Идеал человека.
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Идеал человека.

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы
rtf
МХК +1
8 кл—10 кл
31.07.2018
Идеал человека.
Материал для подготовки урока по МХК и обществознанию на тему "Поиск идеала человека в эпоху Античности" даст возможность учителю проиллюстрировать ход урока высказываниями мыслителей Древней Греции, философов Древнего Рима. Познакомить учащихся с изменениями в представлениях человечества об Идеале человека в зависимости от нравственного состояния исторического общества.
рим чел.rtf
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА. Многообразие идеалов человека в  античную эпоху было обусловлено конкретно­ историческими обстоятельствами и социальными  факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной  степени отражавшем идеологию господствовавшей в  раннем полисе (аристократический полис) родовой  знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве  идеала не только традиционный образ героя­вождя, но  и личность, наделенную чувством моральной  ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв  уважать человеческое достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойственный  греческой мифологии антропоморфизм выразился в  том, что божества в эпосе Гомера буквально  скопированы с людей (сочетание «эпической  объективности» с явственно обозначившейся  творческой субъективностью), а строгая иерархия  сонма олимпийских богов отражает социальную  структуру аристократического полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток  горький опыт земледельцев, притесняемых родовой  знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к  прошлому представляет собой мечту о мире, свободном  от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны  уважения труд и социальная справедливость. О том,  что прежний аристократический идеал человека  утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние  произведения греческой лирической поэзии. Во многих из них, написанных под впечатлением социальной  борьбы 7—6 вв. до н. э., выдвигается требование  индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха  открыто отвергаются аристократические моральные  ценности. Одновременно представители ионийской  натурфилософии, преодолевшие мифологическое  мышление, способствовали становлению нового идеала  человека. В их понимании человек проникнут верой в  возможность разума и не вычленен из общекосмической сферы (эволюционная теория антропогенеза  Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально­ экономическое, общественно­политическое и  культурное развитие демократического полиса  породило веру в творческий потенциал человека. Судя  по произведениям великих трагических поэтов, далеко  не сразу была преодолена тенденция постоянно  подчеркивать слабость и беззащитность человека. Для  гражданина полиса идеал — предоставление всему  свободному населению возможности активно  участвовать в политической и культурной жизни (это  подчеркивается в приводимой в сочинении Фукидида  речи Перикла над телами павших афинских воинов).  Эти воззрения были порождены гуманистическими  мотивами и привели к появлению идеала гармонически  развитой личности (он возник под влиянием  разработанного выразителями интересов родовой  аристократии учения о калогатии). Однако  ограниченность подобного гуманизма заключалась в том, что метеки, рабы и женщины были лишены  политических прав. Качественно новое в этом типе  идеала человека было порождено стремлением изучить  творческий потенциал человека и воздействие на него  прогресса культуры (Протагор, Демокрит). В  философских учениях большее внимание уделялось  проблеме индивидуума (тезис Протагора «человек есть  мера всех вещей»). В изобразительном искусстве поиски нового образа человека породили отход от статичности  архаического стиля и поиски возможности передать  подвижность человеческой фигуры. На начальной  стадии кризиса полиса (начало 4 в. до н. э.)  усилившиеся индивидуалистические тенденции наряду с попытками выйти из узких полисных рамок привели к  отходу от коллективизма. Этика в этот период  обогатилась рационалистической моральной теорией  Сократа и его осмыслением изречения «познай самого  себя». Принявшее широкие масштабы имущественное  расслоение граждан породило множество  представлений об идеальных типах как человеческой  личности, так и общества. Намерение богачей  ограничить рабовладельческую демократию и их  демонстративное презрение к производительному труду еще более усилило разрыв между ними и массой  обедневших граждан. Рост самосознания последних  нашел выражение в учении киников, отрицавших  государство, официальную религию, общественную  мораль и противопоставлявших им новые ценности (космополитизм, прославление тружеников). Наиболее  видные идеологи богатых все активнее отстаивали  идею воспитания («Paideia»). Одни из них стремились  использовать ее исключительно в целях практической  политики (Исократ), другие рассматривали ее только в  плане «Bios theoretikos» (Платон, Аристотель),  поскольку предполагали, что наука может развиваться  лишь в сфере мышления, а не в сфере опыта.  Аристотель, взяв на вооружение прогрессивные  традиции философских учений 5 в., всесторонне  проанализировал сущность человека и общества  (человек как «общественное существо», этика,  основанная на эмпиризме). В эпоху эллинизма в  условиях расширения масштабов кризиса полиса и  обострения социально­политических противоречий  зародилось новое представление о человеке, связанное с поисками разрешения социальных проблем. Идея  равенства всех людей и единства их культур (киники,  стоицизм) еще более потеснила полисную идеологию,  основывающуюся на принципе обособления граждан в  рамках одной общины. Зенон описал идеальное  государство, в котором равны все — рабы и господа,  греки и варвары, мужчины и женщины. Если, однако,  эта утопия не сыграла особой роли в общественной  жизни, поскольку стоики все больше приспосабливали  свои взгляды к существующим порядкам, то созданный  Ямбулом утопический образ «государства Солнца»,  видимо, породил требования ликвидации неравенства, которые встретили отклик широких масс во время  восстания Аристоника (132—129 до н. э.). Эпикурейский идеал дружбы создал новые социальные и этические  ценности, поскольку среди учеников Эпикура были и  женщины, и рабы. Следуя просветительским традициям  ионийской натурфилософии, Эпикур активно боролся  против суеверий и страха перед богами. Усилившийся  интерес к отдельному человеку в философии,  литературе и изобразительном искусстве проявился во  внимании к его индивидуальным чертам (трактат  «Характеры» Теофраста, комедии Менандра,  натуралистически выполненные статуи и портреты). В  Риме в период ранней Республики такой  идеологический принцип как приверженность своему  аристократическому роду и государству служил  критерием при формировании идеала человеческой  личности у представителей господствующего слоя. Они  видели высшую ценность человека в приумножении  славы своего рода, участии во внешней экспансии и  укреплении власти нобилитета. Идеализированные  старинные обычаи (mos maiorum) предписывали жить по заветам предков. Необыкновенное мужество в бою,  героическая смерть, беспрекословное повиновение и  дисциплина считались высшими моральными  ценностями, а служба в армии, выполнение  обязанностей магистрата и занятие должностей в  жреческой коллегии рассматривались как служение  общественному благу и возможность проявить себя. Официально признанные нормы поведения  утверждались с помощью эпической поэзии (Невий,  Энний), историографии (Катон Старший),  прославлением традиций, организацией торжественных похорон (лаудация) представителей правящего  сословия и составления соответствующих надписей на  их могилах (например, элогии Сципиона). Если успехи,  достигнутые в социальных столкновениях эпохи ранней  Республики, первоначально способствовали подъему  самосознания неимущего свободного населения, то по  мере ограничения политических прав плебса его  идеология менялась, а идеалы обретали сходство с  идеалами нобилитета. Свой идеал человека у низших  слоев мог возникнуть только на почве религиозных  представлений (например, божества — покровители  семьи и земельного надела) или под влиянием образов  прошлого (например, Сервий Туллий и некоторые  другие цари, считавшиеся «добрыми правителями»). Во  2 в. до н. э. под влиянием греческой философии  некоторые представители аристократии стали  рассматривать в качестве идеала всесторонне  развитую личность и выступать за расширение  контактов с гражданами других государств. Однако эта  тенденция, как и некоторый интерес к рационализму и  просветительству (Энний, члены т. н. «кружка  Сципиона»), проявлялась только в высших слоях  общества. Выработанное в 1 в. до н. э. четкое понятие  «Humanitas» («Auctor ad Herennium», Цицерон) представляло собой первую попытку римлян одним  термином определить сущность человека. Для  Цицерона идеал человека воплотился в образе  «совершенного оратора», сочетавшего солидную  теоретическую подготовку с активной общественной  деятельностью. В эпоху Августа прославление  древнеримских доблестей широко использовалось в  интересах официальной идеологии принципата. Это  нашло отражение как в творчестве поэтов, писавших  еще в период поздней Республики (неотерики, Катулл),  так и поэтов младшего поколения, которым любовная  тематика казалась не менее важной, чем морально­ политическое содержание (любовная элегия). В эпоху  Империи идея о единстве человеческого рода (влияние  стоицизма) сочеталась с концепцией установления  мировой гегемонии Римской державы. Для преодоления кризисных явлений предлагалось выработать в себе  необходимые моральные качества, позаботиться о  культурных ценностях (идеал — мудрец, достигший  добродетели и бесстрастия, призыв к спокойствию и  невозмутимости у Сенеки Младшего). Послания ряда  иудейских сект, а затем и христианские трактаты  свидетельствовали о нарастании недовольства римским владычеством. Раннее христианство, представлявшее  собой форму протеста против официальной римской  религии и идеологии иудейской жреческой знати,  выражало помыслы и чаяния рабов и обездоленных  (идеал всеобщего равенства, уважение к бедности и труду, призыв к отказу от собственности). Пессимизм,  мистика и идеи ухода от действительности получили  широкое распространение в религии и философии  эпохи Империи и периода поздней античности,  наложили отпечаток на произведения  изобразительного искусства и составили содержание  нового идеала человека, отличного от идеала эпохи  расцвета античной культуры. Образ человека в культуре Древнего Рима В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в  восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась  активная новая сила на Апеннинском полуострове ­  молодое римское государство, сформировавшееся в  процессе борьбы. Существует мнение о том, что  римская культура вторична по отношению к греческой,  что римляне не создали ничего значительного,  поскольку они следовали греческим образцам в разных  сферах культурной практики. Такова точка зрения О.  Шпенглера, А. Тойнби и др. Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим  в разных сферах культуры. Но, во­первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям,  воплощенным в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других  народов. Во­вторых, они перерабатывали  инокультурные элементы по­своему, в соответствии с  римскими традициями, внося немало специфического.  В­третьих, культура Древнего Рима ­ это явление  сложное и многообразное, отличающееся пестротой  форм, направлений, что имеет историко­культурные  корни. На территории современной Италии жили  разные народы индоевропейского происхождения:  латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с  неясной языковой принадлежностью). Все они также,  особенно этруски, внесли свою лепту в формирование  культуры Рима. Особенности и ценности древнеримской культуры  достаточно явственно проявляются в художественной  культуре. Она охватывает литературу, архитектуру,  изобразительные искусства, музыку и другие области  творческой деятельности, где ярко проявляется  взаимовлияние римской, греческой, эллинистической  культур, но, усвоение инонациональных традиций  происходит не механически, а в соответствии с  римскими традициями [2]. Заимствуя многое у греков и  варваров, Рим и в этой сфере культуры создает  ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его  владычества и, в пределах римского государства, и  римлянами и неримлянами. Скульптура Рима складывалась также вод  воздействием традиций разных народов, особенно  греков, этрусков, по­своему переплавляя их. (Например,  обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов).  Ввозились из покоренных стран ценности, статуи,  прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли  свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме  наибольшее распространение получили скульптура и  скульптурный рельеф, в основном исторический. В  римской пластике нет установки на воплощение идеала  человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской  скульптуры ­ ее портретность, отличающаяся яркой  реалистичностью (например, портрет неизвестного  римлянина, скульптурные портреты императоров  Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать  облик человека так, как он есть. Скульптурные  изображения подчас не просто правдивы, но  разоблачительны. Это исторические документы эпохи.  Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его  захватнической политикой, произволом, праздностью и  расточительностью римской знати. По словам Ювенала, "Свирепей войн налегла на нас роскошь"1. Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно­ технических достижений. Так, в строительстве­ архитектуре применение обожженного кирпича и так  называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и  купола больших объектов. Техника обработки мрамора,  облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого  уровня. Все это позволило римлянам создавать  грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани­термы). И эти  сооружения, помимо всего прочего, выражали идею  величия Рима, особенно императорского. В скульптуре  для этого наиболее подходили величественный стиль  Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета,  греческих скульпторов, на которых стали  ориентироваться скульпторы римские. Но они  превосходили греков в тонкостях деталей и отделки  мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в  статуях, в частности портретных, сказывалась  особенность римской художественной культуры, ­  нацеленность на выявление портретного сходства с  острыми изобразительными характеристиками. Эта  особенность видимо связана с римской традицией  изготовления "имагинас", точных скульптурных  изображений умерших старших. Римляне создали свой  жанр портрета в скульптуре ­ портретные статуи  (традиции этрусков). Это тип статуи "тогатус",  изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся  простотой и правдивостью образа. Реализм римского  скульптурного портрета, органично сочетающийся с  элементами идеализации образов, до сих пор  производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое  характерное в человеке, вплоть до выражения  особенностей его внутреннего, духовного мира,  душевного настроя [1]. Скульптурные портреты передают индивидуальность  человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица.  Здесь и правители, и простой люд. Например,  явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды,  свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала  конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа.  Его называли философом на троне. Во взгляде, в  выражении лица скульптор пытается передать  внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура  смыкается с рельефной скульптурой. Ряд  триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку  Тита. Изображения на колонне Траяна показывают  победоносные войны императора с даками [2]. К концу империи, правда, и величественность  сооружений и реалистичность скульптурных портретов  ­ как бы смазываются. Кризисные явления в жизни  вызывают в изобразительном искусстве тяготение к  помпезности, эклектичности и повышенной, порой  безвкусной, декоративности. Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно,  хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н.э. появляются первые известные поэты и  римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов "игр" во время празднеств. В III­II вв. до н.э. появляются первые  римские трагедии. Трагедию Энния "Амбракия" считают  первой трагедией на римскую тему. Но если в Греции  появились великие трагики и социально заряженные  комедиографы (Аристофан, Менандр.), то в Риме явное  преимущество имела комедия, которая начинает  ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых  ситуаций, комедию интриги. Пользовались популярностью комедии Тита Макция  Плавта (около254­184гг. до н. э). Хотя они  подражательны, написаны под влиянием  новоаттической (греческой) бытовой комедии, а герои  носят греческие имена, но коллизии живо напоминают  римскую жизнь, реальные жизненные ситуации. В  произведениях Плавта отражены интересы, взгляды,  эталоны, нормы поведения городского плебса. Здесь и  протест против ростовщичества, аристократического  чванства, грубости наемников ("Хвастливый воин",  "Амфитрион" и др.). Его герои условны (раб,  прихлебатель, сводник и пр), но язык свеж,  разнообразен, богат образными выражениями, удачно  пародированы расхожие выражения, используемые в  официальной практике, в суде и т.д. Он использовал  разговорную речь разных слоев. Комедии Плавта, где  явственно выражены социальные мотивы с позиций плебса, пользовались успехов у широких зрительских  слоев. Такие римские комедиографы как Плавт и  Теренций, осмеивали жажду накопления,  ростовщичество, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи [2]. В I­II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая  форма, так называемый "античный роман", с  сатирическим, комическим содержанием, низменно­ бытовыми действиями героев и шутками ("Сатирикон"  Петрония и "Золотой осел" Апулея). Создателем  собственно римского литературного жанра "сатуры"  (сатиры) явился Луциллий (180­102гг. до н. э). Это  свидетельствует о том, что римская литература  нащупывает свои пути развития, приобретает  самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura)  означает блюдо, состоящее из разных плодов. У  Луцилия сатура ­ смешанная литературная форма,  соединяющая разные элементы, дидактические и  литературно­полемические мотивы. Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме  значительное развитие. Популярно­этические  рассуждения с критикой современных нравов,  осуждение пороков современного ему общества  (клятвопреступления, жадность, стремление к роскоши  и пр) с целью исправления нравов способствовали  возникновению нового жанра ­ классической  стихотворной сатиры (Гораций, Персий, Ювенал) [2]. Сатира выявляет наиболее темные стороны жизни "О,  заботы людей, о, сколько в делах их пустого"1.  Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные,  яростные, и сегодня производят огромное впечатление  на читателей. Из новых жанров наиболее важным оказались формы  лирические, элитарные и низовые. Здесь особенно  плодотворными оказались греко­римские  взаимовлияния. Лирическая поэзия зародилась в  римской государстве в I в. до н.э. (период кризиса  республики) в кружке молодых поэтов, где самым  талантливым был Катулл (примерно 87­54гг. до н. э). Он  первым ввел в употребление в латинской поэзии  различные размеры, используемые в греческой поэзии.  В его лирических стихах, посвященных Клодии, сестре  народного трибуна Клодия, ярко выражено личностное  начало ­ с удивительной искренностью переданы и  страстная любовь, и мучительная горечь разрыва, и  счастье примирения. Эти стихи стали одним из лучших  образцов римской поэзии и основой ее развития [2]. Римская поэзия достигла своих высот в так называемый  "век Августа", "золотой век" римской литературы.  Восхвалением старины и Августа проникнуто  творчество лучших лирических поэтов: Вергилия,  Горация, Овидия, Тибулла. Выход на первый план  лирики не случаен. В эпоху кризиса республиканских  идеалов и эталонов, ценностей гражданской общины наибольшую значимость приобретает личность,  освобождающаяся от связей с коллективом, ее  индивидуальные особенности, идеалы. По образцу  Гомера, Вергилий (70­19гг. до н. э) написал "Энеиду",  исполненную римским духом, где изложил  мифологическую историю Рима, возвел род Августа к  олимпийским богам, что вполне соответствовало  изменившемуся менталитету римлян. По его мнению,  великие мужи Рима, к коим относится и Август, сильны,  мужественны, отличаются суровой простотой и  благочестием (pietas) и тем самым являются  воплощением римских ценностей. Как выходец из низов, он воспел также труд в сельском хозяйстве ("Георгики"  ­ "О земледелии"), сельскую тишину, мир, простые  сельские радости ("Буколики"), где прославил труд,  трудолюбие как главную добродетель римлянина [2]. Публий Назон Овидий (43 до н.э. ­ 17 н. э) довел до  совершенства разработку любовных мотивов как  излияний автора. В "Метаморфозах", где излагаются  мифы о превращениях людей в животных, растения,  камни, а обожествленный Август становится звездой,  лирические эпизоды с мифологическими персонажами  разработаны особенно искусно. Величайшей поэмой,  самым популярным после "Энеиды" произведением  римской литературы стали "Метаморфозы". В  "Лекарстве от любви" в насмешливой форме автор  нарисовал современное общество, его нравы, за что был выслан на Черное море (Понт Эвксинский). Легкость его стиха, острота сюжетов ценились высоко, но не власть  имущими [2].

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.

Идеал человека.
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.