ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Оценка 4.7

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Оценка 4.7
Лекции
doc
музыка
СCУЗ, ВУЗ
03.02.2021
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Проблема подготовки специалиста в контексте диалога культур все более актуализируется в связи с задачами этнорегионального воспитания детей и юношества в поликультурном пространстве России и зарубежья. Региональная культура рассматривается при этом как результат социально – исторического опыта населения нашей республики (в частности, мокши и эрзи) в контексте межнациональных культур и народов, их диалогических связей и взаимообогащений.
Диалог культур..doc

 

Художественно-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в диалоге культур (теоретический аспект)

 

 

Проблема подготовки специалиста в  контексте диалога культур все более актуализируется в связи с задачами этнорегионального воспитания детей и юношества в поликультурном пространстве России и зарубежья. Региональная культура рассматривается при этом как результат социально – исторического опыта населения нашей республики (в частности, мокши и эрзи) в контексте межнациональных культур и народов, их диалогических связей и взаимообогащений.

В федеральном законе «Об образовании» в качестве принципов государственной политики в этой области выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей. Одновременно утверждается и необходимость защиты региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. Это положение  обуславливает и задачи профессиональной подготовки студентов факультета национальной культуры, будущих руководителей и хормейстеров народно-певческих коллективов, преподавателей общих, музыкальных школ и других образовательных учреждений. В соответствии с требованиями Госстандарта внесены изменения в учебные планы и рабочие программы, скорректировано  соотношение федеральной и региональной компонент. В содержание дисциплин «Народное творчество» и «История финно-угорской музыки» введено изучение фольклора мордвы, мари, удмуртов, коми, карел, эстонцев, финнов, венгров, русского, татарского, башкирского и чувашского этносов. Образцы  народной и, выросшей на ее основе композиторской    музыки, составляют значительную часть репертуара ансамблево-хоровых и оркестровых коллективов, индивидуальных занятий по фортепиано, дирижированию, вокалу.

Погружение в инонациональные культуры способствует пониманию не только особенностей разных и родственных этнокультур, но и выявлению их диалоговых связей, механизмов общения и  взаимодействий, помогает осознать своеобразие собственной культуры, её место и роль в ряду других музыкальных культур, воспитать уважительное отношение к музыке не только своего, но и других народов.

В содержании этномузыкального образования проблема диалогичности художественных сознаний реализуется в сфере освоения художественно-дидактического материала, накопления музыкально – творческого опыта и  осознания диалоговых понятий в процессе сравнительно-сопоставительного обзора отдельных произведений, этнокультурных и педагогических явлений. При этом понятие диалога культур находится в процессе своего становления и развития. Это понятие рассматривается как исторически сложившееся взаимодействие различных знаковых систем (произведений  литературы и искусства, имеющих своих творцов), на авторскую позицию которых возможна диалогическая реакция. Художественный диалог осуществляется и в речевой, и невербальной формах как обмен культурными предметами, жестами, символами, знаками, представляющими элементы тех или иных культур в в их взаимодействии и синтезе. Явления воспитания рассматриваются музыкальной этнопедагогикой как художественное отражение мировоззренческих идей, категорий любви, добра, зла, совести, долга; прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. В диалогическое общение они включаются на основе общей  темы, (каковой является жизнь) для системы всех искусств и их жанровых разновидностей. В практике музыкально – педагогической деятельности педагоги нередко фиксируют внимание на диалогическом общении вне генетической, исторической связи с диалогом культур, равно как и диалоговые взаимосвязи культур   и внутреннего, личностного диалога; неясны  критерии отбора музыкально – педагогических текстов, не освещается содержание диалоговых понятий.

Профессиональная компетентность специалиста должна быть  обеспечена единством  всех содержательно - операционных  и мотивационно - ценностных структур, интеграцией в себе общечеловеческой и национальной культуры в опоре на художественную  педагогику(или педагогику  искусства). Содержательные   тексты  на этом пути – ориентация на саморазвитие, на новое мышление, для которого характерен синтез  логического и образного, понятийного и наглядного, интеллектуального и эмоционального. Чтобы воспитать в обучаемых чувства истории и культуры, надо привести их в соответствие с «наглядным», зримо достоверным звучащим миром всех времен и народов. Музыка, приобщая к человеческим, историческим ценностям,  побуждает сопереживать. Б.М. Неменский раскрывает свое видение диалога, на основе которого строится программа учебного предмета «Введение в художественную культуру»: «Диалог начинается  «от своего порога», от родной природы, людей, обычаев, ... и выходит на вечные проблемы, поднимаемые лучшими умами разных народов и культурных исторических формаций»(1,357).

Художественно-педагогический диалог своими сущностными характеристиками смыкается с пониманием диалога М.М. Бахтиным, который говорит о том, что «истина  не находится в голове отдельного человека, а рождается между  людьми, совместно ищущими ее, в процессе их диалогического общения »(2,24).

Общение с точки зрения М.С. Кагана является родом деятельности, но не предметной, поскольку не создает какой - либо реальной предметности. «Общение разворачивается и в синхронии (в социокультурном пространстве) и в диахронии (в социокультурном времени), образуя спираль движения от человека к человеку, поколений, культур…»(3,78).

В педагогике, учитывающей общность человеческого поведения и его мотивации, все больше берутся во внимание чисто человеческие качества. «Эмоциональную оценку несет в себе слово – высказывание, обращенное к ученику (и  наоборот)», подчеркивал М.М. Бахтин. «Экспрессия, эмоция, оценка чужды слову языка и рождаются только в процессе его живого употребления  в конкретном высказывании…»(4,281). Таким образом, освоение учителем культуры речевых жанров  в процессе профессиональной подготовки становится необходимым условием его педагогического мастерства.

В этике и нравственной философии М.М. Бахтина выявляются и становятся ведущими категории поступка, ответственности, где мерилом выступают духовные абсолюты – любовь, добро, красота, совесть, человеколюбие. Люди мыслятся как «ценностные центры», вступающие в диалогические отношения, которые сами образуют новую ценностную реальность. Деятельность педагога – это ориентированное на «другого» диалогическое общение через ценностно-значимое событие в процессе познания и воспитания.

Столкновение разных стилей, типов мышления, преемственность и единство различных на первый взгляд методов мышления происходит в логике, в своеобразном процессе развертывания диалога культур. По М.М. Бахтину именно в «полифоническом единстве многообразия состоит подлинный смысл (логика) педагогического процесса: сформировать духовный стержень личности, вокруг которого могут концентрироваться в стройной системе элементы из различных исторических пластов культуры»(4,282).

Проблема диалога культур активно исследуется отечественными философами, педагогами, психологами, музыкантами в основном на протяжении последних трех десятилетий  XX и начала XXI века. В их числе М.М. Бахтин, М.С. Каган, В.М. Галузинский, Н.Н. Деменева, Э.Н. Новлянская, Г.И. Курган, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский,  Л.М.Лосев, В.В. Одинцов, А.К. Соловьева, Л.К.Чикина, Б.Т. Лихачев, М.К. Мамардашвили, А.А. Вербицкий, М.В. Иванов, Г.Г. Гранатов, П.К. Анохин, С.С. Аверинцев, В.С. Библер, Л.С. Выготский, К.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, Л.И. Орешкина и др.

В структуре целостного педагогического процесса, как отмечает Л.И. Орешкина,  применяются следующие формы диалога культур: 1) педагог – содержание диалога культур (поиск информации, целеполагание, отбор содержания, выбор методов); 2) этапы взаимодействия (реализация содержания в диалогических, полилогических, полифонических формах и методах); 3) воспитанник – социум – субкультура (социализация, самопознание, самообразование, самовоспитание, самореализация). Содержание педагогической культуры: 1) знания, аналитические способности; целеполагание,  отбор содержания в диалоге культур (сопоставление, анализ, столкновение разных точек зрения); отбор методов и способов общения;  творческий уровень деятельности; 2) диалог – общение (вопрос учителю, установка на «другого»; «Я» - реализация ; организационные, информационные, коммуникативные способности и умения; реализация темы – идеи – содержания  во множестве голосов – участников диалога; педагогическое мастерство и технологии общения; эмоциональность, эмпатия; активно – положительное взаимодействие, воспитание взаимоуважения); 3) состояние выбора; конденсация «образов культуры» в точке «личности»; преобразование  во  внутренней речи взглядов, концепций, установок; рождение смысла, направленного на внешнюю деятельность; саморефлексия, самоанализ; вопрос учителю и др.

Среди диалогических понятий, терминов в музыкально - педагогической практике  применяются: анализ диалогический, внутренний диалог, диалог культур (разных способов познания, взаимодействие различных знаковых систем), диалог – общение, диалог – беседа, обсуждения, сообщения, диалог – спор, доминанта диалогическая, микродиалог, педагогический диалог, понимание, рефлексия, самосознание, стиль, субъект, текст, типы текстов, тема, художественный текст, фольклорный текст, эмпатия и др.(5,9).

В настоящее время активно разрабатываются пути введения национального музыкального образования в поликультурное пространство России, в частности, Среднего Поволжья. На этот процесс рассчитаны новые  поколения учебников Л.В. Бражник («Чувашская музыка на уроках сольфеджио», «Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио», «Пять ступенек» в татарскую музыку»), Н.И. Бояркина («Хоровое сольфеджирование, «Мордовская народная музыка. Многоголосные инструментальные традиции»: учебное пособие и сопутствующая ей нотная хрестоматия), Т. И. Одиноковой ( авторская программа и хрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор в школе»), А.Ю. Тихоновой в соавторстве  с Е.Б. Хирковой ,  И.Н. Калининой, Е.Н. Сучковой («Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста») и др.

 

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М.,Сов.Россия, 1979.С.24.

2. Бахтин М.М. Проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М.,1979.С.281-282.

3. Леонтьев А.Н. Сознание. Деятельность. Личность. М.,1975.С.78.

4. Неменский Б.М. М.М Бахтин  и школа: возможные связи и реальность // Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Межвуз. сб. научных трудов. ч. 2. Саранск: изд-во Мордов. гос. ун-та, 1992.С.357.

5. Орешкина Л.И. Диалог культур как методологическая основа преподавания гуманитарных дисциплин. Учебное пособие. Саранск,1997.С.9.


Художественно-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в диалоге культур (теоретический аспект)

Художественно-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в диалоге культур (теоретический аспект)

Художественный диалог осуществляется и в речевой, и невербальной формах как обмен культурными предметами, жестами, символами, знаками, представляющими элементы тех или иных культур в в их…

Художественный диалог осуществляется и в речевой, и невербальной формах как обмен культурными предметами, жестами, символами, знаками, представляющими элементы тех или иных культур в в их…

В педагогике, учитывающей общность человеческого поведения и его мотивации, все больше берутся во внимание чисто человеческие качества

В педагогике, учитывающей общность человеческого поведения и его мотивации, все больше берутся во внимание чисто человеческие качества

Я» - реализация ; организационные, информационные, коммуникативные способности и умения; реализация темы – идеи – содержания во множестве голосов – участников диалога; педагогическое мастерство и…

Я» - реализация ; организационные, информационные, коммуникативные способности и умения; реализация темы – идеи – содержания во множестве голосов – участников диалога; педагогическое мастерство и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021