Статья «Идем в ногу со временем» была подготовлена для выступления на "Февральских чтениях", которые проходили в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина. В статье отражается работа педагога - библиотекаря с лицеистами.Приоритетными направлениями работы библиотеки лицея-интерната являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание подростков.Статья «Идем в ногу со временем»
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми.docx
Носова Наталья Иосифовна, педагогбиблиотекарь
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Физико–математический лицейинтернат»
«Идем в ногу со временем»
В наше время, в век Интернета, когда катастрофически падает интерес к
книге у подростков, к тому же многие родители не видят пользы в чтении, так
как сами не читают, школьная библиотека должна выйти на новый уровень.
Что нужно сделать, чтобы отвлечь подростка от компьютерных игр? Как
вернуть читающих детей в библиотеку, чем их заинтересовать, и, наконец, как
стать уютным и интересным уголком лицеяинтерната? Именно эти вопросы
библиотека лицеяинтерната должна учитывать в новых условиях. В нашем
«Физикоматематическом лицееинтернате» обучается 255 учащихся с 7 по 11
класс из разных уголков нашей республики. Все они являются читателями
библиотеки лицеяинтерната. Камерность нашего лицеяинтерната позволяет
мне знать всех читателей библиотеки по именам, и это создает доверительно
дружеские отношения. Приехав в лицейинтернат в 14 лет, подростки
сталкиваются с массой проблем. Многие учащиеся, проживающие в
интернате, достаточно трудно адаптируются в новых социальных условиях. В
библиотеке они могут поговорить «по душам», спросить совета, получить
помощь в поиске информации для подготовки к урокам, обсудить
прочитанные книги, а также получить квалифицированную помощь в выборе
своих читательских предпочтений. Конечно, одного участия здесь мало,
нужны профессиональные знания и широкий кругозор. Мне приходится быть и
психологом, и педагогом, и артистом, и художником, что создает особую
атмосферу в библиотеке. Благодаря этому у ребят появляется потребность
чаще бывать в библиотеке.
Специфика лицеяинтерната в том, что в нем обучаются одни из самых
одаренных детей республики, соответственно, ко мне как к участнику
инновационного преобразования образовательного процесса высокие
требования. Поэтому, сохраняя традиционные, ищу новые, современные
формы работы, которые были бы интересны и полезны для подрастающего
Библиотека лицеяинтерната очень тесно работает с
поколения.
методическим объединением
гуманитарного цикла. Практически все
мероприятия филологов проводятся совместно с библиотекой лицея
интерната. Также библиотека является активным участником традиционных
праздников, коллективных творческих дел, проводимых в лицееинтернате.
патриотическое,
Приоритетными направлениями работы библиотеки лицеяинтерната
являются:
духовнонравственное и художественно
эстетическое воспитание подростков. В связи с этим мной была разработана
программа «Моя гордость Россия». Программа позволяет продумать,
проанализировать и воплотить в жизнь те мероприятия, которые воздействуют
на духовнонравственное и патриотическое воспитание учащихся лицея
интерната. Носова Наталья Иосифовна, педагогбиблиотекарь
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Физико–математический лицейинтернат»
На протяжении нескольких лет в интернате лицея сформированы
землячества по районам. Проходят интересные конкурсные программы, где
представители из разных землячеств представляют свои районы и те
населенные пункты, откуда они приехали.
Читатели библиотеки активно участвуют в исследовательской
деятельности. Подросткам очень нравится такой вид деятельности. Моя
задача направлять и консультировать молодых исследователей. Отрадно
заметить, что работы моих исследователей занимали призовые места в
научноисследовательской конференции лицеяинтерната. В этом году трое
моих юных исследователей готовятся к лицейской научноисследовательской
конференции.
Библиотека активно участвует во многих проектах, которые проводят
педагоги лицеяинтерната, а также организует свои. Во время празднования
70летия Победы в Великой Отечественной войне педагогами лицея
интерната был организован проект «Портреты и судьбы Великой Победы», в
рамках которого были проведены встречи с ветеранами и детьми войны,
выпущен сборник писем лицеистов к ветеранам войны, а также организованы
концерты для ветеранов. В этом году был организован проект «Святки», в
рамках которого учащиеся разучивали колядки, делали своими руками маски
для колядок, гадали. На заключительном этапе была организована конкурсно
развлекательная программа, где подростки показали все свои навыки, которые
получили во время всего проекта.
Для популяризации чтения книг коми писателей библиотекой лицея
интерната был организован конкурс буктрейлеров среди учащихся 7 класса, в
котором они с удовольствием участвовали. Усилиями библиотеки лицея
интерната также были организованы творческие встречи с нашими коми
писателями и лучшие буктрейлеры были представлены писателям Е.Габовой и
П.Столповскому. Авторам буктрейлеров было очень приятно услышать
похвалу из уст знаменитых писателей.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании
мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия. Сюда
можно отнести литературномузыкальные. Конечно, они требуют большой
подготовки. Но когда для выпускников готовят мероприятие учащиеся
седьмого и восьмого классов, результат всегда превосходит ожидания.
Очень популярны среди подростков книжные обзоры. Учащихся
интересуют не только современные вторы, которые пишут для подростков, но
и те авторы, что были популярны во времена нашего детства. Ребята просят
более подробно охарактеризовать ту или иную книгу, а затем, когда прочтут
ее сами, высказывают свое мнение. Носова Наталья Иосифовна, педагогбиблиотекарь
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Физико–математический лицейинтернат»
Еще одна форма массовых мероприятий – игра. В играх различные знания
и новые сведения подросток получает свободно. Здесь интерес и удовольствие
– важные психологические показатели игры. Игровые технологии развивают
инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно
использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой,
неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют
познавательные интересы. Активно используются игры в формате «Сто к
одному», «Своя игра», «Угадай мелодию из фильма», «Крестикинолики», «К
доске», «Литературный морской бой», «Брейнринг». «Литературный квест»
один из интереснейших вариантов игрыпоиска. В преддверии празднования
70летия Победы в Великой Отечественной войне библиотекой лицея
интерната был разработан маршрут литературного квеста «По страницам
Великой Отечественной войне», в котором участвовали учащиеся 711
классов. Методическая разработка литературного квеста стала победителем в
республиканском конкурсе среди школьных библиотекарей.
Сейчас очень модно организовывать маленькие публичные библиотечки.
У нас такая тоже есть – на подоконнике третьего этажа лицеяинтерната.
Любой может принести книгу и положить рядом с другими. Библиотечка
пользуется популярностью не только у подростков, но и у работников лицея
интерната.
Освоение мною новых информационных технологий нашло отражение и в
выставочной работе библиотеки. Виртуальные выставки, рекомендательные
списки книг для учащихся в электронном виде пользуются большой
популярностью среди учащихся и педагогов. Социальная сеть всегда
приходит на помощь, с помощью которой есть возможность оперативно
поделиться самыми последними новостями литературы, пригласить на
очередное мероприятие, а также выложить свежую медиаинформацию.
«Библиотека знаний» так называется мой сайт для всех любителей книг.
На протяжении нескольких лет являюсь координатором всероссийского
проекта «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября». На
данный момент уже 30 педагогов лицеяинтерната подключились к проекту.
Участники этого проекта ежемесячно получают методические издания, а
также могут участвовать в Фестивале педагогических идей «Открытый урок»,
организованных проектом и повысить свою профессиональную
компетентность. Участие лицеяинтерната в данном проекте дало
возможность существенно пополнить методическую базу по всем предметам.
Ведется электронный каталог MARC SQL художественной, учебной и
методической литературы, а также электронная картотека статей из
периодических изданий, которые получает лицейинтернат. Носова Наталья Иосифовна, педагогбиблиотекарь
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Физико–математический лицейинтернат»
Самое главное, чтобы никогда не пропадало желание сделать так, чтобы
такое маленькое библиотечное пространство всегда смогло читателей
удивить, вдохновить и вызвать желание снова и снова возвращаться.
Библиотека лицеяинтерната была и остается привлекательным и
комфортным местом для подростков, куда забегая на переменах и проводя
время после уроков, лицеисты чувствовали себя как дома.
Библиографический список:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты // Вестник
образования России. – 2011. № 15. – С.39
2. Федеральные государственные образовательные стандарты // Вестник
образования России. – 2011. № 16. С. 34
3. Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей
детским чтением / И. Н. Тимофеева. М.: Русск. школьн. библ.
ассоциация, 2009. – С. 408 (Профессиональная библиотека
школьного библиотекаря).
4. Соколов А.В.
Педагогическая энциклопедия школьного
библиотекаря//Школьная библиотека. 2015 № 1. С.48
5. Руднев
В.Н.
Читательская
направленность
личности
старшеклассников // Школьная библиотека. 2015 № 11. С.21
6. Чудинова В.П. Новая школа сегодня и завтра: роль и возможности
школьных библиотек// Школьная библиотека. 2015 № 89. С.103
7. Миронович О. Внедряя новое, сохранять традиции: из опыта
Псковской ОУНБ // Библиотечное дело. 2011. № 3. С. 2830.
8. Пантюхова Т. В. Школьная библиотека в образовательной системе :
этапы и модели развития // Библиотечное дело. 2011. № 4. С. 24
28 . (Детские библиотеки).
«Идем в ногу со временем»
«Идем в ногу со временем»
«Идем в ногу со временем»
«Идем в ногу со временем»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.