Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Номинация: «Педагогическая находка. Мои инновации в образовании.»
Игра-путешествие «Страна Толерантность»
Возраст участников: учащиеся 7-10 лет
Рыжова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов ,
МАОУ СОШ №17 г.Белебея
2023 г
Игра-путешествие «Страна Толерантность»
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
В связи с актуальностью данной проблемы мной была разработана игра для учащихся начальной школы «Страна Толерантности».
Практическая значимость игры состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Цель игры: Воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи:
Обучающие:
1) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
2) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
3) Диагностика различий среди участников тренинга.
Развивающие:
4) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
5) Развитие творческого потенциала воспитанников.
Воспитательные:
6) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
7) Формирование атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в коллективе.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: учащиеся 7-10 лет
Материалы и оборудование:
• мультимедийное оборудование, презентация;
• CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - " Из чего наш мир состоит", «Дружба» в исп. гр. Барбарики,; «Улыбка», музыка из к/ф «Усатый нянь», «Дети Земли».
• Акрамова Галия из Башкортостана «Люди на свет рождаются разными.»
• карточки с проблемными ситуациями для каждого участника.
• обруч с лентами.
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой игры, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.
В результате занятия дети смогут:
формулировать и понимать, что значит понятие "толерантность"; пояснять, почему терпимость является необходимым условием сохранения мира (в коллективе, в обществе, в мире);
прогнозировать, разрабатывать и претворять в жизнь пути решения конфликтов;
выражать собственную позицию.
При проведении и реализации таких игр я жду от воспитанников следующих результатов:
• понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;
• развития терпимости и уважения к разным людям;
• формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;
• умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;
• развития творческого потенциала.
Ход проведения игры:
Первый этап
На экране презентация
1 СЛАЙД
Звучит музыка (песня " Из чего наш мир состоит")
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь, сегодня все вместе. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – страну Толерантность.
- Страна Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами этой страны, нам предстоит сегодня узнать. Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем ,а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
На пути нам встретятся необычные города: город Дружбы народов, город Доброты, город Взаимопонимания, город Согласия, город Загадок.
И первый город на нашем пути – город Дружбы народов. Посмотрите, из окон выглядывают дети разных стран.(слайд 2)
- Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран.
Дети: У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.
- Посмотрите, какие эмоции на лицах.
Дети: Они радуются, веселятся, улыбаются.
- На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями, танцами, языком, на котором люди думают и говорят.
Вы знаете, что приветствия разных стран особенные. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и я предлагаю всем вам поздороваться, используя разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно?
Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
•пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Итак, начали…
(звучит песня группы Семицветик - «Дети земли»)
- У всех получилось? Интересно было? Спасибо.
Есть ценности, которые существуют независимо от человека: небо, природа, солнце, – и ценности, непосредственно связанные с человеком и его жизнедеятельностью. Все они помогают человеку не только жить, но и стать лучше – духовно, нравственно более совершенным. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность!
- Кто с кем может дружить?
Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране и в нашем крае живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события. В народе говорят:
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
«Народная дружба и братство дороже всякого богатства»
Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.
- Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение.
-А вы сможете назвать, одним словом, синоним к этим понятиям?
А вот этот синоним и есть слово «Толерантность»
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение
Послушайте, какое стихотворение написала девочка Акрамова Галия из Башкортостана (Наизусть читает Гареева Камилла)
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
- Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.
А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки ,во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Я вижу перед нами город Доброта. Давайте туда заглянем.
У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.
Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, подчеркивают их на фигурке человека)
добрый сильный преданный
весёлый улыбчивый чуткий
смелый честный внимательный
агрессивный злой нечестный
равнодушный лживый раздражительный
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, вы со мной согласитесь, что нужно учиться доброте.
Давайте с вами зажжем солнце Доброты.
Дети берут обруч, к которому привязаны желтые ленты – лучи, образуют «солнышко» и по очереди называют качество, помогающее жить в мире со всеми.
Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.
Как вы думаете, почему мы зажгли солнце доброты?
- Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок.
Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать.
Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать.
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• Кто опрятный и весёлый
Спозаранку мчится в школу?
• Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холле?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
• Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить кто сможет?
Впереди город Взаимопонимания
Давайте поиграем в игру «Пойми меня» и поучимся понимать и чувствовать друг друга.
- Я приглашаю вас построиться в шеренгу. Игроки каждой команды выстраиваются спиной к ведущему в затылок друг другу. Первый игрок поворачивается к ведущему, который показывает заранее подготовленный несложный рисунок (цветок, домик и т. п.). Цель каждого игрока – нарисовать на спине впереди стоящего то, что он «увидел», т. е. почувствовал, а тот в свою очередь пытается изобразить картинку на спине следующего. Так до последнего игрока, который рисует окончательный вариант на лежащем перед ним листе. Выигрывает та команда, чей рисунок хоть отдаленно напоминает оригинал.
Итак….начали…
(звучит песня «Дружба» в исп. гр. Барбарики)
- Скажите, чему нас учит эта игра?
- Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
Практическое задание.
- Приглашаются капитаны команд для получения заданий.
Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его (это сделают помощники, и объяснить свой выбор.
Даётся 3 минуты на выполнение этого задания.
(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь»)
Задания:
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
1. В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка.
Ты пытаешься разнять и примирить их.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ваш вариант ответа
Как вы поступите?
Следующий город на нашем пути – город Согласия.
-Вы поняли, что такое толерантность? Сейчас мы это проверим.
Предлагаю всему классу собрать цветок толерантности. На лепестках написаны качества человека, вы должны выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:
уважение мнения и прав других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
уважение человеческого достоинства
чуткость
милосердие
сострадание
прощение
принятие другого таким, каким он есть
жестокость
неуважение
эгоизм
нетерпимость
пренебрежение
зависть
равнодушие
агрессивность
(звучит музыка песня «Дети Земли» в исп. ансамбля)
Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч.
Давайте хором весело скажем:
Если каждый будет друг другу терпим
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.