Игра -квест.Лингвистические раскопки.
Оценка 4.8

Игра -квест.Лингвистические раскопки.

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
русский язык
6 кл—9 кл
30.04.2020
Игра -квест.Лингвистические раскопки.
Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно – поисковый или творческий. Внеурочная деятельность даёт возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умение анализировать различные языковые явления, расширять лингвистический кругозор школьников.
scenarij_igry-kvesta_po_rja (1).docx

 

 

 

Методическая разработка

 внеклассного мероприятия по русскому языку

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

 

Оглавление

1.     Введение………………………………………………………………....  с.3

2.     Сценарий игры - квеста «Лингвистические раскопки»……………     с. 5  

3.     Заключение………………………………………………………..…      с.12

4.     Список использованной литературы……………………………         с. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные тенденции в методике преподавания русского языка в школе ставят перед учителем новые задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий»,  опирается на системно - деятельностный подход, который позволяет достигать «целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся».  Процесс развития личности  происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно – поисковый или творческий.

Внеурочная деятельность даёт возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умение анализировать различные языковые явления, расширять лингвистический кругозор школьников.

Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистические раскопки»  построено в форме игры – квеста (приключенческая игра (от англ. quest — поиски), adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету). Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной.

Ход проведения мероприятия и правила игры

Внеклассное мероприятие посвящено теме исторического развития русского языка, рассчитано на учеников 5-6 классов. Место проведения – актовый зал, где установлен экран для проецирования заставки мероприятия, высказываний о русском языке, таблицы результатов поиска; оборудуется место для работы команд и жюри (Центр задач). В актовом зале располагается также справочный мини-центр (словари, справочная литература, энциклопедии), куда участники игры обращаются за помощью. В ходе «раскопок» команды могут обращаться в школьную библиотеку (информационный центр), а также посещать компьютерный класс для работы в Интернете.

Работу команд регулируют наставники – старшеклассники, которые контролируют ход поиска решения задач, следят за временем подготовки, помогают при работе в Интернете, но не дают подсказок или готовых решений. Цель игры – самостоятельный поиск неизвестного.

Суть «Лингвистических раскопок» заключается в поиске пропавших из высказываний о русском языке слов. По мере решения поставленных перед командами задач археологи – лингвисты по буквам восстанавливают слова. Каждое выполненное задание позволяет открыть одну или несколько букв.  Все результаты поиска сначала обсуждаются в команде, затем  предоставляются в Центр задач (жюри) в виде устного высказывания; все записи остаются у команды для составления отчёта – презентации о лингвистической экспедиции (проводится через день после игры, для того чтобы систематизировать знания и поделиться информацией с другими ребятами). Презентация – рассказ о добытых знаниях является завершающим этапом «Лингвистических раскопок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формирование информационной компетенции учащихся (самостоятельный поиск информации)

Задачи:

  • углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;
  • формирование коммуникативной культуры школьников;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, истории, биологии. Интернет, оборудование для мультимедиа.

Ход мероприятия

Музыка

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 3. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 1. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 2. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…

Ведущий 3. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

Ведущий 1. Нам повезло!

Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 3. Это ли не повод, чтобы гордиться…

Ведущий 1. … как гордились русским языком Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой …

Ведущий 2. …и многие другие русские и зарубежные классики.

Ведущий 3. (обращаясь к слайду, где отображены высказывания о русском языке) Вы видите цитаты, принадлежащие известным писателям. Мы не можем их прочесть, поскольку со временем стёрлись некоторые слова.

Родная речь - Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык

Иеромонах Роман

 

 

Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.

Михаил Васильевич Ломоносов

 

 

Язык есть исповедь народа,

Его душа и быт родной.

Пётр Андреевич Вяземский

 

Ведущий 1. Мы должны восстановить цитаты.

Ведущий 2. Для этого команды отправятся в путешествие и произведут «лингвистические раскопки».  Каждая команда имеет название. Капитаны команд руководят «раскопками» в своей группе. На определённом этапе команда может выполнять сразу несколько заданий. По мере выполнения заданий (по результатам каждого этапа «раскопок») жюри выдаёт букву/буквы для расшифровки пропавших слов, которую вы прикрепляете к свободным ячейкам в табличке, расположенной на рабочих столах.

Ведущий 1. Так постепенно каждая команда найдёт исчезнувшие слова и продемонстрирует ход и результат своей работы через день после игры (презентации). При работе можно пользоваться любой справочной литературой, словарями, Интернетом.

Ведущий 2. Каждая команда имеет наставника (старшеклассники), который может помочь найти путь решения поставленной задачи, дать дополнительную инструкцию, в случае необходимости, а в заключении -составить отчёт-презентацию.

Ведущий 3. Итак, мы отправляемся в лингвистическую экспедицию!

Сценка ''Три загадки''.

Поссорились на переменке ребята, один кричит:

-         Я тебе покажу, где раки зимуют

А второй ему:

-         Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный. А они на него напустились:

-         Все следишь! Наверное,  и спишь с закрытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

-         Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

-         Какие еще загадки? – удивились ребята.

-         А вот какие, слушайте. Где раки зимуют?

                                              Кто из кожи вон лезет?

                                               Кто спит с открытыми глазами.

Ведущий 1. Внимание! Задача первая: каждая команда должна объяснить происхождение одного из фразеологизмов.

После выполненного первого задания командам выдаются маршрутные карты (после каждого этапа) и буквы пропавших слов.

 

 

 

 

 

Маршрутная карта № 1

Родная речь - Отечеству основа.
Не ________  Божественный  _____,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык
                                   Иеромонах Роман

1 этап

 

Где раки зимуют

Буква  (выдаётся после выполненного задания)

 

 

Первое слово: первая буква - З

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: выражение я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были достать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто человек после этого очень тяжело  болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

2 этап

 

 Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в первой трети XIX в. из франц. языка,  одна часть переводится с греческого как «жизнь», другая – «слово».

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

 

Буква

 

Второе слово: шестая буква - к

Ответ: Биология (задание спрятано в учебнике биологии, который находится на рабочем столе жюри)

3 этап

 

Расшифруйте запись

 

[дурной'эсловакаксмалапр'истан'итн'иатл'эп'иш]

 

Буква

 

Второе слово: третья буква - Д

 

Ответ: Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь

4 этап

 

1.     Объясните этимологию (происхождение) слова пельмени

2.     Что обозначают старославянские слова: длань, очи, ланиты?

3.     Почему в старину ябедник был уважаемым человеком?

4.     Как называлась буква Д кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

 

1.      Первое слово: вторая буква – А, четвёртая буква - У

2.      Первое слово: шестая буква, второе слово: пятая буква – И

3.      Второе слово: вторая буква – О

4.      Первое слово:  , пятая буква - Т

 

Ответ: 1.  сложное слово из финских языков, образованное из пель – «ухо» и нянь – «хлеб». Буквально значит «ушки из теста» - по форме, которую имеют эти изделия.

2. ладонь, глаза, щёки

3. Слово произошло от скандинавского «служба», ябедник – служащий. Чиновник, распространявший клевету, доносчик.

4. Д - добро

5 этап

 

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

 

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

 

Буква

 

 

 

 

Второе слово: первая буква – Р, четвёртая буква - Н

 

Ответ: и´дут, седина´ми – устаревшее ударение. Витязи, чета, град – архаизмы.

6 этап

 

Объясните происхождение имён членов вашей команды

 

Буква

 

Первое слово:  третья буква – М

 

Разгаданные слова

1.      

З

А

М

У

Т

И

 

2.      

Р

О

Д

Н

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта № 2

Языка нашего _______ красота не будет никогда ________ от ______.

Михаил Васильевич Ломоносов

1 этап

 

Из кожи вон лезет

Буква  (выдаётся после выполненного задания)

 

 

Первое слово: третья буква - Б

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:  фразеологизм связан с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи.

2 этап

 

 Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в XVIII в. из нем. яз. С греч.переводится как  "любовь к слову, литературе", первая часть слова переводится  "люблю" и вторая -  "слово".

 

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

 

Буква

 

Второе слово: четвёртая буква - Р

Ответ: филология (задание спрятано в учебнике русского языка, который находится на рабочем столе жюри)

3 этап

 

Расшифруйте запись

 

[жалаостраизыкастр'эй'таво]

 

Буква

 

Второе слово: первая, третья буква - П

 

Ответ: Жало остро, а язык - острей того.

 

4 этап

 

1.     Объясните этимологию (происхождение) слова помидор

2.     Что обозначают старославянские слова: чело, бры, перст?

3.     Почему за яд, подаваемый к столу, в древности не только не казнили, но и благодарили?

4.     Как называлась буква З кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

 

1.      Первое слово: вторая буква, четвёртая буква - Е

2.      Первое слово: седьмая буква, второе слово: пятая и восьмая буква,  третье слово: пятая буква – А

3.      Третье слово: четвёртая буква – О

4.      Первое слово: пятая буква, третье слово: первая буква  - С

 

Ответ: 1.  Название овощу дано в итальянском языке, где поми д'оро значит «яблоко из золота», «золотое яблоко». Указание некоторых словарей, что слово пришло к нам через посредство французского языка, нельзя принять безоговорочно, т.к. тогода оно пришло бы к нам как пом д'амур – «яблоко любви»

2. Лоб, брови, палец

3. Ядом называли то, что «ядят», т.е. пищу. Отсюда произошло слово «яства».

4. З - ЗЕМЛЯ

5 этап

 

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

 

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.

 

 

Буква

 

 

 

 

Первое слово: первая, пятая буква; второе слово: шестая, седьмая буква  - Н, третье слово: четвёртая буква - Т

 

Ответ: о заре –  устаревшая форма (совр. – на заре); брег - берег. По'лны – совр. ударение - полны´.

6 этап

 

Объясните происхождение имён членов вашей команды

 

Буква

 

Третье слово:  вторая буква – К

Разгаданные слова

1.

Н

Е

Б

С

Н

А

 

2.

П

О

П

Р

А

Н

Н

А

 

3.      

С

К

О

Т

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта № 3

Язык есть _______    _______,

Его душа и быт родной.

                              Пётр Андреевич Вяземский

1 этап

 

Спит с открытыми глазами

Буква  (выдаётся после выполненного задания)

 

 

Первое слово: первая буква - И

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: фразеологизм связан с животным миром. Спят с открытыми глазами  рыбы, как будто даже во сне всех видят.

2 этап

 

 Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в древнерусскую эпоху из греч. языка,  переводится с греческого как «знание, знаток, свидетель»

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

 

Буква

 

Второе слово: третья буква - Р

Ответ: история (задание спрятано в учебнике истории, который находится на рабочем столе жюри)

3 этап

 

Расшифруйте запись

 

[б'изрускаваизыкан'искалот'ишысапага]

 

Буква

 

Второе слово: вторая буква, шестая буква - А

 

Ответ: Без русского языка не сколотишь и сапога

4 этап

 

1.     Объясните этимологию (происхождение) слова шахматы

2.     Что обозначают старославянские слова: выя, стан, уста?

3.     Какой день семидневки назывался на Руси неделей (в болгарском языке это название сохранилось до сих пор)?

4.     Как называлась буква Г кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

 

1.      Первое слово: вторая буква – С, пятая буква - В

2.      Первое слово: четвёртая буква, второе слово: четвёртая буква – О

3.      Второе слово: первая буква – Н

4.      Первое слово:  восьмая буква - Ь

 

Ответ: 1.  Наименование игры пришло во многие языки, в том числе и русский, из персидского языка. Образовано оно из слов шах и мат, что значит «шах (король) умер».

2. Шея, туловище, рот

3. Воскресенье

4. Г - ГЛАГОЛЬ

5 этап

 

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

 

Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит;

Он прислал тебе поклон,

Да тебе пеняет он:

К нам-де в гости обещался,

А доселе не собрался.

 

 

Буква

 

 

 

 

Первое слово: седьмая буква; второе слово: пятая буква – Д, первое слово: шестая буква - Е

 

Ответ: тот город правит - (совр. - тем городом правит) – устаревшая форма. Всяк, доселе  – устаревшая лексика.

6 этап

 

Объясните происхождение имён членов вашей команды

Буква

 

Первое слово:  третья буква – П

Разгаданные слова

1.      

И

С

П

О

В

Е

Д

Ь

 

2.      

Н

А

Р

О

Д

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного,  имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Представленное внеклассное мероприятие по русскому языку – одна из форм подготовки учащихся к предметной олимпиаде, а также возможность окунуться в историю происхождения слов русского языка; подобная работа может помочь в объяснении трудных случаев написания слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Э.А.Вартаньян.  Путешествие в слово. – М.: Просвещение,  1982

2.     С.В.Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006

3.     М.М.Казбек – Казиева.  Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М.:  Айрис-пресс, 2010

4.     З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978

5.     Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности по русскому языку. 5 -11 классы / Авт.-сост. Т.А.Чернова. М.: Планета, 2013

6.     Е.П.Преображенская. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1966

7.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011

8.     http://www.slovari.yandex.ru

9.     http://www.forlove.com.ua

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Введение Современные тенденции в методике преподавания русского языка в школе ставят перед учителем новые задачи

Введение Современные тенденции в методике преподавания русского языка в школе ставят перед учителем новые задачи

Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистические раскопки» построено в форме игры – квеста ( приключенческая игра (от англ

Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистические раскопки» построено в форме игры – квеста ( приключенческая игра (от англ

Презентация – рассказ о добытых знаниях является завершающим этапом «Лингвистических раскопок»

Презентация – рассказ о добытых знаниях является завершающим этапом «Лингвистических раскопок»

Ведущий 3. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка

Ведущий 3. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка

Язык есть исповедь народа ,

Язык есть исповедь народа ,

Кто из кожи вон лезет?

Кто из кожи вон лезет?

И часто человек после этого очень тяжело болел

И часто человек после этого очень тяжело болел

Слово произошло от скандинавского «служба», ябедник – служащий

Слово произошло от скандинавского «служба», ябедник – служащий

Маршрутная карта № 2 Языка нашего _______ красота не будет никогда ________ от ______

Маршрутная карта № 2 Языка нашего _______ красота не будет никогда ________ от ______

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки

Маршрутная карта № 3 Язык есть _______ _______ ,

Маршрутная карта № 3 Язык есть _______ _______ ,

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки

Заключение В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал

Заключение В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020