Я знал одной лишь думы власть
Одну – но пламенную страсть...
Начало урока:
На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об особенностях композиции поэмы “Мцыри”, об отношении автора к своему герою и определили идею произведения.
- Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24 главы – исповедь, герой рассказывает о своих мыслях и чувствах).
- Почему именно такую форму выбрал писатель?
- При чтении любого художественного произведения чувствуется отношение автора к своему герою. Каково отношение Лермонтова к Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его духа).
- Какова идея* поэмы? (*Идея – отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы с вами знаем, что идею свою писатель воплощает в художественных образах (идея в них живёт и развивается, движет действие).
Лермонтов утверждает идеал свободной личности, её права на жизнь, независимость.
Задачи урока.
Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова
"Мцыри"
Я знал одной лишь думы власть
Одну – но пламенную страсть...
Начало урока:
На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об особенностях композиции поэмы “Мцыри”, об отношении
автора к своему герою и определили идею произведения.
Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24 главы – исповедь, герой рассказывает о своих мыслях и
чувствах).
Почему именно такую форму выбрал писатель?
При чтении любого художественного произведения чувствуется отношение автора к своему герою. Каково
отношение Лермонтова к Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его духа).
Какова идея* поэмы? (*Идея – отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы с вами знаем, что идею
свою писатель воплощает в художественных образах (идея в них живёт и развивается, движет действие).
Лермонтов утверждает идеал свободной личности, её права на жизнь, независимость.
Задачи урока.
Итак, мы подошли к теме урока и к задачам, стоящим сегодня перед нами. Они довольно сложны и потребуют от
вас сосредоточенной, целенаправленной исследовательской работы. Я подчёркиваю слово исследовательской,
так нам предстоит заглянуть в мастерскую художника слова. Что же это за задачи? Их две.
Литературоведческая: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской
идеи.
Лингвистическая. На уроках русского языка мы изучили тему “Однородные члены предложения”. В
художественной литературе конструкции с однородными членами имеют экспрессивные возможности.
Понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами
работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.
Новая тема.
Одна из основных проблем поэмы – проблема свободы. Все, что с ней связано, стягивается к трём тесно
соприкасающимся и последовательно расположенным художественным образам. Каким? (Монастырь – природа
– Родина).
Работа с текстом. Монастырь. Герой и люди.
Как воспринимает его Мцыри?(Кельи душные, сумрачные стены, плен, тюрьма).
Почему Мцыри чувствует себя одиноким, ведь есть монахи, почему они не кажутся ему спасителями? (Разные
взгляды на жизнь.Они требуют отказаться от себя, от убеждений, надежд и от свободы.)
Подведем небольшой итог и свяжем с темой: все, что связано с монастырём воспринимается как враждебное
живой душе, как противоестественное, так как монастырь враждебен воле, подавляет человека. Герою это
чуждо, он не принимает мир как данность.
Что предпринимает герой? Какую цель преследует? (Текст.Узнать, прекрасна ли земля...)
Что же узнал и увидел Мцыри, вырвавшись из монастырского плена? (Природа многогранна, она меняется, то
показывая свои прелести, то поворачивается мрачной стороной к герою.)
Работа с текстом. Герой и природа.
Проследите, как меняются картины природы. Как вы думаете, почему природа меняется? (Очень часто
описание природы сравнивается с человеческой жизнью.Поэт наделяет её теми же качествами, которые
присущи людям). Как это связано с идеей произведения? (Всё в мире природы существует свободно. В этом смысл жизни.
Человек тоже рождён для воли).
Почему здесь Мцыри не чувствует себя одиноким? (Здесь жизнь, с её напряжениями, бурями, опасностями. Всё
это сродни характеру героя).
Что является для Мцыри идеалом свободы? (Родина. Хотя герой попадает в плен ребёнком, он постоянно
держит в памяти родные картины. Текст.Родина ему дороже всех благ.Текст.)
Почему, ради чего страдает Мцыри? (Образ Родины особенный в поэме. Лермонтов нарисовал идеальное,
свободное, гармоническое общество.Герой верит в этот реально существующий идеал. Вера помогает ему в
жизни. У него есть цель, захватившая всё его существо. У каждого человека должна быть цель в жизни, тогда
только жизнь будет иметь смысл.)
Почему же герой умирает? О чём жалеет в последние минуты? (Работа с эпиграфом.)
Перед нами прошла короткая, трагическая, но яркая жизнь юноши – горца. Мы волновались, переживали вместе
с героем.
Какие средства выразительности помогают нам увидеть, пережить события и понять авторскую идею? Какое
средство встречается чаще всего? (Сравнения. Примеры текст.)
На сегодняшнем уроке мы поговорим о выразительных возможностях конструкций с однородными членами.
Дайте определение однородных членов предложения.
В каких эпизодах чаще всего используются конструкции с однородными членами? (Работа в группах.Учащиеся
находят эпизоды, зачитывают.)
Рассмотрим эпизод, который является кульминационным в поэме. Что называется кульминацией? Какой
эпизод, повашему, является кульминационным? Почему? (Коллективная исследовательская работа – анализ
эпизода “Бой с барсом”. В нём – честная борьба, проявление силы, мужества, то есть лучших качеств героя. Поэт
любуется отвагой, мужеством Мцыри. В этом эпизоде всё подчинено выявлению душевного состояния героя –
слова, интонация, ритм стиха, система переносов, пауз. Найдите однородные члены предложения. Какие
конструкции здесь преобладают? (С однородными сказуемыми.Предложения с однородными сказуемыми
обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.)
Какую же роль в выражении авторской идеи играют однородные члены предложения? (При помощи
однородных членов Лермонтову удаётся выразить душевное состояние героя, нарисовать картину родины
Мцыри, показать готовность вступить в борьбу, проявить отвагу, мужество, чтобы утвердить себя как личность.)
Чтение наизусть.
Итог урока.
Как вы думаете, а сегодня проблемы, поднятые в поэме “Мцыри”, актуальны? Что это за проблемы?