«Идея и натура Раскольникова»
Оценка 5

«Идея и натура Раскольникова»

Оценка 5
docx
12.03.2024
«Идея и натура Раскольникова»
1. Конспект урока литературы в 10 классе.docx

Конспект урока литературы в 10 классе 

 

Тема: «Идея и натура Раскольникова»

 

Цель урока:

образовательная -  познакомить с теорией Раскольникова, выяснить, почему  совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.

развивающая - развивать навыки слушания художественного текста и внимательного отношения к слову автора

воспитывающая - показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания главного героя , на основе анализа текста доказать вредность теории Раскольникова.

Тип урока: комбинированный, с использованием технологии подготовки учителя  –     предметника       к компьютерным занятиям     А.П.Ершова, Ю.А.Первина,

Оборудование:  презентация, выставка книг , тексты романа «Преступление и наказание»

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? (дети отвечают)Ответы на эти  вопросы  мы попытаемся дать в конце занятия.  А пока обратимся к эпиграфам урока.                                                                                                            

 

                                                                                          «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести.

И ужаснее  всего, что мы никогда не знаем,

кого из них любим, кому больше желаем победы».

                                                                                                                          

Д.С. Мережковский

 

                                                                           "Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю

все глубины души человеческой".

 

                                              Ф.М. Достоевский

 

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?  Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

 

 

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же  - убийство.

Что такое преступление?  И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова?  И что есть его наказание?  Сегодня определите вы сами.

 

2.     Актуализация знаний учащихся.

Скажите, пожалуйста,  каким компонентом в  композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)

      Но перед тем, как решится на подобный шаг гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

      - Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.» - на слайде)

      - Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

 

    

     3. Работа с текстом. Аналитическая беседа «Петербург Достоевского»

 

- Как изображается Петербург в  романе Достоевского «Преступление и наказание»? Почему роман начинается с описания Петербурга?  

     В атмосфере туманов этого призрачного города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Попадая в Петербург Достоевского,  читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве: 


распивочные, 

трактиры, 

трущобы

полицейские конторы, 

Сенная и Канава, 

убогие, темные комнаты, 

квартиры ростовщиков

черные лестницы, облитые помоями.

 

        -  Каким видел Петербург Раскольников?

 

       Смрадные распивочные, озабоченный люд, оборванные пьяные рождали в Раскольникове чувство омерзения. Но он видел Острова, где не было духоты на зеленых балконах изукрашенных дач которого сидели разряженные женщины, среди цветов играли дети. Вид такого Петербурга вызывал раздражение. В целом - это был один мир, разделенный пропастью. Раскольников был развит и образован, он все чаще задумывался, почему ему суждено жить не на Островах, а задыхаться в тисках бедности.

       - Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?

       Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.

      - В чем принципиальное отличие города Достоевского от "горделивой столицы" Пушкина?

       Петербург Достоевского - это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-"лохмотниками", "девицами, живущими от себя", семействами, где "ребятишки-то по три дня корки не видят", это место, "где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость". Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, "от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным".

4. Работа с текстом. Аналитическая беседа «Тема «маленького человека » в «Преступлении и наказании»

       - Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему "маленького человека"?

       Мармеладов, Катерина Ивановна,Соня.

        -  Обратимся к портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова.

         "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".

       - Зачитайте монолог Мармеладова в распивочной.

        "В бедности  вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"

      - Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

       Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.

- Что  было необычного в образе Мармеладова?

     В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску. Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое Достоевский называл его "самоказнью" . Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: "Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем...о, если б она пожалела меня!"

     - Считает ли он виновным себя в трагедии Сони?

     Да, он страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине "его единородная дочь...по желтому билету пошла". "Соня! Дочь! Прости!" - кричит он перед смертью.

      - В чем трагедия судьбы Мармеладова?

     Нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его - это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.

      Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.

      - Что мы узнаем о прошлом героини?

      Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна "с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском...и оставалась в такой нищете безнадежной....что описать невозможно".

     - В каком эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны?

     "Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. "А куда я этих-то дену?" - резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. "Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник. "Эх! Милостив, да не до нас!" "Это грех, грех, сударыня", -заметил священник, качая головой. "А это не грех?"- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего".

      - Каким образом Катерина Ивановна пытается защитить свое человеческое достоинство?

       В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: "...она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить...". "Пусть, - говорит, - видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!"  Последние слова умирающей Катерины Ивановны: "Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! - крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку".

-  Для чего Достоевский использует такое сравнение?

       Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного.

      4. Литературные параллели. Вспомним,  как изображал судьбу «замученной клячи »  Н.А.Некрасов. Сообщение учащегося.

     В основе трагического сна Раскольникова лежит стихотворение поэта "До сумерек":

"Ну!" - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) -

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела...(так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И, вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим кротким глазам...

Это праздных прохожих смешило,

Каждый вставил словечко свое...

          5. Работа с текстом. Аналитическая беседа «Раскольников, кто он ? Каково ему в Петербурге?»

      Раскольников - обедневший дворянин, разночинец, не имеющий капиталов. Приехал в Петербург учиться, чтобы получить образование и добиться положения в обществе. Учиться ему приходилось на медные деньги, поступающие из нищенской вдовьей пенсии. Портрет Раскольникова: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом вьше среднего, тонок и строен..." Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента.

Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке. Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как "безобразный". Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Безобразен Петербург с его "странной летней жарой", "духотой", "вонью из распивочных", безобразны пьяные люди, "поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время", и самая отвратительная из людей - старуха-процентщица, "с вострыми и злыми глазками", "с тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу". Это безобразие отталкивает от себя гордого и красивого Раскольникова и вызывает в душе "чувство глубочайшего омерзения" и "злобное презрение". Из этих чувств рождается "безобразная мечта". Итак: истоки преступления кроются в безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова разнообразные отвратительные чувства, из разнообразия чувств рождаются самые разные мысли.

       6. Работа с текстом. Аналитическая беседа «Какова суть теории Раскольникова?

         Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".

 - Как понимает идею Раскольникова   Разумихин?

     "В этом, стало быть, главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это...это, по-моему, страшнее, чем бы специальное разрешение кровь проливать..."

        7. Записи в тетради «Причины преступления Раскольникова»

       Внешние: идеи, витающие в воздухе:

 - взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

-идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;

- судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

Внутренние:

- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

- характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

 Вывод: Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.

        8. Записи в тетради «На какие разряды Раскольников поделил людей?»

    "люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.Назначение "обыкновенных" жить в послушании. Второй разряд составляют те, которые "преступают закон, разрушители". Если "второразряднику" для своей идеи надо "перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь". «Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!"

 

9. Заполнение таблицы, дан второй столбик таблицы, необходимо сделать записи в первом

                 "Катализаторы " преступления Раскольникова.

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Разговор в трактире студента и офицера.

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами

студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

" Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв

 форму ужасного, дикого и

фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения "

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и

" предприятию ". " И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? "

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо материвстреча с бедной девочкой на бульваре

Ужас. " Да разве

 то будет? "

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

 

Отвращение к убийству. " Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! "

" Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " . Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил

 10.  Аналитическая беседа, реализующая воспитательный потенциал урока.

-  Что принесла бы теория Раскольникова, если б она восторжествовала?

     Привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех. Теория проявляла себя в деятельности Наполеона, Гитлера, Пиночета и др.

- Почему Раскольников совершает "двойное убийство"?

   Убита старуха-процентщица, потом Лизавета. На этом несчастья, вызванные "идеологическим убийством", не заканчиваются: Миколка осужден на каторгу, всех волнует это событие, о нем говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чем не повинен.

     В понимании Достоевского, топор - символ насилия, вызовет напрасное пролитие крови.

- Почему Раскольников терзается после преступления?

     Неожиданно для него заговорила совесть: он не возвысился над муравейником, не сумел помочь близким. Раскольников двойственен: с одной стороны, убийство противно ему, но с другой - он разрешает себе пролить "кровь по совести". А совесть успокоить нечем.

- Можно ли назвать образ Раскольникова трагическим?

     Гуманист по природе, он пытается уничтожить идеи человечности. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Ему трудно признать себя виновным, он осознает себя обыкновенным, тварью дрожащей. Он одно признал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

- В чем злободневность романа?

     Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По предложенному плану написать цитатную историю преступления и наказания Раскольникова.

День первый - часть I. гл. 1,2.
День второй - часть I, гл.3-5.
День третий - часть I, гл.5,7.
День четвертый - часть II,гл.1,2.
День восьмой - часть II, гл.3-7; часть III,гл.1.
День девятый - часть III,гл.2-5;часть IV,гл.1-4.
День десятый - часть IV,гл.5-5.
День тринадцатый - часть VI,гл. 1-3.
День четырнадцатый - часть VI. гл.7-8.
Спустя полтора года - эпилог романа.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературы в 10 классе

Конспект урока литературы в 10 классе

Каковы же “Ангелы” и “Демоны”

Каковы же “Ангелы” и “Демоны”

Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве: распивочные, трактиры, трущобы полицейские конторы,

Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве: распивочные, трактиры, трущобы полицейские конторы,

Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в…

Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в…

Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник

Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник

Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента

Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента

Записи в тетради «На какие разряды

Записи в тетради «На какие разряды

Внешние впечатления: рассказ

Внешние впечатления: рассказ

Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков

Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024