Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Оценка 4.8

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
13.07.2018
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Во время игры, которая рассчитана на два урока, дети побывают на пяти "станциях". Во время "путешествия" они ответят на вопросы, проиграют ситуации общения, порисуют. достоинство разработки, на мой взгляд, в том, что охвачены все дети: им интересно, они активны. Ведь участие в этой игре не зависит от успеваемости по русскому языку! Но определённые коммуникативные умения приобретут все.Разработка мероприятия, которое проводилось в декаду русского языка и литературы в ходе Ломоносовских чтений
Игра по речевому этикету в 5-6 кл...doc
Гельфонд Е. В.,  учитель русского яз. и литературы  МБОУ СОШ № 74 г. Новосибирска Игра по речевому этикету в форме путешествия в 5­6 классах Цели: 1. Общеобразовательные:  Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета  Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета  Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях 2. Развивающие:  Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной  ситуации 3. Воспитательные:  Воспитывать уважительное отношение к собеседнику  Воспитание культурной личности Оформление   Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты…», «У  Заголовок «Путешествие в страну этикета» меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»  Рисунки, иллюстрирующие приветствие  Распечатки заданий  Два телефона Подготовка  Сценка «Разговор по телефону»  Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»  Подготовить выступление чтецов1, 2  Участникам подготовиться отвечать на вопросы: 1) Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах? 2) Повторить правила приветствия 3) Повторить правила разговора по телефону 4) Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила разговора по телефону 5) Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей  Подготовить похвальное слово школе Станция 1. Что такое этикет? Ведущий. Попытки   раскрыть   смысл,   который   вкладывается   в   понятие   «хорошие   манеры», предпринимались много раз.     Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».     Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.    По мнению же создателя Гулливера – Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Станция 2. Приветствие. 1 Ведущий    В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было   бы   удобно   и   хорошо,   чтобы   никто   не   чувствовал   себя   неловко.   Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.  Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века? * Команды отвечают. ПК. 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь. 2) В 17­18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения. 3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык. 4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов – самый низкий, средний поклон – с углом 30 градусов и лёгкий – с углом в 15 градусов. 5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. 6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.  Ведущий Сейчас конкурс разминка­пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию? * Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации. Ситуация 1.  «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой) Ситуация 2. «На   уроке».   Учитель   молча   указывает   ученику,   записывающему   на   доске,   на   ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником? Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку? Ситуация 4.  «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего­то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? Ведущий. Сейчас  я предложу  вам  несколько  ситуаций  встреч  и  прощания.  Задание:  я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ. 1­я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга? 2­я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку? 3­я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку? 2 Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты…» Этикеша. Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент? Риторик. Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала. Этикеша. И какие же комплименты говорят люди друг другу? Риторик. Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал… Этикеша. Я   понял:   комплимент   говорят,   чтобы   человеку   было   приятно,   чтобы   показать   своё отношение. Риторик. Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова. Ведущий. Предлагаем   выйти   представителей   команд.   Вам   надо   сказать   комплимент,   учитывая предложенную ситуацию. Ситуация 1. После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел Ситуация 2. Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент Ситуация 3. Ваша   мама   чем­то   расстроена.   Вы   делаете   ей   комплимент,   который   бы   поднял   ей настроение. Ситуация 4. Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили? Ведущий. В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить школу с юбилеем. Представьте себе, что школа – одушевлённое лицо. Скажите ей комплимент или поздравьте её, произнесите похвальное слово. * Выступают капитаны команд. Станция 4 «У меня зазвонил телефон». Ведущий Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете? Сценка * Два мальчика сидят у телефона. Первый: Алло! Алло! Второй: Алло! Первый: Слышно что­нибудь? Второй: Слышно. А тебе слышно? Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно? Второй: Хорошо! А тебе? Первый: И мне хорошо. Ха­ха­ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.  Второй: Давай. А о чём разговаривать? 3 Первый: Ну, о чём… О чем­нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда? Второй: Правда. Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? Второй: Правда. Первый: Ну? Второй: Что «ну»? Первый: Чего ж ты не разговариваешь? Второй: А ты почему не разговариваешь? Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо  разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так  разговариваешь и разговариваешь. ПК. Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен. Сценка №2. У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон. Первый. Кто? С кем я говорю? Второй. Здрасьти. А кто вам нужен? Первый. Что? Куда я попал? Второй. Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть? Первый бросает трубку. Звучат гудки. ПК для жюри. Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен.  Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю» Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1­ 58­17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться. Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит. Вопросы жюри для болельщиков - Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы  используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже) - Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может  девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь,  использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу? - Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут  использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен  быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо,  поздороваться, представиться, обратиться по имени) Станция 5 .Приходите в гости! Ведущий    Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.      Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели. Чтец1. 4 Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки. - Это ваза? Ну­ну! - Это лампа? Ну­ну! - А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек. - Ну ладно, ­ сказал он, ­ я пошёл… И ушёл. «Для чего он, интересно, приходил? – подумал я. ­ Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил». - Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры? Чтец2.    Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал,  кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать. - Согласны ли вы с мнением рассказчика? - В чём он себя неправильно вёл? - Почему обиделся хозяин? Задание командам: - Напишите правила поведения в гостях - Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей * Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы ПК Если ты гость.  Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите  Звонить в дверь надо не больше двух раз  Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания  Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть  Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено Если ты хозяин.  Принимать гостей следует любезно и сердечно  Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки  Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.  Займи гостя беседой  Пусть гость сам выбирает тему для разговора  Не оставляй гостя надолго одного  Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять 5

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов

Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Скачать файл