Цель урока: выяснить тематику цикла «Темные аллеи» Бунина, познакомиться с одноименной новеллой.
Задачи:
предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.
00000000.docx
Дата: Класс: 10 урок 5051
Тема: И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
Цель урока: выяснить тематику цикла «Темные аллеи» Бунина, познакомиться с одноименной новеллой.
Задачи:
предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать
навык определения темы и основной идеи рассказа;
личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности
за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
наглядно
сти
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Дети записывают
свои пункты плана.
Отвечают на вопросы
учителя.
учебник
3
мин.
5
мин.
20
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха
II. Мотивация изучения нового материала. С помощью
наводящих вопросов, учитель подводит к изучению нового
материала. По методу «Таксономия Блума» проверяет домашнюю
работу.
III. Актуализация знаний По методу «ДЖИГСО» осуществляет
усвоение нового материала.
Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью
Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов
из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят»,
«Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали»,
«Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет
сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе
рассказы впервые начали печатать с 1955 года.
Учитель: Обратимся к дневнику писателя: «Плохо мы живём в Грассе, очень
плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой
плавает чтото мерзкое, морковка какаянибудь. Это называется
супом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша
нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».
Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из
лучших книг русской литературы. И о чём? О любви!
Русская классическая литература долгое время решала
философсконравственные проблемы, а любовь отступала на
второй план. Л. Н. Толстой в 80е годы пришёл к мысли, что
любовь – это грех, это нечто постыдное. В «Крейцеровой сонате»
он писал: «Предполагается в теории, что любовь есть нечто
идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто
мерзкое...»
Преклоняясь перед Толстым, Бунин всё же никогда не мог
согласиться с его словами. «Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
10
мин.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Разбор рассказов «Чистый понедельник», «Натали», «Лёгкое
дыхание»
Демонстрируют свои
знания.
Учитель: Герои рассказа «Чистый понедельник» молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу и ... несчастливы.
Название рассказа яркое, точное, вместе с тем
многозначное. Что значит для человека этот день недели –
понедельник?
Обычно с понедельника человек решает изменить
свою жизнь.
Учитель. Верно. Но не день недели определяет поворот в жизни, а
внутренние часы человека, которые идут по своим законам. К
смыслу заглавия мы вернёмся чуть позже, а сейчас давайте
прочитаем отрывок из рассказа.
«Первый день Великого Поста называется Чистым
понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают
все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на
легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не
принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители
облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению
становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится
чтение псалмов и молитв,
призывающих нас к сердечному
сокрушению о грехах».
в
художественный мир рассказа. Какие особенности произведения
вы заметили?
попытаемся
проникнуть
Давайте
Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.
Почему нет имён у главных героев рассказа?
Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое:
человека, отношения
важно показать внутренний мир
между людьми, переживания героев.
А есть ли в рассказе имена собственные? Какова
их роль?
Есть. Это фамилии, названия улиц, какихто московских
местечек.
Значит, в этом рассказе судьба героев тесно
переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя
внимание героиня. Что можно сказать о ней?
Натура очень сложная, загадочная, во многом она
непонятна герою. Она зачемто училась на курсах, разучивала
начало «Лунной сонаты», зачемто повесила над диваном
портрет босого Толстого.
А на вопрос: «зачем?» пожимала плечами: «А зачем всё
делается на свете? Разве мы понимаем чтонибудь в своих
поступках?» Всё, что делает героиня, похоже на поиск себя; но
её ничто не удовлетворяет.
Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?
Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они
встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр.
Как относится к такой жизни героиня?
Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет
ничего пошлее театральных капустников, она уходит с
концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был».
Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались
в столице, ей кажется «до того высокопарным, что
совестно читать».
Почему же героиня продолжает посещать
капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой,
обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?
Можно ответить строчками текста: «Похоже было на
то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом...»
А герой? Он нужен?
Герой тоже чувствует себя ненужным. Он говорит: «Не
представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите
вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках,
входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и
послезавтра будет всё то же, думал я, все та же музыка и
все то же счастье!»
Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И
герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт?
Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня
вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем
узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в
монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей
кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях
сохранилось «чувство родины её стороны».
Учитель. Да, героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её
мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья.
Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество
несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью.
Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.
Бунин ставит героиню перед выбором. Что она
выбирает?
Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее,
ей хочется в прошлое.
Разрыв с настоящим происходит в Чистый
понедельник. Почему так назван рассказ?
В этот день героиня очистилась от праздной,
бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты,
духовности в современном мире, героиня уходит из него туда,
где, ей кажется, они есть: в монастырь.
: В финале рассказа происходит узнавание героини: она, её душа
высь; он и связанное с ним настоящее, земное. И. А. Бунин считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый
рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник»
он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей:
«Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый
понедельник».
А вот читателям больше полюбился рассказ «Натали».
Бунин вспоминал, как никто не мог поверить, что всё это
выдумка.
Сначала Бунин хотел написать весёлую вещь. Герой
разъезжает по усадьбам, подобно Чичикову, но ищет не
«мёртвые души», а любовные приключения. Вышло же совсем не
весело.
Давайте вспомним, как начинается рассказ? Как ведёт
себя Мещерский, главный герой произведения?
Начинается рассказ легко и непринуждённо. Мещерский в
поисках «любви без романтики» готов завести роман с Соней
и притвориться, что влюблён в Натали. И даже зловещее
предзнаменование крупная летучая мышь в его комнате не
заставляет его ни о чём задуматься.
Меняется ли поведение героя во второй части
рассказа?
Мещерский попрежнему беззаботен, хотя уже сразу, едва
взглянув на Натали, понял, что «даже помыслить не смеет о
возможности поцеловать её с такими же чувствами, с
которыми целовал вчера Соню!»
Учи Обратите внимание на подсказку автора намёк на печальный
финал этой истории: красная бархатная роза, которую Соня
оставила в комнате Мещерского, стала к вечеру вялой и
лиловой. Так же быстро увянет их чувство.
Как изображает автор героя в третьей части рассказа?
Отчего Мещерский так мучается?
В третьей части Мещерский не знает ни минуты покоя.
Он мучается, ему кажется, что Бог наказал его. Он думает,
что любит обоих девушек, но поразному. Мучительно
обожает Натали и в то же время испытывает телесное
упоение Соней.
Когда же герой понимает, что его чувство к Соне
ненастоящее?
В четвёртой части Мещерский начинает мечтать: «... не
навек я связан с Соней, не век же мне да и Натали гостить
тут, через неделю я всё равно должен буду уехать и тогда
конец моим мучениям».
Что убеждает нас окончательно в том, что чувство
героя к Соне напускное?
В шестой и седьмой частях рассказа, где повествуется о
дальнейшей жизни Мещерского, он только один раз вспоминает
Соню, но не свое чувство к ней, а её насмешливые слова о любви
«до фоба», и думает, что такая любовь существует, и именно она связывает его и Натали.
5
мин.
Как складывается дальнейшая жизнь героев? Что
понимают они?
Мещерский и Натали снова встречаются. Они понимают,
что были всётаки счастливы, несмотря на разлуку. «Разве
бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в
мире не даёт счастья?» спрашивает Натали.
Каков финал рассказа?
«Теперь мы вместе и уже навсегда»,говорит героиня
любимому. Но счастье длится недолго. Несколько месяцев
любви, а «в феврале она умерла от родов на Женевском озере».
Рассказ «Лёгкое дыхание». О чём этот рассказ и почему
он так назван?
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить.
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Дерево
Блоба
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
И. И.А. Бунин. «Темные аллеи», «Легкое дыхание».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.