Поурочный план по окружающему миру . Реки России.
Оценка 5

Поурочный план по окружающему миру . Реки России.

Оценка 5
docx
12.03.2024
Поурочный план по окружающему миру . Реки России.
Урок по окружающему миру на тему _Реки России_.docx

Урок  окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)

 Тема урока: Реки России

Форма урока: деловая игра -  виртуальная экспедиция

Цель: сформировать представление о реках России и родного края; познакомиться со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес; выработать умения рассуждать, анализировать.

Планируемые результаты: учащиеся узнают термины, обозначающие части реки; научатся определять части реки, показывать  на карте реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и рек своего края;

Оборудование: физическая карта России, глобус, карта чувашской республики, учебники «Окружающий мир» А. А. Плешакова,  раздаточный материал «Карта России», схема реки, таблички с названиями частей рек.

 

Ход урока

 

СЛАЙД

 

1.      Организационный момент

Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим

настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по

парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица,

ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с

другом.

 

       II. Актуализация знаний.

- Как называется раздел, с которым познакомились? (По родным просторам)

- Что понимаем под словами «родные просторы»? (то, чем богата Россия)

- Мы с вами на прошлых уроках путешествовали по равнинам и горам и узнали, чем богата наша страна. А сегодня мы отправимся в экспедицию. Но до этого нам нужно получить разрешение. Вы готовы?

Проверка Д\З  с помощью сигнальных карточек

Мини-тест.

- Перед вами лежат зелёные и красные карточки. Я буду произносить высказывание, а вы  поднимите зелёную карточку, если согласны, и красную, если не согласны с данным высказыванием.

1. Формы земной поверхности – это равнины и горы. +

2. Уральские горы называют «Каменный пояс России» +

3. Овраги и балки украшают поверхность родного края. –

4. Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью.+

5. Под запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место +

6. В Якутии находятся месторождения железной руды – (есть месторождения алмазов и золота)

III. Мотивация к деятельности.

- Молодцы! А теперь мы с вами отправляемся в научную экспедицию. Работать вы будете в группах (по3 человека). Садитесь удобнее.  Давайте вспомним правила работы в группе.

 

СЛАЙД

 

1. Выслушивать друг друга.

2. Не кричать.

3. Уметь отстаивать своё мнение.

4. Учитывать мнение других.

- А самых активных членов экипажей ждет награда

IV. Самоопределение к деятельности

На доске синие фигурки

- Посмотрите на доску, что подсказывают вам эти цветные фигурки?  (цвет воды)

- Посмотрим, действительно (переворачивают и видят надпись «ВОДА»)

-Где обозначают воду синим цветом? (на карте)

- Посмотрим на глобус. Какой цвет на нем преобладает? Почему?  (Синий.  Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

- Одинакова ли вода на вкус?  (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

- Какая вода в водоемах нашего края?

- Где вода соленая?  (В морях и океанах.)

- Какие водоемы вы знаете?

ДОСКА

(1-океан, 2-море, 3-озеро,4-река, 5-пруд, 6-канал, 7-водохранилище, 8-ручей.) (Переворачивают синие прямоугольники с определенными номерами на доске с названиями водоемов)

- Учёные разделили все виды водоёмов на две группы по их происхождению: водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Члены экипажей, посоветуйтесь и разделите названия водоёмов на две группы 

- Давайте проверим вашу работу. (От каждого экипажа выходит по 1 человеку и на доске перемещают по 1-2 названия в нужную группу).

- Заполним таблицу (на доске)

                                                          Водоемы

                                                       /                   \

              Естественные                                                   Искуственные

                  Река                                                                  Канал

                  Озеро                                                                Водохранилище

                  Море                                                                 Пруд

                  Океан

                   Ручей

 

- О каком же именно водоеме мы будем говорить сегодня? Послушайте (звучит звук ручейка и загадка)

 

СЛАЙД

Включить фонограмму журчания воды.

 

 На фоне фонограммы учитель читает загадку.

В неё льется,

Из нее льется,

Сама по земле плетется (река)

 

СЛАЙД

- Кто догадался, чему будет посвящена наша экспедиция? (Рекам России)

СЛАЙД

-Какие открытия для себя вы хотели бы сделать?

- Во время нашей экспедиции мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.

 

V. Работа по теме урока

- Наша экспедиция продолжает свою работу. Давайте вспомним историю. В каких местах селились наши предки? И почему?

Высказывания детей.

- А что такое река?

(Каждая река начинается с маленькой – маленькой капельки, которая

пробивается из-под земли, и образуют капельку побольше – родник. Роднику

мало места, и он превращается в ручеёк. Ручейки с более высоких мест текут

в более низкие и соединяются. Чем больше ручьёв соединяются вместе, тем

ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку.

Река – постоянно текущая вода)

-Какие бывают реки?

- Реки бывают большие и малые, равнинные и горные, мелкие и глубокие. Но у всех рек есть что-то общее. Задание экипажам! На стр. 63 учебника найти ответ на вопрос «Что же общего у рек?».

- Первый экипаж рассказывает об истоке, второй - об устье, третий - о правом берегу, четвертый  - о левом берегу, пятый – о правом притоке  и шестой экипаж – о левом притоке.

(отчитываются все экипажи по очереди и приккрепляют названия частей рек на схему на доску)

 

У ленты есть начало и конец. Как вы думаете, а у реки есть начало и конец?

Начало реки называют истоком.

 

Доска

ИСТОК

Ребята, а почему его так назвали? (Истекает, вытекает)

Исток – это место, откуда начинает течь водный поток.

Случается, что две реки соединяются в одну. В таких случаях говорят, что

одна река впадает в другую.

Та река, которая впадает, называется притоком,

а та, в которую она впадает – главной.

 

Доска

ПРИТОК

Скажите, как бы вы определили, какая река - главная, а какая – приток?

Приток обычно короче главной реки и часто бывает узким.

И вот наша река впадает в озеро. Место, где река впадает в другую реку,

озеро или море, называется – устьем.

 

Доска

УСТЬЕ

Устье – конец реки.

А вот вы могли бы определить берега у реки?

Как это сделать? (встать по течению реки: справа будет правый берег, а слева

– левый)

 

- А сейчас проверьте вашу схему со схемой на слайде

 

СЛАЙД

VI. Первичное закрепление.

- А теперь заполните ваши схемы и вложите в тетради, дома их заклеите

Физкультминутка

СЛАЙД

Присядем и покажем, как рождается река. Покажите, как она течет (под звук журчание реки)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Переходим к следующему заданию.

 Мы будем делать открытия о реках  России.

(работа с картой и учебником, с презентацией и диском)

-Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

 

Работа по учебнику на с.63

- Найдите на с.63 задание 2 и прочитайте.

- Выполним это задание на физической карте нашей страны на с.50.

 

СЛАЙД

ДИСК

- Послушайте о великих реках (диск №5- Волга), (диск №9-Лена, Обь, Енисей, Амур)

 

- А сейчас найдите в учебнике на с.64 абзац 3, узнайте о других известных реках России (Кама, Ока, Москва, Нева, Дон), а затем поделитесь знаниями со всеми.

 

(Ответы  детей,  информации о реках)

- Мы узнали лишь о некоторых реках России. Их гораздо больше. И мы будем продолжать их изучать.

- Какие реки нашего Ибресинского края вы знаете?

(Учитель раздает карту Чувашии)

- Где можно получить информацию? (Справочники, газеты, Интернет, музей, библиотека, спросили у взрослых).

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, все вы любите летом искупаться в речке. Но многие наши реки бьют тревогу. Обсудите, какой вред наносят люди рекам.

- Чем мы можем помочь рекам?

IX. Рефлексия

- Наша экспедиция подошла к концу. Какие открытия вы для себя сделали? Достигли вы поставленной цели? Над чем ещё надо поработать?

- Где вы будете добывать нужные знания?

- Члены экипажей, назовите самых активных участников экспедиции

- Они получают ключи к знаниям. Эти ключи им помогут заслужить хороших оценок. Подойдете на перемене с дневниками.

Выставление отметок.

Х. Подведение итогов урока.

- Какие реки России вам запомнились? Назовите самые крупные из них.

- У реки есть начало и конец?

- Что общего у всех рек? (Части рек: исток и устье, правый и левый берега, правый и левый притоки)

- Какая река – самый крупный водоем нашего края? (Река Волга)

- Как его надо охранять?

 

Домашнее задание

1.      Прочитать стр.62-65 и ответить на вопросы на с.65

2.      Познакомиться с реками Чувашской республики.

 

Реки России очень просторны,

Их берега красивы, спокойны.

Их русла, притоки давно уж легли

В широких просторах русской земли.

Река, ты бываешь спокойна, бурлива,

При полном разливе свободна, красива!

Для наших потомков чтоб их сохранить,

Должны мы природу России любить!

 


 

РЕКИ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Ибресинскогорайона

По территории района протекают Киря и другие малые речки. Здесь берут свое начало Малый Цивиль, Була, Хома и Кубня. Кубня и Була впадают в Свиягу, Хома — в Кубню, Киря — в Суру.

Самую продолжительную длину на землях района имеет р. Киря с притоками Моргаушка, Савган, Паральша. На ней и ее притоках в прошлом работали водяные мельницы, позже — малые гидроэлектростанции, по ней сплавляли лес. В настоящее время в хозяйственном плане водные ресурсы лесных рек почти не используются.

Истоки реки Кубни находятся к северу-западу от д. Липовки. По территории района она течет по залесенной местности, русло ее неглубокое (0,2—0,4 м). На этой реке в районе д. Новые Высли располагается Ибресинский паточный завод, основной потребитель кубнинской воды.

Хома берет свое начало за деревней Тымары. Самый большой ее приток — речка Ибреси. На Хоме между комплексом «Рассвет» и деревней Верхнее Кляшево сооружена большая плотина, зеркало воды которой растянулось почти на 2 км. Это искусственное водохранилище используется для орошения полей и пастбищ, водопоя скота.

Из-за массовой вырубки леса малые речки и их притоки значительно обмелели и продолжают высыхать. К примеру, если в прошлом рр. Хома и Кубня были полноводными и имели" около 20 водяных мельниц, то сейчас от них не осталось и следа, как и от колхозных электростанций.

На территории района имеется более 500 прудов и лесных озер. Искусственные водохранилища по проектам сооружены почти во всех колхозах района и при нескольких предприятиях. Ежегодно из них для хозяйственных целей забирают миллионы кубометров воды. В частности, в 1987 г. забор воды для орошения и нужд ферм составил 4,2 млн. м3.

Предприятия, колхозные фермы и жилые зоны потребляют воду из артезианских скважин. Водоносный горизонт находится в меловых отложениях на глубине 60—70 м. Не все скважины дают пресную воду, минерализация которой составляет не более 0,8 г/л. В некоторых из них отмечается большое содержание в воде железа и солей (более 1 г в 1 л).

По мере расширения жилых зон с многоквартирными домами в поселке Ибреси растет потребность в воде. Бывают перебои с подачей питьевой воды. Пока не осуществлен план проведения водопровода от реки Киря до поселка Ибреси. Владельцы индивидуальных и жители одноэтажных домов берут воду из шахтных колодцев.


 

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью

Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью

Давайте проверим вашу работу. (

Давайте проверим вашу работу. (

Реки бывают большие и малые, равнинные и горные, мелкие и глубокие

Реки бывают большие и малые, равнинные и горные, мелкие и глубокие

Физкультминутка СЛАЙД Присядем и покажем, как рождается река

Физкультминутка СЛАЙД Присядем и покажем, как рождается река

Они получают ключи к знаниям. Эти ключи им помогут заслужить хороших оценок

Они получают ключи к знаниям. Эти ключи им помогут заслужить хороших оценок

РЕКИ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Ибресинскогорайона

РЕКИ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ Ибресинскогорайона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024