Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей
Оценка 4.6

Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей

Оценка 4.6
Игры
docx
ОБЗР
4 кл—7 кл
15.03.2021
Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей
От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Ребенок искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В статье представлены игры для детей дошкольного возраста по формированию ОБЖ.
Игра - как средство....docx

Игра как средство формирования

основ безопасности жизнедеятельности у детей

 

 

Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.  В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка. Игра даёт ребёнку, по мнению А.Н. Леонтьева «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, что неудивительно, что темой детских игр может стать яркое явление или факт. В игре происходит уточнение, обогащение и систематизация знаний и представлений ребенка, они приобретают практикоориентированную направленность, эмоционально проживаются и трансформируются в личные установки, мотивы. Условность игры позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.

По мнению Л. С. Выгодского, «Игра никогда не бывает просто игрой. Играя, люди учатся развивать способность взаимодействовать с неизвестным».

Поэтому игра и может выступать, как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в условиях дошкольных учреждений.

В методической литературе можно познакомиться с разнообразными играми

по основам безопасности жизнедеятельности и спецификой их использования в работе с детьми.

Дидактические игры, характеризуются тем, что построены на принципах самоорганизации детей (парные и разрезные картинки, лото, домино, словесные дидактические игры, игры - загадки). Значение данного типа дидактических игр в системе воспитания основ безопасности состоит в актуализации и обогащении имеющихся представлений детей об окружающим мире. В самостоятельной игре дошкольник открывает для себя практическое значение этих знаний, упражняется в их использовании при решении разнообразных познавательно-игровых задач. Именно в самостоятельно игре происходит трансформация знания в установки, убеждения, представления, имеющие личную ценность.

Игры- упражнения, могут быть направлены на тренировку детей в узнавании, различении, нахождении и назывании тех или иных предметов и их свойств:  «Что лишнее», «Помоги убрать на место опасные предметы», «Расставь знаки дорожного движения», «Помоги Маше отобрать съедобные грибы», «Хорошо и плохо», «Правила дорожного движения».

Игровые обучающие ситуации представляют собой форму совместной игровой деятельности ребенка и педагога. В ней ситуация партнерства позволяет ребенку активно участвовать в рамках ролевого поведения в дидактическом процессе, а педагогу представлять в интересной и увлекательной форме для детей новые знания.

Игры - драматизации, основанные на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок и взрослый в этом случае играют сами. Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него и живет его жизнью. Драматизация сказки «Кот, дрозд, петух и лиса» позволяет детям понять, что добрые и злые герои могут петь ласковым голоском, а иметь разные намерения. В процессе разыгрывания и обсуждения сказки, дети способны усвоить правило, что нельзя открывать чужому дверь. Игровые тренинги («Если чужой стучится в дом», «Угадай, кто это») способствуют отработке практических навыков.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Пожарные», «Спасатели», помогают ребенку действовать в коллективе. Принимая на себя (посредством роли)  позиции разных людей, ребенок осваивает мотивы их деятельности, смыслы их поступков. При этом ролевое взаимодействие в игре выступает как способ моделирования реальных отношений и взаимоотношений людей.

Ведущие педагоги и психологи предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование.   Игра позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один дома

 

«Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: - почтальон принес срочную телеграмму; - слесарь пришел ремонтировать кран; - милиционер пришел проверить сигнализацию; - медсестра принесла лекарство для бабушки; - мамина подруга пришла гости; - соседи просят зеленку для поранившегося ребенка; - незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; - женщине нужно вызвать «Скорую помощь». Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

 

 

«Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Материал: разрезные картинки опасных предметов.

Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

 

 

«Опасные предметы убери на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

 

 

«Пригласи Мишку в гости»

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

 

 

 

«Игра - дело серьезное»

Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать, с какими вещами играть нельзя.

Материал: Карточки (мяч, ножницы, пирамидка, газовая плита, спички, нож, неваляшка, таблетки, утюг, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянная ваза и др.)

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя, - почему). За правильный ответ получает фишку.

 

 

 

«Кто больше назовёт действий»

Цель: Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые правила: Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

 

 

 

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

Материал: мяч.

Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

Огонь- друг, огонь- враг!

 

Пожароопасные предметы»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы. Набор слов для игры (утюг, журнал, телевизор, ручка, хлопушка, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, ноты, краски, спички, бинт, чайник, маска и др.).

 

 

 

«Вызов службы спасения»

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

 

 

«Горит – не горит»

Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.).

 

 

«Слушай внимательно»

 Цель: закреплять основные правила пожарной безопасности, развивать слуховое внимание.

Ход игры:

Воспитатель детям задает вопрос,  а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем утром вечером иль днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

- Кто из вас шалит с огнем -  признавайтесь честно в том?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

 

 

 

«Доскажи словечко»

Цель: знакомить с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры: ведущий предлагает участникам стать в круг. Сам находится в центре с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из участников, который быстро досказывает строку и передает шар другому. Если участник отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему.

Ведущий:  Этот шар в руках недаром.

                   Если раньше был пожар,

                   Ввысь взмывал сигнальный шар –

                   Звал пожарных в бой с пожаром.

                   Где с огнем беспечны люди,

                   Где взовьется в небо шар,

                   Там всегда грозить нам будет

                   Злой, безжалостный… пожар (передает шар другому).

Раз, два, три, четыре у кого пожар в …  квартире?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… утюг.

 Красный отблеск пробегает кто со спичками… играет. 

 Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… газом.   

 Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег …листву?

Кто в огонь бросал при этом незнакомые … предметы?

Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с … огнем!

Не играй с сестричками маленькими… спичками.

Он всегда помочь успеет и огонь он одолеет,

Знай ребенок и родитель, это друг…огнетушитель.

Их огнем не испугать, им к огню не привыкать!

Он победит огонь коварный, а зовут его… пожарный.

 Дым увидел - не зевай и пожарных …  вызывай. 

Дым, пожар горит, не стой. Заливай скорей …водой.

 Помни каждый гражданин спасенья номер …ноль один.

Если что-то загорится, то пожарная примчится.

Вы запомните, друзья, что с огнем шутить…Нельзя!

Ребёнок и его здоровье

 

«Что полезно, а что нет?»

Цель: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей.

Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.

Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

 

 

«Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

 

 

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель игры: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

 

 

Игра с микрофоном

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон:

Я – голова, я умею ... думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею ... ходить, но не умею рисовать.

Я – рука, я умею ... рисовать, но не умею слушать ... и т.д.

 

«Лесник»

Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Ход игры: дети поочередно «выполняют роль лесника», который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

 

 

Правила гигиены

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры:(1 вариант) Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Ход игры:(2 вариант)С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель  с  детьми  договаривается,  кто  и  что  будет  изображать.  Затем  водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий  должен  отгадать,  что  показывают  дети:  умывание,  чистку  зубов,  обтирание, причёсывание, купание.

 

 

Мой день

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование:3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход игры:  Располагать  карточки  надо  последовательно,  в  соответствии  с  режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант  2.  «Продолжи  ряд».  Воспитатель  начинает  выкладывать  последовательность,  а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибку.

Дети на дороге

 

«Путешествие на машинах»

 

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры: На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

 

 

«Найди нужный знак»

Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

 Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают для них свои карточки.  Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

 

 

«Мы - пассажиры»

Цель: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

 

 

Собери дорожные ситуации

Цель: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

Ход игры: Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

 

 

 

Дорожный экзамен

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь.

Материал: крупный строительный материал для конструирование дороги,  дорожные знаки.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Ход игры:

 Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

 

 

 

Что нужно для поездки

Цель: расширять и уточнять знания детей о действиях и обязанностях шофёра (старательно ухаживать за машиной, умело ею пользоваться, добросовестно выполнять правила дорожного движения, уметь перевозить пассажиров и грузы).

Игровое задание. Умело вести автомобиль.

Правила игры. Правильно использовать все предметы во время поездки.

Материал. Игрушечные автомобили, рули, светофор, грузы, пассажиры (куклы, игрушки), сундучок.

Игра. Предложите будущим шоферам вспомнить, что им понадобится для поездки. Если возникнут затруднения, нужно взять из сундучка различные предметы (по одному). Дети, внимательно рассмотрев их, должны сказать, для чего они понадобятся во время поездки. Ребята объединяются в группы, в каждой группе должны быть водители, пассажиры, те, кто подбирает грузы. Наконец машины выходят на трассу (периметр стола). Сначала сами регулируйте движение всех машин сигналами светофора. Потом светофором может управлять кто-нибудь из детей. При повторении игры желательно, чтобы дети меняли роли.


 

Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей

Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей

Игры- упражнения, могут быть направлены на тренировку детей в узнавании, различении, нахождении и назывании тех или иных предметов и их свойств: «Что лишнее», «Помоги убрать…

Игры- упражнения, могут быть направлены на тренировку детей в узнавании, различении, нахождении и назывании тех или иных предметов и их свойств: «Что лишнее», «Помоги убрать…

Один дома «Если чужой стучится в дверь»

Один дома «Если чужой стучится в дверь»

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости

Огонь- друг, огонь- враг!

Огонь- друг, огонь- враг!

Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре? -

Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре? -

Ребёнок и его здоровье «Что полезно, а что нет?»

Ребёнок и его здоровье «Что полезно, а что нет?»

Лесник» Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Лесник» Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Дети на дороге «Путешествие на машинах»

Дети на дороге «Путешествие на машинах»

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021