.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.
Оценка 4.6

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

Оценка 4.6
doc
13.12.2019
.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.
А.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика..doc

                                                                  Урок №75                                             лит.9 кл.

 

Тема: А.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

Цели:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына.

Развивающая:

  • подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой;
  • развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.

Воститывающая:

  • помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;
  • воспитывать  вдумчивого читателя.

Оборудование: компьютер;проектор;экран; презентация,портрет А.И. Солженицына,

       выставка его произведений,фотография Матрены Васильевны Захаровой; фотография ее избы.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Цель урока.
  2. Вступительное слово учителя.   

     Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н.Рубцова:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста.

    Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, “ как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?

    Один из ответов на вопрос, “как жить на земле?”, мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

  1. Проверка домашнего задания.

          Ученица рассказывает о писателе и его творчестве, используя свою презентацию.

 

 

    Учитель.

      - Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и самый трудный творческий путь.

       Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает  повествования о русских праведниках.

    Лесковский герой, очарованный странник, Иван Флягин – один из тех праведников, без которых “несть граду стояния”. С его судьбой мы познакомимся  в  11 классе на уроках по творчеству Николая Лескова.

     Рассказ “Матренин двор” имел исходное название “Не стоит село без праведника”. Такое нейтральное название предложил А. Твардовский ради публикации.

     Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области.

  1. Рассказ ученика о “Владимирской странице” Солженицына.

   Учитель.

     Обрести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий,

внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева. (Фотография Матрены Васильевны Захаровой).

        5. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главки)

          О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя  отчество” Игнатич.

- Что узнаем мы о нем из пролога?

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?

        Предположительные ответы учащихся: (Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”. Описание избы.)

- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

      (Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены).

- Как проходит обычный день у Матрены?

- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?

 (Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

 (Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)

- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?

 (“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”).

- Как относится Матрена к работе?

 (Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов).

- Как используют ее труд окружающие люди?

(Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.

“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.

    Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).

- А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.

- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это).

- Были ли в жизни Матрены минуты радости?

 Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради:  Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

6. Анализ 2 главки

- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?

(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?

- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?

- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)

Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради:   Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.

Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.

 

7. Инсценирование эпизода «Рассказ о прошлом» подготовленными учащимися из 9Б класса.

         Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.

“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.

- Что изменило обычный образ жизни Матрены?

- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.

(Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни).

 

         Фотография избы Матрены Васильевны Захаровой.

- Почему читатель верит ей?

- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?

- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?

- Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.

Подсказка для учащихся: (Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?

- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?

Учитель:

- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.

- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради:    Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Учитель:

- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

8. Выразительное чтение финала рассказа

- Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

- В чем смысл слова “праведник”?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”).

Праведник

У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Учитель:

- В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:

“Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись     (“ чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

- Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?

 

                

 

       (Автор не дает нам точного описания внешности своей героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрены).

       Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини.

Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.

Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души.

“У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.

   Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть.

     Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.

- В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради:   Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и

Л.Н. Толстой.

- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

- Кто сможет защитить “Матренин двор”?

( Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)

- Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

- Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

9. Слово учителя.

     Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод делают учащиеся под руководством учителя и фиксируют его в рабочей тетради:   Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности.

10. Ученица читает  стихотворение Булата Окуджавы

   В нашей жизни, прекрасной и странной,
   и короткой, как росчерк пера,
   над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
   Призадуматься и присмотреться,
   поразмыслить, покуда живой,
   что там кроется в сумерках сердца,
   в самой черной его кладовой.
   Пусть твердят, что дела твои плохи,
   но пора научиться, пора
   не вымаливать жалкие крохи
   милосердия, правды, добра.
   Но пред ликом суровой эпохи,
   что по-своему тоже права,
   не выжуливать жалкие крохи,
   а творить,
   засучив рукава.

11. Слово учителя

       Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.  Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра. Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается...

Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...

Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.

Матрена  Васильевна прожила свою жизнь,  как сказал Н.Рубцов «до конца,

до тихого креста..» и душа у нее осталась чиста.

12. Звучит песня “Живем мы не долго” .

13. Итог урока. Выставление оценок.

14. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос «О чем заставил  меня задуматься рассказ И.И. Солженицына «Матренин двор»?

 

 

 

 

 

    

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.

.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.Образ рассказчика.Тема праведничества в рассказе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019