Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я знал одной лишь думы власть Одну – но пламенную страсть... Начало урока: На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об особенностях композиции поэмы “Мцыри”, об отношении автора к своему герою и определили идею произведения. - Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24 главы – исповедь, герой рассказывает о своих мыслях и чувствах). - Почему именно такую форму выбрал писатель? - При чтении любого художественного произведения чувствуется отношение автора к своему герою. Каково отношение Лермонтова к Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его духа). - Какова идея* поэмы? (*Идея – отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы с вами знаем, что идею свою писатель воплощает в художественных образах (идея в них живёт и развивается, движет действие). Лермонтов утверждает идеал свободной личности, её права на жизнь, независимость. Задачи урока.
Иконка файла материала Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова.doc
Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" Я знал одной лишь думы власть Одну – но пламенную страсть... Начало урока: На прошлом уроке, ребята, мы с вами говорили об особенностях композиции поэмы “Мцыри”, об отношении  автора к своему герою и определили идею произведения. ­ Как построена поэма? (2 главы – экспозиция, 24 главы – исповедь, герой рассказывает о своих мыслях и  чувствах). ­ Почему именно такую форму выбрал писатель? ­ При чтении любого художественного произведения чувствуется отношение автора к своему герою. Каково  отношение Лермонтова к Мцыри? (Сочувствует герою, восхищается силой его духа). ­ Какова идея* поэмы? (*Идея – отношение писателя к изображаемым им событиям.Мы с вами знаем, что идею  свою писатель воплощает в художественных образах (идея в них живёт и развивается, движет действие). Лермонтов утверждает идеал свободной личности, её права на жизнь, независимость. Задачи урока. Итак, мы подошли к теме урока и к задачам, стоящим сегодня перед нами. Они довольно сложны и потребуют от  вас сосредоточенной, целенаправленной исследовательской работы. Я подчёркиваю слово исследовательской,  так нам предстоит заглянуть в мастерскую художника слова. Что же это за задачи? Их две.   Литературоведческая: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской  идеи. Лингвистическая. На уроках русского языка мы изучили тему “Однородные члены предложения”. В  художественной литературе конструкции с однородными членами имеют экспрессивные возможности.  Понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами  работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи. Новая тема. Одна из основных проблем поэмы – проблема свободы. Все, что с ней связано, стягивается к трём тесно  соприкасающимся и последовательно расположенным художественным образам. Каким? (Монастырь – природа  – Родина). Работа с текстом. Монастырь. Герой и люди. ­ Как воспринимает его Мцыри?(Кельи душные, сумрачные стены, плен, тюрьма). ­ Почему Мцыри чувствует себя одиноким, ведь есть монахи, почему они не кажутся ему спасителями? (Разные  взгляды на жизнь.Они требуют отказаться от себя, от убеждений, надежд и от свободы.) Подведем небольшой итог и свяжем с темой: все, что связано с монастырём воспринимается как враждебное  живой душе, как противоестественное, так как монастырь враждебен воле, подавляет человека. Герою это  чуждо, он не принимает мир как данность. ­ Что предпринимает герой? Какую цель преследует? (Текст.Узнать, прекрасна ли земля...) ­ Что же узнал и увидел Мцыри, вырвавшись из монастырского плена? (Природа многогранна, она меняется, то  показывая свои прелести, то поворачивается мрачной стороной к герою.) Работа с текстом. Герой и природа. ­ Проследите, как меняются картины природы. Как вы думаете, почему природа меняется? (Очень часто  описание природы сравнивается с человеческой жизнью.Поэт наделяет её теми же качествами, которые  присущи людям).­ Как это связано с идеей произведения? (Всё в мире природы существует свободно. В этом смысл жизни.  Человек тоже рождён для воли). ­ Почему здесь Мцыри не чувствует себя одиноким? (Здесь жизнь, с её напряжениями, бурями, опасностями. Всё это сродни характеру героя). ­ Что является для Мцыри идеалом свободы? (Родина. Хотя герой попадает в плен ребёнком, он постоянно  держит в памяти родные картины. Текст.Родина ему дороже всех благ.Текст.) ­ Почему, ради чего страдает Мцыри? (Образ Родины особенный в поэме. Лермонтов нарисовал идеальное,  свободное, гармоническое общество.Герой верит в этот реально существующий идеал. Вера помогает ему в  жизни. У него есть цель, захватившая всё его существо. У каждого человека должна быть цель в жизни, тогда  только жизнь будет иметь смысл.) ­ Почему же герой умирает? О чём жалеет в последние минуты? (Работа с эпиграфом.) Перед нами прошла короткая, трагическая, но яркая жизнь юноши – горца. Мы волновались, переживали вместе с героем. ­ Какие средства выразительности помогают нам увидеть, пережить события и понять авторскую идею? Какое  средство встречается чаще всего? (Сравнения. Примеры ­ текст.) ­ На сегодняшнем уроке мы поговорим о выразительных возможностях конструкций с однородными членами.  Дайте определение однородных членов предложения. ­ В каких эпизодах чаще всего используются конструкции с однородными членами? (Работа в группах.Учащиеся  находят эпизоды, зачитывают.) ­ Рассмотрим эпизод, который является кульминационным в поэме. Что называется кульминацией? Какой  эпизод, по­вашему, является кульминационным? Почему? (Коллективная исследовательская работа – анализ  эпизода “Бой с барсом”. В нём – честная борьба, проявление силы, мужества, то есть лучших качеств героя. Поэт любуется отвагой, мужеством Мцыри. В этом эпизоде всё подчинено выявлению душевного состояния героя –  слова, интонация, ритм стиха, система переносов, пауз. Найдите однородные члены предложения. Какие  конструкции здесь преобладают? (С однородными сказуемыми.Предложения с однородными сказуемыми  обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности.) ­ Какую же роль в выражении авторской идеи играют однородные члены предложения? (При помощи  однородных членов Лермонтову удаётся выразить душевное состояние героя, нарисовать картину родины  Мцыри, показать готовность вступить в борьбу, проявить отвагу, мужество, чтобы утвердить себя как личность.) Чтение наизусть. Итог урока. ­ Как вы думаете, а сегодня проблемы, поднятые в поэме “Мцыри”, актуальны? Что это за проблемы?

Посмотрите также