Игра "Поле чудес".
Тема: Растения и здоровье.
Цель: развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений родного края,
- развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: выставка книг о лекарственных растениях, карточки-табло, игровой барабан, слайды с изображением и описанием растений, костюмы растений, плакаты для оформления зала: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Природа- наш друг и целитель», призы.
Ход игры
Ведущий: Дорогие участники, уважаемые зрители, сегодня нашу игру «Поле чудес» мы посвятим лекарственным растениям. В лесу, в поле, на лугу каждый из вас встречал эти полезные растения, которые люди с давних пор использовали в медицине. До сих пор многие предпочитают лечить свои болезни настоями, отварами, мазями, приготовленными из корней, ягод, листьев и цветов. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
- Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?
- Как найти в природе нужное растение?
- Сегодня вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые очень часто встречаются на территории нашего агрогородка.
- Итак, начнем игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Первый тур.
1. У кого одна нога, да и та без башмаков? (Гриб)
2. Рос ребенок, не знал пеленок; стал стариком – сто пеленок на нем. (Кочан капусты)
3. Мой брат зовет всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему –то не звоню. (Колокольчик)
Представление первой тройки игроков…
Задание для первой тройки игроков.
Ведущий: В народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зеленом лугу. О каком растении идет речь? (Ромашка)
(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик в костюме растения читает стихотворение.)
Если случиться тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки…
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он «любит» - «не любит» ответить нам может,
И глянет приветливо желтым глазком.
Вот эта ромашка знакома нам тоже -
Ее мы лекарственным другом зовем.
Второй тур.
Ведущий: Выбираем вторую тройку игроков.
1. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
3. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души. (Иван - чай)
Представление второй тройки игроков…
Задание для второй тройки игроков.
Ведущий: Это растение обладает множеством целебных свойств. Среди основных выделяют: способность останавливать кровь, стимулирует пищеварение, нормализует обмен жиров, уменьшает отёки, выводит избыток жидкости из тканей, стимулирует рост волос. О каком растении идёт речь? (Крапива)
(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик в костюме растения читает стихотворение.)
За калиткой как-то раз
Я крапивой обожглась.
Закричала: «Ой-ой-ой!..»
Слёзы потекли рекой.
Вся рука горит в огне…
«Помоги, пожарник, мне,
Затуши скорей водой,
Чтоб могла пойти домой!
А не то я распалюсь,
Словно факел, загорюсь,
Подожгу кого-нибудь.
Надо мне огонь задуть!..»
Посмотрела я на руку —
От крапивы жженье, мука,
Волдыри и красный цвет,
Но огня в помине нет.
Поняла: крапива злая
Просто всех подряд… кусает!
Третий тур.
Ведущий: Выбираем третью тройку игроков..
1. Желтый
и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен. (Иван-да-Марья).
2. Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
3. У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (Мать – и - мачеха)
Представление третьей тройки игроков…
Задание для третьей тройки игроков.
Ведущий: Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких, воспалительные процессы. О каком растении идёт речь? (Зверобой)
(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик в костюме растения читает стихотворение.)
На Иванов день цвести
Начинает зверобой
И здоровье принести
Он поможет нам с тобой.
В девяносто девяти
Наш болезнях лекарь он
И ему для нас расти
На поляне луговой.
Он растёт и на лугах,
На лесных опушах он
Среди многих разных трав —
Жёлтый с синеньким глазком
Игра со зрителями
(Загадываются загадки про лекарственные растения, зрители, называя отгадку, рассказывают какие заболевания лечат данные растения).
· В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес)
Очень часто отвары из зерен овса применяют для лечения желудка.
· Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение.
· Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушеная в запас
Лечит и зимою нас. (Малина)
Малина – лучшее средство при простуде. Горячий малиновый чай помогает быстрее выздороветь и набраться сил.
Финал
Представление финалистов…
Задание для финалистов.
Ведущий: Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком этого растения ласточки лечат своих новорожденных птенцов. Потому – то говорят, что зацветает он с прилетом птиц. Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно – ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности. (Чистотел)
(После того, как дети отгадают слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик в костюме растения читает стихотворение.)
Я сегодня
(между делом)
Расскажу о ЧИСТОТЕЛЕ.
Чистотел — трава серьезная,
Ядовитая и — грозная!
Язвы, сыпи, лишаи,
Диатезы, угри, раны? —
Вы с отваром чистотела
Принимайте ванны.
Он серьезно вам поможет
При давлении высоком.
Бородавки и мозоли
Удалите — соком.
Вы лечитесь чистотелом,
Только мой совет:
Знайте меру! (Между делом
Я вам дам ответ):
Внутрь настои принимайте.
Только — не злоупотребляйте!
Супер – игра
Задание для супер-игры
Ведущий: Какое растение отгоняет нечистую силу и одновременно помогает при отсутствии аппетита? (Полынь горькая).
(После того, как финалист отгадает слово, демонстрируется слайд, подготовленный ученик в костюме растения читает стихотворение.)
Полынь – хозяйка полевая,
Душистая, пахучая, седая,
Под ветром и дождем ты в поле
Стоишь, красуешься на воле.
Не знаю, сколько тебе лет,
Но горше точно в поле нет.
Всегда ты равнодушна и горда,
Не радуешь цветами никогда.
Я прикоснусь к тебе рукой.
Поверь, ты хороша, поклон земной.
Держу букет из серебра,
С тобой не спать мне до утра.
Подведение итогов и награждение.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Сегодня вы узнали только о некоторых лекарственных растениях, которые можно встретить на территории агрогородка Горбовичи.
Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.