Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)
Тема урока: Реки России
Форма урока: деловая игра - виртуальная экспедиция
Цель: сформировать представление о реках России и родного края; познакомиться со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес; выработать умения рассуждать, анализировать.
Планируемые результаты: учащиеся узнают термины, обозначающие части реки; научатся определять части реки, показывать на карте реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и рек своего края;
Оборудование: физическая карта России, глобус, карта чувашской республики, учебники «Окружающий мир» А. А. Плешакова, раздаточный материал «Карта России», схема реки, таблички с названиями частей рек.
Ход урока
СЛАЙД
1. Организационный момент
Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим
настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по
парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица,
ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с
другом.
II. Актуализация знаний.
- Как называется раздел, с которым познакомились? (По родным просторам)
- Что понимаем под словами «родные просторы»? (то, чем богата Россия)
- Мы с вами на прошлых уроках путешествовали по равнинам и горам и узнали, чем богата наша страна. А сегодня мы отправимся в экспедицию. Но до этого нам нужно получить разрешение. Вы готовы?
Проверка Д\З с помощью сигнальных карточек
Мини-тест.
- Перед вами лежат зелёные и красные карточки. Я буду произносить высказывание, а вы поднимите зелёную карточку, если согласны, и красную, если не согласны с данным высказыванием.
1. Формы земной поверхности – это равнины и горы. +
2. Уральские горы называют «Каменный пояс России» +
3. Овраги и балки украшают поверхность родного края. –
4. Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью.+
5. Под запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место +
6. В Якутии находятся месторождения железной руды – (есть месторождения алмазов и золота)
III. Мотивация к деятельности.
- Молодцы! А теперь мы с вами отправляемся в научную экспедицию. Работать вы будете в группах (по3 человека). Садитесь удобнее. Давайте вспомним правила работы в группе.
СЛАЙД
1. Выслушивать друг друга.
2. Не кричать.
3. Уметь отстаивать своё мнение.
4. Учитывать мнение других.
- А самых активных членов экипажей ждет награда
IV. Самоопределение к деятельности
На доске синие фигурки
- Посмотрите на доску, что подсказывают вам эти цветные фигурки? (цвет воды)
- Посмотрим, действительно (переворачивают и видят надпись «ВОДА»)
-Где обозначают воду синим цветом? (на карте)
- Посмотрим на глобус. Какой цвет на нем преобладает? Почему? (Синий. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
- Какая вода в водоемах нашего края?
- Где вода соленая? (В морях и океанах.)
- Какие водоемы вы знаете?
ДОСКА
(1-океан, 2-море, 3-озеро,4-река, 5-пруд, 6-канал, 7-водохранилище, 8-ручей.) (Переворачивают синие прямоугольники с определенными номерами на доске с названиями водоемов)
- Учёные разделили все виды водоёмов на две группы по их происхождению: водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Члены экипажей, посоветуйтесь и разделите названия водоёмов на две группы
- Давайте проверим вашу работу. (От каждого экипажа выходит по 1 человеку и на доске перемещают по 1-2 названия в нужную группу).
- Заполним таблицу (на доске)
Водоемы
/ \
Естественные Искуственные
Река Канал
Озеро Водохранилище
Море Пруд
Океан
Ручей
- О каком же именно водоеме мы будем говорить сегодня? Послушайте (звучит звук ручейка и загадка)
СЛАЙД
Включить фонограмму журчания воды.
На фоне фонограммы учитель читает загадку.
В неё льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется (река)
СЛАЙД
- Кто догадался, чему будет посвящена наша экспедиция? (Рекам России)
СЛАЙД
-Какие открытия для себя вы хотели бы сделать?
- Во время нашей экспедиции мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.
V. Работа по теме урока
- Наша экспедиция продолжает свою работу. Давайте вспомним историю. В каких местах селились наши предки? И почему?
Высказывания детей.
- А что такое река?
(Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая
пробивается из-под земли, и образуют капельку побольше – родник. Роднику
мало места, и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут
в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем
ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.
Река – постоянно текущая вода)
-Какие бывают реки?
- Реки бывают большие и малые, равнинные и горные, мелкие и глубокие. Но у всех рек есть что-то общее. Задание экипажам! На стр. 63 учебника найти ответ на вопрос «Что же общего у рек?».
- Первый экипаж рассказывает об истоке, второй - об устье, третий - о правом берегу, четвертый - о левом берегу, пятый – о правом притоке и шестой экипаж – о левом притоке.
(отчитываются все экипажи по очереди и приккрепляют названия частей рек на схему на доску)
У ленты есть начало и конец. Как вы думаете, а у реки есть начало и конец?
Начало реки называют истоком.
Доска
ИСТОК
Ребята, а почему его так назвали? (Истекает, вытекает)
Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.
Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что
одна река впадает в другую.
Та река, которая впадает, называется притоком,
а та, в которую она впадает – главной.
Доска
ПРИТОК
Скажите, как бы вы определили, какая река - главная, а какая – приток?
Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким.
И вот наша река впадает в озеро. Место, где река впадает в другую реку,
озеро или море, называется – устьем.
Доска
УСТЬЕ
Устье – конец реки.
А вот вы могли бы определить берега у реки?
Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева
– левый)
- А сейчас проверьте вашу схему со схемой на слайде
СЛАЙД
VI. Первичное закрепление.
- А теперь заполните ваши схемы и вложите в тетради, дома их заклеите
Физкультминутка
СЛАЙД
Присядем и покажем, как рождается река. Покажите, как она течет (под звук журчание реки)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Переходим к следующему заданию.
Мы будем делать открытия о реках России.
(работа с картой и учебником, с презентацией и диском)
-Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
Работа по учебнику на с.63
- Найдите на с.63 задание 2 и прочитайте.
- Выполним это задание на физической карте нашей страны на с.50.
СЛАЙД
ДИСК
- Послушайте о великих реках (диск №5- Волга), (диск №9-Лена, Обь, Енисей, Амур)
- А сейчас найдите в учебнике на с.64 абзац 3, узнайте о других известных реках России (Кама, Ока, Москва, Нева, Дон), а затем поделитесь знаниями со всеми.
(Ответы детей, информации о реках)
- Мы узнали лишь о некоторых реках России. Их гораздо больше. И мы будем продолжать их изучать.
- Какие реки нашего Ибресинского края вы знаете?
(Учитель раздает карту Чувашии)
- Где можно получить информацию? (Справочники, газеты, Интернет, музей, библиотека, спросили у взрослых).
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, все вы любите летом искупаться в речке. Но многие наши реки бьют тревогу. Обсудите, какой вред наносят люди рекам.
- Чем мы можем помочь рекам?
IX. Рефлексия
- Наша экспедиция подошла к концу. Какие открытия вы для себя сделали? Достигли вы поставленной цели? Над чем ещё надо поработать?
- Где вы будете добывать нужные знания?
- Члены экипажей, назовите самых активных участников экспедиции
- Они получают ключи к знаниям. Эти ключи им помогут заслужить хороших оценок. Подойдете на перемене с дневниками.
Выставление отметок.
Х. Подведение итогов урока.
- Какие реки России вам запомнились? Назовите самые крупные из них.
- У реки есть начало и конец?
- Что общего у всех рек? (Части рек: исток и устье, правый и левый берега, правый и левый притоки)
- Какая река – самый крупный водоем нашего края? (Река Волга)
- Как его надо охранять?
Домашнее задание
1. Прочитать стр.62-65 и ответить на вопросы на с.65
2. Познакомиться с реками Чувашской республики.
Реки России очень просторны,
Их берега красивы, спокойны.
Их русла, притоки давно уж легли
В широких просторах русской земли.
Река, ты бываешь спокойна, бурлива,
При полном разливе свободна, красива!
Для наших потомков чтоб их сохранить,
Должны мы природу России любить!
РЕКИ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Ибресинскогорайона
По территории района протекают Киря и другие малые речки. Здесь берут свое начало Малый Цивиль, Була, Хома и Кубня. Кубня и Була впадают в Свиягу, Хома — в Кубню, Киря — в Суру.
Самую продолжительную длину на землях района имеет р. Киря с притоками Моргаушка, Савган, Паральша. На ней и ее притоках в прошлом работали водяные мельницы, позже — малые гидроэлектростанции, по ней сплавляли лес. В настоящее время в хозяйственном плане водные ресурсы лесных рек почти не используются.
Истоки реки Кубни находятся к северу-западу от д. Липовки. По территории района она течет по залесенной местности, русло ее неглубокое (0,2—0,4 м). На этой реке в районе д. Новые Высли располагается Ибресинский паточный завод, основной потребитель кубнинской воды.
Хома берет свое начало за деревней Тымары. Самый большой ее приток — речка Ибреси. На Хоме между комплексом «Рассвет» и деревней Верхнее Кляшево сооружена большая плотина, зеркало воды которой растянулось почти на 2 км. Это искусственное водохранилище используется для орошения полей и пастбищ, водопоя скота.
Из-за массовой вырубки леса малые речки и их притоки значительно обмелели и продолжают высыхать. К примеру, если в прошлом рр. Хома и Кубня были полноводными и имели" около 20 водяных мельниц, то сейчас от них не осталось и следа, как и от колхозных электростанций.
На территории района имеется более 500 прудов и лесных озер. Искусственные водохранилища по проектам сооружены почти во всех колхозах района и при нескольких предприятиях. Ежегодно из них для хозяйственных целей забирают миллионы кубометров воды. В частности, в 1987 г. забор воды для орошения и нужд ферм составил 4,2 млн. м3.
Предприятия, колхозные фермы и жилые зоны потребляют воду из артезианских скважин. Водоносный горизонт находится в меловых отложениях на глубине 60—70 м. Не все скважины дают пресную воду, минерализация которой составляет не более 0,8 г/л. В некоторых из них отмечается большое содержание в воде железа и солей (более 1 г в 1 л).
По мере расширения жилых зон с многоквартирными домами в поселке Ибреси растет потребность в воде. Бывают перебои с подачей питьевой воды. Пока не осуществлен план проведения водопровода от реки Киря до поселка Ибреси. Владельцы индивидуальных и жители одноэтажных домов берут воду из шахтных колодцев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.