Во время игры, которая рассчитана на два урока, дети побывают на пяти "станциях". Во время "путешествия" они ответят на вопросы, проиграют ситуации общения, порисуют. достоинство разработки, на мой взгляд, в том, что охвачены все дети: им интересно, они активны. Ведь участие в этой игре не зависит от успеваемости по русскому языку! Но определённые коммуникативные умения приобретут все.Разработка мероприятия, которое проводилось в декаду русского языка и литературы в ходе Ломоносовских чтений
Игра по речевому этикету в 5-6 кл...doc
Гельфонд Е. В.,
учитель русского яз. и литературы
МБОУ СОШ № 74 г. Новосибирска
Игра по речевому этикету в форме путешествия в 56 классах
Цели:
1. Общеобразовательные:
Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях
2. Развивающие:
Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной
ситуации
3. Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к собеседнику
Воспитание культурной личности
Оформление
Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты…», «У
Заголовок «Путешествие в страну этикета»
меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»
Рисунки, иллюстрирующие приветствие
Распечатки заданий
Два телефона
Подготовка
Сценка «Разговор по телефону»
Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»
Подготовить выступление чтецов1, 2
Участникам подготовиться отвечать на вопросы:
1) Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?
2) Повторить правила приветствия
3) Повторить правила разговора по телефону
4) Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила разговора по телефону
5) Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей
Подготовить похвальное слово школе
Станция 1. Что такое этикет?
Ведущий.
Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры»,
предпринимались много раз.
Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное
зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость,
смирение и учтивость».
Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что,
хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова
и порождается она здравым смыслом и добросердечием.
По мнению же создателя Гулливера – Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает
тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Станция 2. Приветствие.
1 Ведущий
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем
было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно
проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с
приветствий.
Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?
* Команды отвечают.
ПК. 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор
сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда
для приветствия они снимают обувь.
2) В 1718 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго
раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.
3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают
они за ухо, ещё высовывают язык.
4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов – самый низкий, средний
поклон – с углом 30 градусов и лёгкий – с углом в 15 градусов.
5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем.
Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В
наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове
и плечам. Лапландцы трутся носами.
Ведущий
Сейчас конкурс разминкапантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты,
покажет ситуацию?
* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.
Ситуация 1.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем
рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя
показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 2.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку.
Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие
учеником?
Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь.
Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть
бабушку?
Ситуация 4.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой
на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чегото там, на речке,
испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Ведущий.
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю
ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
1я ситуация.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
2я ситуация.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
3я ситуация.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
2 Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Этикеша.
Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?
Риторик.
Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.
Этикеша.
И какие же комплименты говорят люди друг другу?
Риторик.
Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил,
как хорошо сказал, подумал…
Этикеша.
Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё
отношение.
Риторик.
Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так:
ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.
Ведущий.
Предлагаем выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая
предложенную ситуацию.
Ситуация 1.
После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо
выглядит: загорел, вырос, повзрослел
Ситуация 2.
Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент
Ситуация 3.
Ваша мама чемто расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей
настроение.
Ситуация 4.
Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?
Ведущий.
В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить школу с юбилеем.
Представьте себе, что школа – одушевлённое лицо. Скажите ей комплимент или поздравьте
её, произнесите похвальное слово.
* Выступают капитаны команд.
Станция 4 «У меня зазвонил телефон».
Ведущий
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по
телефону? Почему вы так считаете?
Сценка
* Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно чтонибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Хахаха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
3 Первый: Ну, о чём… О чемнибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо
разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так
разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен.
Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1
5817?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому
телефону тот звонит.
Вопросы жюри для болельщиков
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы
используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может
девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь,
использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут
использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен
быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо,
поздороваться, представиться, обратиться по имени)
Станция 5 .Приходите в гости!
Ведущий
Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это
дело нехитрое.
Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как
бы вы себя повели.
Чтец1.
4 Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в
грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.
- Это ваза? Нуну!
- Это лампа? Нуну!
- А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.
- Ну ладно, сказал он, я пошёл…
И ушёл.
«Для чего он, интересно, приходил? – подумал я. Ведь кроме грязных следов на полу, он
ничего не оставил».
- Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?
Чтец2.
Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я
ко всем приставал, кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со
страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он
надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не
должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.
- Согласны ли вы с мнением рассказчика?
- В чём он себя неправильно вёл?
- Почему обиделся хозяин?
Задание командам:
- Напишите правила поведения в гостях
- Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей
* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы
ПК
Если ты гость.
Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите
Звонить в дверь надо не больше двух раз
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические
замечания
Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть
Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено
Если ты хозяин.
Принимать гостей следует любезно и сердечно
Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться.
Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки
Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи
ему сесть на самое удобное место.
Займи гостя беседой
Пусть гость сам выбирает тему для разговора
Не оставляй гостя надолго одного
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен
найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять
5
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Игра по речевому этикету для 5 - 6 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.