именно   излюбленный   чердак   Кости,   «гордо именуемый вторым этажом», и «дворец Никандры с круглой башенкой и балконами».  Костя создает свой дом по своим законам, он устроил его себе сам, по своему вкусу. Чердак является для него тем космосом, где он ощущает комфорт.   Хронотоп   дома   актуализируется   по   отношению   Кости     к   другому   микрокосмосу, особняку с башенкой.   Микрокосмос Никандры представляет с собой большая современная комната в новом кирпичном домине.Этот мир отличается от мира Кости: «То, что он увидел, 2 не укладывалось в представление о дачном доме. Конечно, в кино показывают и не такое, но Костя не представлял, что люди могут жить так взаправду.    Значение  хронотопа «дом Никандры», таким образом, можно представить как «анти­ дом» для носителей универсальной нравственности. Тем не менее для героини и ее окружения этот дом является как раз космосом, противоположным хаосу вне дома.  Противопоставление положительных персонажей и сохранение их взаимоотношения с отрицательными персонажами указывает на нарушение изначальной гармонии в мире, где дом для носителей универсальных законов бытия становится и враждебным, и гармоничным началом: первоначально для Ники «мир сузился до пространства маленькой комнаты. С появлением в её жизни Кости «комната расширилась до размеров Вселенной».  В­четвёртых,  хронотоп   провинциального   городка  ­   бессобытийное   время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное.  Под  этим  хронотопом провинциального  городка  в  повести  Т.   Крюковой   мы рассматриваем   дачный   посёлок,   в   котором   живут   Костя   и   Никандра,   замкнутое, самодостаточное пространство, живущее своей жизнью.  В­пятых, хронотоп порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.     В повести «Костя+Ника» автор не знакомит читателя ни с биографией Кости, ни с биографией Никандры. О них мы узнаем в ходе развития сюжета.  В     хронотопе   времен   года   преобладает   оценочная   характеристика   (весна   и   лето «положительны»,   осень     нейтральна,   а   зима   «отрицательна»).   Почти   во   всех   главах сохраняется пучок сем, составляющих значения весны, лета, осени и зимы. Например, «позднее июньское утро яркими сезановскими мазками расцветило землю. День обещал быть жарким, воздух постепенно наливался зноем, но настоящее пекло пока не наступило» [3, с.2]. С этого момента   получает   своё   начало   завязка   сюжета.  «Июль   плавно   перекатил   в   август,   и   лето стремительно понеслось к сентябрю, сжимаясь, как шагреневая кожа»  [3, с.58]..   Середина июля   даёт   нам   развитие   сюжета   и   кульминацию.      «Песчинка   времени   величиной   в   год просочилась через вселенские песочные часы, унеся в прошлое осень, зиму и весну» [3, с.81].. Дело идёт к завязке сюжета.    Таким образом, в повести Т. Крюковой «Костя+ Ника»   хронотопы проявляются в группах, связанных с изображением человека и природы в пространстве и времени. Сохранение тех   или   иных   хронотопов   указывает   на   близость   мышления   персонажей   к   универсальным моделям,   зафиксированным  мифом,   на неординарность  персонажа,  либо  на  отступление  от универсальных   законов   человеческого   бытия,   от   общечеловеческих   ценностей. Хронотопическое значение может служить, таким образом, и одним из критериев авторского отношения   к   персонажу.   Оно   присутствует   в   тексте   независимо   от   творческой индивидуальности писателя. Это позволяет утверждать, что  хронотопы  присущи современной литературе. Значит,   хронотопы     позволяют говорить о том, что в повести «Костя Ника» воплощается   уверенность в награждении прозрением человека, готового помочь другим.   Это сигнал обретения смысла жизни.   Библиографический список 1.   Азаренко   С.   А.   Социальный   хронотоп   и   методология   современного   обществознания   // Социемы № 13 — 2007 2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. : Сб. — М.: Худож. лит, 1975. — С. 234­407. Термин также активноиспользуется в работах Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле инародная культура средневековья и Ренессанса». 3. Бахтин М. М.  Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. : Сб. — М.: Худож. лит, 1975. — С. 234­407. 3 4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма­пресс. 2004. 5. Гоготишвили Л. А. Хронотоп // Новая философская энциклопедия.­М.: Мысль, 2000.­Т. 4. 6. Крюкова  Т. «Костя+Ника» 7. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедическийсловарь в шести томах / Ред.­сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 8.   Поэтика   хронотопа:   Языковые   механизмы   и   когнитивные   основания:   Материалы международной научнойконференции / Под ред. Г.Берестнева. — Вильнюс: Изд­во Института литовского языка, 2010. — 236 с., 200экз.  9.Ухтомский А.А. Доминанта. ­ СПб.: Питер, 2002. — С. 342 4

Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в  повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в  повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в  повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в повести Т.Крюковой "Костя+Ника"

Хронотопы в  повести Т.Крюковой "Костя+Ника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019