"Художественная гимнастика- воплощение эстетики, грации и красоты"

"Художественная гимнастика- воплощение эстетики, грации и красоты"

Исследовательские работы
doc
искусство
9 кл
26.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ПРОЕКТ АНЯ.doc

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»

 

 

 

 

Проектно – исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

"Художественная гимнастика- воплощение эстетики, грации и красоты"

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила: Карпова Анна, ученица 9б класса

Руководитель: Томилова Е.П., учитель

истории и обществознания

                                                                                 

                                                 

 

п. Белоярский

2019

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..1

I. Основная часть………………………………………………………....3    

1.1. От зарождения до олимпийских игр……………………………….3

1.2. Этапы развития художественной гимнастики……………………..4

1.3. Великие гимнастки современной России…………………………..7

     1.4. Плюсы и минусы занятия гимнастикой……………………………11

     1.5. Художественная гимнастика – это красота………………………..11

    

     1.6.Влияние художественной гимнастики на здоровье…………………12

   

     II. Практическая часть.

    

     2.1. Анализ анкет «твое отношение к сорту»………………………….14

    

     2.2. Результаты опроса «Плюсы и минусы в художественной

     гимнастике»………………………………………………………………15

     Заключение……………………………………………………………….16

Литература………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

  Введение.

Гимнастика… Какое совершенство…

Владенье телом, трепетность души,

И красота струящегося жеста,

И элементов трудных виражи!

До вздоха все отточены движенья.

Сама - мила, прозрачна и легка;

Но сколько в ней, упорства и стремленья,

И живости, и сил, и огонька!

Свой проект я решила  посвятить  самому изящному и зрелищному виду спорта – художественной гимнастике.

Актуальность проекта: продиктована нашей действительностью. Я много наслышана о красоте и совершенстве гимнастики. Но мне хотелось бы немного глубже проникнуть в историю её зарождения, доказать, что физическое самовоспитание – условие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это гарант успешности, хорошего настроения, а главное – мы девушки! Мы всегда хотим выглядеть на 100!!! Исходя из этого, наметились цели и задачи проекта.

Цель проекта: изучить художественную гимнастику как вид спорта, доказать, что физическое самосовершенствование – условие здорового образа жизни, активный помощник в формировании фигуры.

Задачи по реализации проекта:

- познакомиться с литературой по теме;

- Провести анкетирование с целью выявления отношения к занятию   

1

художественной гимнастикой;

- Отбор проблем по данной теме;

- Выяснить плюсы и минусы занятия гимнастикой.

Пожалуй, одним из самых красивых видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

У нас в России очень разносторонняя национальность: много смешанных кровей, поэтому я думаю, что именно наши русские гимнастки очень эмоциональны и талантливы именно в движениях.

Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок  олимпийскому движению. Как для англичан – футбол, для канадцев –     хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости.

2

Когда на ковер чемпионата мира выходят представительницы более пятидесяти государств, мы можем гордиться – они дети российской идеи.

I.               Основная часть.

1.1.      От зарождения до олимпийских игр.

Слово «гимнастика» греческого происхождения. Ещё две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции каждый молодой человек обязательно занимался физическими упражнениями для своего совершенствования. Причём юноши занимались обнажёнными. А слово «обнажённый» по-гречески – «гимнос». В разработке выразительного двигательного навыка большая заслуга принадлежит французскому педагогу Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к такому выводу: каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Дельсарт  создал «Грамматику художественного жеста», которая стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Все идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику. Она вобрала в себя и ранее существовавшую «эстетическую гимнастику», где главным  была выразительность человеческого тела, и «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель-Кроза, где все было подчинено музыкальному ритму или звуковому сопровождению, и «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, где доминировала танцевальность движений, и, конечно же, «свободную пластику» Айседоры Дункан.

3

1.2.      Этапы развития художественной гимнастики.

- 1917 – 1945  -  зарождение, как средство физического развития девушек.

- 1948 – 1954 – становление гимнастики как вида спорта.

- 1955  - 1983 – совершенствование и выход на международную арену.

- 1984 - 1992 – выход на олимпийскую арену.  

С 1992  – развитие гимнастики в условиях независимых государств.

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики. В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966). После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за

 

4

пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр.

С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики. 
В 1934 году при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

Первыми преподавателями художественной гимнастики были Р. А. Варшавская, Е. Н. Горлова, З. Д. Вербова, А. М. Семенова-Найпак.

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ.

Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время I разряду стал старший преподаватель Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева.

В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике

в Москве художественная гимнастика была признана единой для всей

 

5

страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования– I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине.

Первый чемпионат Нижегородской области по художественной гимнастике прошел в 1949 году.

Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П. Ф. Лесгафта Ариадна Башнина. Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии.

Первой официальной абсолютной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Но среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу — Людмилу Савенкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам.

 

 

 

 

 

6

1.3.      Великие гимнастки современной России.

Александра Солдатова

Алина Кабаева

 

 

 

7

Дарья Дмитриева

Евгения Канаева

 

 

8

Любовь Черкашина

Маргарита Мамун

                                          9

Мария Дурунда

 Ульяна Трофимова

10

1.4. Плюсы и минусы в художественной гимнастике.

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте — в 6-7 лет или даже ещё раньше, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток.

 1.5. Художественная гимнастика – это красота.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности,

11

раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Главные качества гимнаста — это сила воли, выносливость и пластика. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов.

На соревнованиях «художницы» обязаны эффектно выглядеть.  Волосы укладывают в тугой пучок и закрепляют лаком, чтобы причёска во время выступления не распалась. Иногда волосы посыпают блестками, в тон разноцветных купальников. Не менее важен красивый купальник. Этот соревновательный наряд, требуется инкрустировать камнями или стразами (такая сложилась традиция) для большей яркости и смотрибельности. Сейчас можно выступать в купальнике с юбочкой, напоминющем мини-платье, поддевать колготки в сеточку, с узором. На стопах только полутапочки (без носков). Если это показательные выступления, то это могут быть не только купальники, но и костюмы с дополнительными аксессуарами.

Когда выступают гимнастки с групповыми упражнениями, то, как правило, они одеты в одинаковые купальники, причёски и предметы одного цвета.

 

1.6. Влияние художественной гимнастики на здоровье.

 

По поводу занятий художественной гимнастикой часто задают вопросы - а не вредно ли это для здоровья? В целом занятия по художественной

 

12

гимнастике, считают врачи, очень полезны для молодого, развивающегося организма, так как они предъявляют к нему «особые требования».

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма во время тренировок активно работают и развиваются. Ведь частота пульса у гимнасток при выполнении упражнений повышается до максимально допустимых значений – в 2 и более раз превышает частоту пульса сидящего человека. В связи с этим сердечно-сосудистая система гимнасток функционирует на самом высоком уровне активности и в сердце, и в сосудах. Это значит, что художественная гимнастика тренирует сердечно-сосудистую систему ребенка и повышает в несколько раз эффективность работы дыхательной системы. Объем вдыхаемого воздуха у гимнасток и обычных людей различается в разы. Если обычный человек использует не более половины объема своих легких, заставляя организм постоянно испытывать кислородное голодание, гимнастки дышат полной грудью, их кровь максимально обогащена кислородом и активно питает все тело.

«Эпидемия» различных заболеваний, которая захлестнула мир за последние 20 лет вследствие сидячего образа жизни современного человека, не коснулась гимнасток. Художественная гимнастика заставляет сердце гнать кровь по всем сосудам одинаково эффективно. Кроме того, повышается общая работоспособность, укрепляются иммунитет и стойкость организма к неблагоприятным условиям.

Однако, как и в любом виде спорта, в художественной гимнастике, возможны травмы. Закономерно, что человек, регулярно испытывающий физические нагрузки, имеет больший риск травм, чем тот, кто не занимается спортом. В среднем, по статистике, если заниматься трижды в неделю по 2 часа, вероятно, получить травму в течение 3,5 лет. Для сравнения, этот показатель в 3 раза меньше, чем в спортивной гимнастики.

Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и

 

13

голеностопный суставы, что связано с большим количеством сложных прыжков. Но, по данным статистики, 97% из этих травм не представляли реальной угрозы для здоровья спортсменок, приводя к пропуску не более 7 занятий. В целом, художественную гимнастику можно отнести к относительно безопасным видам спорта.

И все же, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю гармонию и красоту!

II.          Практическая часть.

2.1.      Анализ анкет «Ваше отношение к спорту».

1.     Любите ли вы уроки физкультуры?

2.     Занимаетесь ли вы в спортивных секциях? https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0676/000438ad-613325b8/img19.jpg

Почему вы выбираете спорт?

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0676/000438ad-613325b8/img20.jpg

14

 

1.     Любите ли вы уроки физкультуры? 100% ответили «да».

2.     Занимаетесь ли вы в спортивных секциях? 64% ответили «да», 36% ответили – «нет».

3.     Какой вид спорта предпочитаете? Плавание – 12%, гимнастика – 12%, футбол – 24%, волейбол – 20%, карате – 16%, хоккей – 16%.

4.     Почему вы выбираете спорт? Быть здоровым – 64%, быть сильным -64%, быть красивым – 32%.

На вопрос «Для чего нужна художественная гимнастика?», одноклассники ответили: для здоровья, для гибкости, для фигуры, для красоты, для души. «Как вы относитесь к художественной гимнастике? – положительно, никак, не знаю. «Влияет ли художественная гимнастика на внешний вид человека?» Большинство ответили «да». «В чем вы видите плюсы и минусы художественной гимнастики?»

Результаты опроса «Плюсы и минусы в художественной гимнастике».

Плюсы

Минусы

хорошая растяжка, здоровье, хорошая фигура, выносливость и сила, красивое тело.

падения, удары, ушибы, переломы, занимает много времени, травмы, мало времени для личной жизни.

 

 

 «В чем вы видите плюсы и минусы художественной гимнастики?»

 

15

Заключение. Художественная гимнастика – один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма (а как же – выступают-то гимнастки под музыку), координации движений, пластики. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может легко перейти к занятием танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.

Занятия художественной гимнастикой дают массу положительных моментов, среди которых:

- Красивая внешность спортсменок (подтянутая фигура на долгие годы, ровная осанка, правильная походка).

- Занятия спортом закаляют силу духа, воспитывается железный характер и такие качества, как дисциплинированность, стремление к победе, терпение, концентрацию внимания, самостоятельность.

- Физическая сила и выносливость.

- Развитие музыкального слуха и чувства ритма, потому что все гимнастические элементы на тренировках выполняются под музыку.

- Обучение искусству нанесения макияжа.

- Регулярные тренировки благотворно действуют на сердечную, сосудистую, дыхательную и вегетативную системы.

- Эластичные, отлично растянутые мышцы, позволяют избежать различных

травм, которые можно получить вне тренировок.

- Умение приспособиться к любым сложившимся условиям.

- Мгновенная ориентация в любой жизненной ситуации.

 

 

 

16

Литература.

1.  Адамович, Геннадий Гимнастика славянских чаровниц / Геннадий Адамович. - М.: Ладога-100, 2006.

2.  Барсукова, С. Веселая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Выпуск 1 / С. Барсукова. - М.: Феникс, 2011.

3.  Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. - М.: КноРус, 2013.

4.  Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. - М.: Феникс, 2011.

5.  Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.: Бибком, 2011. школа, Юниверс Пресс, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)