Литературное чтение
«И. А. Бунин «Листопад»» Тема: И. А. Бунин «Листопад».
Цель урока: познакомить с отрывком из поэмы И. А. Бунина «Листопад»
Задачи:
1.Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».
2.Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
3.Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
4.Развивать образное мышление, речь, воображение.
5.Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
6.Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.
Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.
Формы работы: парная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» для 4 класса; портрет писателя; компьютер, мультимедийный проектор,
экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад».
Ожидаемые результаты:
на уроке будет создана благоприятная обстановка;
в ходе урока дети правильно сделают анализ стихотворения, сделают вывод о том, как важно видеть художественные
картины, созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному; Методы и приемы:
•
•
•
•
•
•
•
•
Рассказ
Беседа
Частичнопоисковый
Наглядный
Разметка текста
Вычитывание
Словесное рисование
Выразительное чтение
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности.
2.Актиализация знаний
3.Постановка и решение учебной задачи.
Подготовка к чтению
Первичное чтение
Проверка первичного восприятия
Анализ произведения
4.Рефлексия. Этап урока
1.Мотивация
учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
Придумано кемто просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро».
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Мне хочется, чтобы доброе настроение не
покидало вас на уроке и до самого вечера.
Мы начинаем урок литературного чтения.
Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
– Да это осень, а какие слова вам помогли
отгадать загадку?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на
уроке?
А что мы будем читать?
Ребята, сегодня на уроке мы увидим,
какой увидел осень великий мастер
русского слова писатель Иван
Алексеевич Бунин с его
Дети приготовились к уроку,
внимательно слушают
учителя.
Личностные УУД:
Учебно
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Это осень.
Листопад, т.к. он бывает
осенью.
Об осени, о природе
Стихи.
Коммуникативные
УУД:
Вступать в учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками. замечательным стихотворением «Листопад». Высказываются.
Дети внимательно слушают
учителя.
Коммуникативные
УУД:
Участвовать в диалоге,
в общей беседе.
Регулятивные УУД:
Умение сравнивать,
слушать собеседника и
вести диалог,
высказывать свою
точку зрения,
анализировать свою
работу, исправлять
ошибки.
Регулятивные УУД:
Планирование свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации.
2.Актуализация
знаний.
3.Постановка
учебной задачи.
Сегодня мы продолжим знакомство с
творчеством Ивана Алексеевича. Начать
знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы
Пётра Ильича Чайковского «осенняя песня».
Что вы услышали в музыке?
Что почувствовали?
Что представили себе, пока слушали музыку?
Эта пьеса называется «Октябрь».
Сегодня мы будем говорить об осени, о тех
явлениях природы, что связаны с ее приходом.
Будем учиться видеть те красочные средства,
которые помогают поэтам рассказать, как
красива природа.
Отрывок из стихотворения «Листопад» читает
учитель.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
А сейчас прочитаем это стихотворение про
себя.
Закончили.
Скажите, понравилось ли вам это стихотворение,
какое настроение автора вы почувствовали?
Читают про себя.
Да, понравилось. Мы
почувствовали радость,
восторг от красоты золотой
осени, чувство любования
осенью.
Познавательные
УУД:
Подведение под
понятие, выделение
следствий.
Постановка и решение
проблемы.
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме.
Создавать и
преобразовывать
модели. Регулятивные УУД:
Планировать
определять
последовательность
действий.
Какое время года описывает поэт? Докажите.
Какую картину вы представили, читая
стихотворение?
Что больше понравилось в стихотворении?
Чем восхищается автор?
Словарнолексическая работа.
Объясните значение слова завороженный?
Подберите синонимы к словам:
Лиловый
Золотой –
Багряный
Лазурь –
Подберите антонимы к слову замирает?
Молодцы! С заданием справились все.
Давайте вспомним, какие художественные
средства используют поэты в своих
стихотворениях.
1 часть (чтение первых 4 строк).
Прочитайте первые 4 строки стихотворения.
Давайте найдем в этой части художественные
средства, которые автор использовал в тексте для
того, чтобы мы увидели эти восхитительные
картины?
Кто главный герой этого стихотворения?
Поэт описывает осень.
Картину о природе. Лес,
много деревьев, падающих
листьев.
Очарованный, околдованный.
Лиловый – фиолетовый,
сиреневый;
Золотой – желтый;
Багряный – красный густого,
тёмного оттенка.
Лазурь – светлосиний цвет,
синева.
Возрождается, оживает.
Читают первое
четверостишье.
Находят художественные
средства.
Лес.
Анализ Какие краски использует поэт, при описании
осеннего леса?
С чем сравнивает поэт лес?
Найдите и зачитайте этот отрывок.
Что такое терем?
2 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает
в пёстрый терем свой» (10 строк)
С помощью, каких слов и выражений автор
рисует берёзы? Зачитайте.
Что говорит о елочках?
Какие еще деревья автор увидел в осеннем лесу?
Почему образуются просветы? С чем автор
сравнивает эти просветы?
Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?
Удалось ли автору показать сходство осеннего
леса с расписным теремом?
Кто хозяйка терема?
Докажите словами текста.
Какая Осень, веселая или грустная? Почему?
Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой
вступает в пестрый терем свой”.
Кто такая вдова?
Почему говорится «тихой вдовой»?
Лиловая, желтая, багряная,
лазурь, золотой.
С теремом.
Высокий богатый дом с
покатой крышей, с
надворными постройками;
жилое помещение в верхней
части такого дома.
Зачитывают.
Клёны.
С оконцами терема.
Т.к. раньше в теремах были
маленькие окошки.
Осень.
Грустная
Осень наступает постепенно
Автор показывает внешнюю
красоту леса, но близится
конец этой красоте, она тихо
угасает, как жизнь женщины,
потерявшей мужа. В её жизни
нет больше радости и веселья.
Регулятивные УУД:
Планирование свое
действие в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации. Осень напоминает нам эту
женщину.
Олицетворение
Автор рисует паутинку,
похожую на серебряную сеть.
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из
серебра".
В дни теплых дней бабьего
лета.
Какой прием использует автор, называя Осень
вдовой? Докажите использованный прием.
3 часть до слов «На паутине замирает,
пригретый солнечным теплом».
Опишите своими словами картины, которые вы
увидите, и соотнесите их с текстом.
А когда бывает много паутины?
А я увидел мотылька, похожего на белый
лепесток.
Это последний мотылек, уже нет насекомых.
Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло,
приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
День солнечный, яркий:
"Сегодня так светло кругом"…
4 часть
А теперь прочитайте от строк «…сегодня так
светло кругом…. и до …расслышать листика
шуршанье…»
Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?
А почему о тишине автор говорит, что она
"мертвая"?
Попробуйте найти в стихотворении слова, в
которых употребляются звуки, передающие
шуршание листика.
Какой звук повторяется в этом отрывке? Для
чего?
Этот приём называется звукопись. Ещё в
стихотворении присутствует обонятельный образ.
Попробуйте найти его.
Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?
Как можно догадаться, что красота осени
недолговечна?
Почему в стихотворении несколько раз
повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать
Бунин своим читателям?
Можно ли назвать Бунина художником слова?
Мертвое молчанье, можно в
этой тишине расслышать
листика шуршанье
Чтобы понять, что в лесу
нет никаких звуков: ни шума
ветра, ни птичьих голосов "в
лесу и в синей вышине"…
А еще чтобы услышать на
фоне такой тишины еле
заметные звуки падающего
листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика
шуршанье".
"молчанье" ч ;
"вышине" ш ;
"можно" ж ;
"тишине" ш ;
"расслышать" ш ;
"шуршанье" ш .
Звук эс, ш, для того чтобы
передать шорох листьев.
«Лес пахнет дубом и
сосной».
Чтобы легче было
представить картину осеннего
леса.
Познавательные
УУД:
Подведение под
понятие, выделение
следствий.
Постановка и решение
проблемы.
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме.
Создавать и преобразовывать
модели.
Почему?
Работа в парах: поиск выразительных
средств языка
Для того чтобы так замечательно описать лес
осенью поэт использовал средства
художественной выразительности.
Какие вы знаете средства художественной
выразительности?
I ряд находит и подчёркивает сравнения
II ряд эпитеты
III ряд – олицетворения
Проверка.
5 часть Прочтите заключение.
Бунин заканчивает свое стихотворение теми же
словами, с которых начал. Он как будто осмотрел
всю поляну кругом и снова увидел те же деревья,
которые поразили его воображение в самом
начале.
Как вы понимаете последнюю строчку этого
стихотворения?
Какое настроение надо передать при чтении?
Какие строки повторяются?
Одинаково ли их надо читать?
Почему?
Олицетворения, сравнения,
эпитеты.
Лес удивлен, потрясен.
Радость, восторг, любование
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Нет. 1 – более громко,
восторженно, 2 – спокойно,
тихо.
Когда автор входит в лес он Прочитайте стихотворение про себя и
подготовьтесь к выразительному чтению.
Чтение стихотворения учащимися вслух.
Упражнение 3 (самостоятельно).
им восхищается, а в конце
замечает, что там тихо и
старается не нарушать покой
леса.
Подготовка к
выразительному
чтению
стихотворения
учащимися.
4.Рефлексия
И. А. Бунин. Листопад
Восхищение, грусть.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль
деятельности,
самооценка
результатов работы.
С каким стихотворением вы познакомились на
уроке?
Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Совпало ли ваше настроение с настроением
автора?
Очень важно замечать красоту окружающего
мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее
сохранить эту красоту.
Домашнее задание: Упражнение 1. Выберите
понравившиеся фрагменты стихотворения и
проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок текстом.
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
И. А. Бунин «Листопад»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.